Конспект урока по трудовому обучению на тему: Работа с бумагой. Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Школа 8 вида


Тема урока: «Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»
Цель: научить учащихся выполнять симметричное вырезание из цветной бумаги
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомить с понятием - симметрия;
научить организовывать рабочее место при работе с цветной бумагой;
научить вырезать симметричные фигуры;
научить выполнять прием сгибания и складывания бумаги, конструировать из цветной бумаги с использованием техники симметричного вырезания и изготавливать аппликацию по образцу;
дать представление о конструкции изделия и его формы;
учить правилам безопасного пользования инструментами (клей, ножницы)
Развивающие:
Развивать:
моторику мелких мышц;
глазомер;
эстетический вкус.
Личностные:
воспитывать аккуратность;
развивать внимательность;
воспитывать уважение к своему и чужому труду;
формировать бережливость, терпеливость, экономность.
Тип урока: урок-исследование
Вид: комбинированный
Пед.технологии:игровой и здоровьесбережениеОборудование урока для учителя: цветная и белая бумага, картон зеленого цвета А4, образец изделия, ножницы, клей-карандаш, презентация.
Оборудование для учащихся: цветная и белая бумага, картон зеленого цвета, ножницы, клей-карандаш, коробочка для отходов.
№ Этап урока Время Содержание урока
Деятельность учащихся БУД
0. Перемена - Сегодня вы должны были принести: цветную бумагу красного, желтого, зеленого, оранжевого и коричневого цвета; картон зеленого цвета, клей-карандаш и ножницы.
Давайте посмотрим все ли у вас на месте. Я сейчас проверю порядок на ваших партах и наличие оборудования. (На перемене с ними обговорить) 1. Орг. момент 1 мин. - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Приветствуют учителя Личностные:
самостоятельно созданная ситуация общения и сотрудничества
2. Сообщение темы и задач урока 3 мин. - Ребята, посмотрите на слайд, что на нем изображено? (Насекомые) А какие? (Бабочка и жук)
Посмотрите на форму крыльев и узор у бабочки, что необычного вы увидели? (Ответы детей)
- Правильно! Половинки бабочки похожи друг на друга и имеют одинаковый узор, левая и правая половины одинаковые;если мысленно согнуть пополам картинку, то эти части совпадут.
- Как нужно сложить листочек бумаги, чтобы получились насекомые, как на картинке? (Пополам)- Сегодня на уроке мы научимся вырезать симметричные объекты.
- Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей) Тема сегодняшнего урока: «Симметричное вырезание из цветной бумаги»
- А какие цели сегодняшнего урока? (Ответы детей)
- Правильно! А я поставила вот такие цели .1. познакомиться с понятием симметрия;
2. научить вырезать симметричные фигуры;
3. научиться конструировать из цветной бумаги с использованием техники симметричного вырезания и изготавливать аппликацию по образцу. Воспринимают подаваемую информацию
Внимательно слушают учителя
Формулируют тему урока
Формулируют проблему урока
Л: формулируется личностная мотивация;
П: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Высказывают своё мнение в соответствии с поставленными задачами;
3. Подготовительная работа 2 мин. - Для того, чтобы фигурка жука получилась с двух сторон одинаковая нужно сложить листок в двое и вырезать контуры жука.
- Но мы с вами будем заниматься симметричным вырезанием на более простых фигурах, например на листьях и грибах
Словарная работа:
Новое слово, с которым вы сегодня познакомитесь, будет: симметрия.
- Посмотрите на слайд
Симметрия - это одинаковость в расположении частей чего-нибудь, например бабочки, когда делишь ее пополам прямой воображаемой линией, видно, что половинки бабочки одинаковые, значит фигура симметрична.
Вывод: фигура, которую можно разделить на две равные части, симметрична. Воспринимают подаваемую информацию
Внимательно слушают учителя
Слушают объяснение учителя.
Читают про себя определения. П: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Р: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что нужно усвоить
П: Дополнять и расширять знания.
5. Объяснение нового материала.
Анализ образца. 3 мин. - Ребята, посмотрите на доску. (На доске аппликация из цветной бумаги). Как оформлено изделия? (В паспарту)
- Как вы думаете, каково назначение изделия?
(Применяется в для украшения домашнего интерьера, можно подарить друзьям или близким на праздники)
- Это простое изделие или сложное? Почему? (Это простое изделие, т.к. его легко изготовить). Какова форма изделия? (Прямоугольная). Из какого материала выполнено изделие? (Изделие выполнено из цветной бумаги и картона). Каким образом оформлено изделие? Как по-другому можно оформить изделие? (Ответы детей). Можно оформить изделие в рамку.
- Посмотрите внимательно на слайд, и послушайте технику безопасности при работе с ножницами
держать острыми концами только вниз);
оставлять на столе с закрытыми лезвиями;
передавать закрытыми кольцами вперед) ;пальцы левой руки держать в стороне от лезвия);
хранить после работы в футляре.
- Посмотрите внимательно на слайд, и послушайте технику безопасности при работе с клеем:
1. запрещается брать клей в рот мазать им одежду, волосы;
2. нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза ;3. при попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды
4. по окончании работы обязательно вымыть руки .Анализируют полученную инормацию и на основании этого отвечают на вопросы
Вспоминаю ТБ с ножницами
Запоминают ТБ с иголкой
П: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
П.: дополняют и расширяют знания;
6. Планирование работы. 10 мин. - Посмотрите на слайд. Это материалы, которые, нам понадобятся для выполнения аппликации:
Цветная и белая бумага, картон зеленого цвета, клей-карандаш, ножницы.
