Разработка урока по химии с элементами проблемного обучения на тему Очистка загрязненной поваренной соли


Разработка урока по химии с элементами проблемного обучения
на тему «Очистка загрязненной поваренной соли».
Цель урока: решить учебную проблему по разделению веществ.
Задачи урока:
образовательные:
использование полученных на предыдущих уроках знаний для решения учебной проблемы;
формирование практических умений в ходе решения учебной проблемы;
формирование умений делать выводы на основе полученных данных в ходе решения учебной проблемы.
воспитательные:
воспитание уважительного отношения к одноклассникам в ходе работы в малой группе;
воспитание потребности в знаниях, необходимых для решения практических жизненных задач;
повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии;
формирование правильной самооценки учащихся.
развивающие:
развитие умений и навыков самостоятельно работать с учебной литературой;
развитие умений ставить учебные цели, выдвигать гипотезы, продумывать структуру эксперимента и делать выводы на основе полученных данных.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично – поисковый.
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность ученика Время (мин)
I. Организационный момент
- приветствие учеников
- проверка присутствующих и готовности обучающихся к уроку
- сообщение темы урока и его целей - приветствие учителя
- запись темы урока
5
II. Основная часть урока
- решение учебной проблемы по разделению смеси поваренной соли и песка
- выполнение практической работы «Очистка загрязненной поваренной соли» 25
III. Оформление результатов
- представление «каркаса» таблицы (на слайде или бумажном носителе), которую необходимо заполнить в ходе выполнения практической работы - заполнение таблицы в ходе выполнения практической работы 10
IV. Подведение итогов урока, формулирование выводов
- анализ и оценка способов и результатов достижения цели урока - планирование последующей работы - получение результатов, формулирование выводов и обоснование справедливости (или несправедливости) выдвинутой гипотезы 3
V. Рефлексия
- мобилизует учащихся на рефлексию деятельности - осмысление своей деятельности на уроке
- самооценка своей деятельности и деятельности партнера 1
VI. Домашнее задание
- формулирование домашнего задания и запись на доске - запись домашнего задания в дневник 1
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! На предыдущем уроке вы познакомились с веществами, которые можно назвать чистыми и веществами, представляющими смеси. Кроме того, рассмотрев различные виды смесей, такие, как гомогенные и гетерогенные, вы узнали способы их разделения в теории. Сегодня урок посвящен практическому решению проблемы разделения смесей.
Проблема: Есть смесь поваренной соли с песком. Необходимо из этой смеси получить чистую поваренную соль.
II. Основная часть урока
Выполнение практической работы в соответствии с описанием в учебнике, заполняя «каркас» таблицы, которая представлена на слайде, либо на бумажном носителе.
Название опыта Последовательность
действий (рисунки) Наблюдения Выводы
1. Растворение смеси 2. Фильтрование 3. Выпаривание Цель: (учащиеся формулируют самостоятельно).
(Возможный вариант: познакомиться со способами разделения смесей, освоить простейшие способы очистки веществ: фильтрование и выпаривание).
Гипотеза: (учащиеся формулируют самостоятельно):
(Возможный вариант: разделение гетерогенных смесей возможно фильтрованием, а гомогенных – выпариванием).
Оборудование (по наличию): смесь поваренной соли с песком, стакан с дистиллированной водой, стеклянная палочка, чистая колба, воронка, фильтровальная бумага, лабораторный штатив, кольцо, керамическая чашка, спиртовка, спички, стакан для слива.
III. Оформление результатов.
В результате выполнения работы учащиеся заполняют таблицу
(ниже приведен один из вариантов такого заполнения).
Название
опыта Последовательность
действий (рисунки) Наблюдения Выводы
1. Растворение смеси 1. В химический стакан с 30 мл дистиллированной воды поместили выданную смесь поваренной соли с песком
10623553073402. Содержимое перемешали стеклянной палочкой, добились полного растворения поваренной соли в воде При добавлении воды поваренная соль растворяется, а песок - нет Одни вещества растворяются в воде, а другие - нет. Песок оседает на дно, так как он нерастворим
2. Фильтрование 1. С помощью стеклянной палочки осторожно перелили содержимое стакана на фильтр
7956556654802. Прозрачный фильтрат стек в чистый стакан, а нерастворимые компоненты исходной смеси остались на
фильтре
На стенках фильтра остается песок, а в колбу отфильтровывается раствор поваренной соли - фильтрат С помощью фильтрования возможно разделение смеси, если один из компонентов растворим в воде, а другой – нет
3. Выпаривание 10623558134355–7 мл фильтрата налили в керамическую чашку, поставили на кольцо  и осторожно нагревали на пламени спиртовки, постоянно перемешивая содержимое стеклянной палочкой
При нагревании в керамической чашке раствора повареной соли вода испаряется, а поваренная соль - кристаллизуется С помощью выпаривания возможно разделение смеси, если одним из ее компонентов является вода
IV. Формулирование выводов.
На основании получившихся результатов, учащиеся формулируют выводы и обосновывают справедливость (или несправедливость) выдвинутой гипотезы.
(Возможный вариант: очистить поваренную соль от песка можно, растворив ее в воде, профильтровав и выпарив полученный раствор (данный способ очистки основан на различии растворимости веществ, входящих в состав смеси)).
V. Рефлексия
По окончанию практической работы учащиеся оценивают собственную деятельность, а также работу партнера.
VI. Домашнее задание: повторить §23.