- Мы начнем работу с обучения симметричному вырезанию на примере вырезания простого листика:
1) для экономии времени и бумаги, я вам нарезала куски бумаги для будущих фигурок для вашей аппликации. Возьмите их в руки, а теперь перечислите какие цвета бумаги вы видите (белый, коричневый, зеленый, оранжевый, желтый, красный)
2) определить какая сторона будет лицевая, а какая изнаночная.
У всей цветной бумаги она есть. Лицевая - яркая, а изнаночная - бледная. Самостоятельно определите лицевую и изнаночную сторону.
3) согнуть лист лицевой стороной внутрь;
4) нарисовать контур листика;
5) врезать листик по контуру.
- Вырежьте свои листики.
- Как сделать край листочка зазубренным? Сделайте зазубринки. Как сделать прожилки? Сделайте прожилки.
- Как вы думаете, можно ли вырезать два листочка одновременно?
Можно ли вырезать листочки другой формы?
-А теперь попробуйте вырезать сказочные листочки. Можете придумать свою форму листка.
- Мы потренировались вырезать листочки. А сейчас будем делать вот такую аппликацию (грибы)
- Какие симметричные элементы есть в этой аппликации?
(Ножки, шляпки, листочки) Посчитайте, сколько их? (2 ножки, 2 шляпки, 2 листика, 7 травинки)
- Вы сможете сами без шаблона вырезать ножки и шляпки у гриба? Кто может, поднимите руки.
- Давайте уточним, в каком порядке будем делать аппликацию?
- Первый этап – разметка. Складываем листочки пополам и рисуем шляпки, листики, ножки и шляпки грибов - Второй этап - заготовка. Вырезаем все элементы.
- Третий этап - сборка. Разложить элементы и приклеить их и оформить изделие. Сверните картон пополам и разрежьте в линии сгиба. На этой половинке вы расположите свою композицию.
- Четвертый этап - оформление. Оформляем изделие в паспарту.
- Посмотрите на аппликацию, я его оформила в паспарту.
Паспарту – это оформление рамки из картона.
- Паспарту по цвету может быть разным, например (красное, коричневое, белое, черное и т.п.) Вы выберете понравившийся цвет картона А4 и на него приклеите свою апликацию.
Все все поняли? Давайте отдохнем. Беседа по теме урока
Слушают план работы, синтезируют информацию.
Понимают смысл сказанного
Запоминают последовательность работы с аппликацией
Внимательно слушают, синтезируют и запоминают информацию
Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров
Предметные: Овладение базовыми предметными, межпридметными знаниями;
Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентирам применяют освоенные способы действия
Воспринимают информацию, подаваемую учителем.
7. Физ.минутка1 мин - Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
- Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)
- Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
- Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
- Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку). 8. Закрепление нового материала 2 мин. - Кому что не понятно, поднимите руки.
Давайте с вами ещё раз вспомним, какие материалы нам необходимы. (1 человек отвечает)
- Молодец! А из чего состоит план работы? (разметка, сборка, заготовка, оформление)
- Кто хочет рассказать, что входит в разметку, поднимите руку. Расскажи, пожалуйста. (1 человек)
- А что идет после разметки в нашем плане работы? (Заготовка)
- Кто хочет рассказать, что входит в заготовку, поднимите руку. Расскажи, пожалуйста. (1 человек)
- Что идет после заготовки? (Сборка)
- Кто хочет рассказать, что входит в сборку, поднимите руку. Расскажи, пожалуйста. (1 человек)
- И какой последний этап? (Оформление)
Расскажи пожалуйста. (1 человек). Синтезируют усвоенный материал.
Составляют устные монологические высказывания на основе ранее изученного. Регулятивные: осмысливают сказанный материал;
Предметные: строят речевое высказывание
9. Самостоятельная работа. 20 мин. - Ребята, приступайте к работе! Удачи вам.
После того как закончите работу, мы сделаем выставку ваших работ.
Если кому-то потребуется помощь, поднимите руку я подойду. Самостоятельно работают над изделием; просят о помощи учителя. Личностные: проявлять творческую активность в процессе выполнения работы.
10 Итог урока 1 мин. - Время подходит к концу. Ребята, те кто доделал работу, несите на выставку. Я повешу ее на доску. Сразу после этого уберите свое рабочее место.
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Какие творческие находки вы для себя нашли?
3. Какую тему сегодня изучали?
4. Какие новые понятия прозвучали на уроке?
5. Какое еще может быть оформление для аппликации?
6. Как работать с клеем и ножницами?
7. Что такое лицевая сторона, а что такое изнаночная? Формулируют конечный результат работы Предметные: строить речевое высказывание
Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль.
11. Рефлексия 1 мин. - Давайте коллективно оценим ваши работы.
1. Какая работа выполнена более аккуратно?
2. Какая работа выполнена очень ярко?
3. Какие элементы были добавлены дополнительно в аппликацию?
4. Кто полностью передал осеннее настроение через работу.
- По моему мнению, все ваши работы достойны похвалы. Каждая работа отличается индивидуальностью и по-своему красива. После урока, подойдите к учителю и он вам поставить оценки за урок.
- Мне было приятно проводить у вас урок! Всем спасибо и до свидания! Оценивают работу одноклассников. Предметные: строить речевое высказывание
Личностные:
Оценивать работы одноклассников с точки зрения личного опыта.