Аналитический отчет Повышение качества преподавания изобразительного искусства как результат инновационных методов обучения
Автономная некоммерческая организация Общеобразовательная организация Школа "Ирида"
7620010414000
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Повышение качества преподавания изобразительного искусства как результат инновационных методов обучения
Выполнила:
Учитель изобразительного искусства
Чистая Оксана Игоревна
г. Москва, 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теоретическая часть
1.1 Педагогическая инноватика1.2 Инновационная деятельность в Школе «Ирида»
1.3. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства
1.4. Проектный метод как средство выработки
социально-коммуникативных компетенций на уроках
изобразительного искусства
1.5. Роль выставок детского изобразительного творчества
в эстетическом оформлении школы
Практическая часть
2.1. Анализ деятельности в межаттестационный период с 2015 по 2017 год
2.2. Программа саморазвития
Заключение
Список литературы
Введение
На современном этапе модернизации подхода к профессиональной деятельности педагога в школе важно понимать, что модернизация означает усиление внимания на детализацию приёмов и методов обучения на каждом предмете. Профессиональная деятельность преподавателя изобразительного искусства включает учебную, научно-методическую и культурно-просветительскую работу. Она направлена не только на развитие навыков, способностей, но и формирует культурную основу будущего взрослого человека.
Важным фактором является воспитание школьников младших и старших классов посредством искусства. При этом преподаватель изобразительного искусства обязан сам хорошо владеть базисным инструментарием: основами композиции, рисунка, живописи, разнообразными декоративными техниками, знать историю искусств, педагогику и психологию. В.А. Сухомлинский считал, что «мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».
I. Теоретическая часть
Цель моей педагогической деятельности направлена на формирование устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала через применение новых педагогических технологий на уроках эстетического цикла.
Цель аналитического отчета – самоанализ и самооценка профессиональной деятельности за межаттестационный период.
Были сформированы следующие задачи:
обобщить опыт использования информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства;
представить проектный метод как средство формирования социально-коммуникативных компетенций на уроках изобразительного искусства;
проанализировать продуктивность труда в межаттестационный период с 2015 по 2017 год;
выявить проблемы, противоречия, возникающие в процессе работы и наметить пути их решения.
Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
Традиция и инновация в обучении. Сегодня одним из приоритетных направлений становится внедрение в образовательный процесс новых технологий, неформальный метод и есть один из форматов инновации в обучении. Изобразительное искусство не должно быть скучным и однообразным занятием для детей и подростков.
Несомненно, что важно обучить канонам академического рисования и живописи. Но при этом применение неформальных методов обучения композиции, также освоение компьютерной техники, как инструмента для создания авторских композиций, формирует еще больший интерес к занятию изобразительным творчеством.
1.1 Педагогическая инноватика. Применение инновационных технологий в обучении и преподавании изобразительного творчества требует разработки навигаторов - методических рекомендаций по организации цикла уроков, в программы которого включаются:
построение урока,
отбор и выстраивание учебного материала для конкретной темы,
насыщение уроков сюжетами решения задач,
игровыми формами с воспитательным компонентом.
«Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса». Критериями технологичности являются: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Эти критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии.
Инновационная прикладная педагогика призывает переосмыслить весь педагогический процесс, как воспитания, так и обучения, взглянув на ученика, как на равноправный субъект творческой деятельности.
Инновационность в обучении имеет, прежде всего, социально-философский аспект, который в последние годы привлек к себе внимание социологов, психологов, педагогов, философов. Инноватика изначально формировалась как международная сфера исследований, поэтому понятие «инновация» встречается и в работах экономистов, культурологов.
Педагогическая инноватика предлагает новый подход к обучению — личностно-центрический. Педагогические инновации субъективны по позициям участников нововведенческой работы, направлены в будущее и имеют свои особенности и в ценностной сфере, и в специфике результата деятельности.
Инновационные процессы — закономерность в развитии современного образования, новая стратегическая линия образования. Это процессы, связанные с повышением результатов образованности с целью достижения личностью полноценного участия в жизни общества на максимальном для нее уровне успешности.
Отличительной особенностью учебно-познавательной деятельности при инновационном обучении является такой тип овладения знаниями, при котором создаются условия для включения учащихся не просто в учебную деятельность, а в деятельность творческую. В этом случае деятельность школьника достигает продуктивно-творческого уровня. В инновационном обучении данная деятельность протекает как креативная, в процессе которой знания ученика формируются одновременно с умениями и создаются творческие продукты, подтверждающие и сформированность умений, и обобщающий системный характер знаний. Анализируя психологическую сущность инновационного обучения, нельзя не отметить, что в инновационном обучении идет положительная борьба с дефицитом эмоциональности.
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией — заканчивается, чтобы затем все началось сначала» (В.П. Беспалько). При новой парадигме инновационного обучения преподаватель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося. Роль организатора более ответственная, чем при традиционном обучении, она требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.
В.О. Ключевский в своей работе отмечал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
1.2 Инновационная деятельность в Школе «Ирида»
Важным двигателем, влияющим на развитие школы, является инновационная деятельность. Начиная с 2012 года, школа делала акцент на освоение информационных и коммуникационных технологий. С 2015 года работает над внедрением федерального эксперимента «Обучение без границ» по внедрению дистанционного обучения. В перспективе работа по теме «Социальное проектирование как средство воспитания и социализации нравственной личности» (Апробация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО).
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитания идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно в системе ООО.
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной программы в школе, а воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО построена на основе базовых национальных ценностей российского общества.
Общие задачи воспитания и социализации учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связано с другими, раскрывая одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России. Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых ценностей и призвано обеспечить принятие их обучающимися. Каждая подпрограмма имеет свой социальный проект (модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении через привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного сообщества и включение обучающихся в реальную практическую деятельность по решению одной из этих проблем самими учащимися. Цели инновационной деятельности (ИД):
-создание условий для адаптации и самореализации личности в современной социокультурной среде;
- воспитание свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Задачи ИД:
- развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности;
- формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ;
- способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей;
- поддерживать и развивать творческую активность обучающихся во всех сферах деятельности;
- совершенствовать форма оздоровительной работы и прививать навыки ЗОЖ;
- способствовать развитию коммуникативных навыков и формированию толерантности и бесконфликтного общения;
- формировать представление о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения.
Пути реализации задач:
- Личностный подход к воспитанию
- Воспитание осознания обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему, воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений о своем городе, его истории и культуре, о героях Великой отечественной войны.
- Правовое воспитание ребенка и родителя, максимальное привлечение детей к участию в жизни школы, класса, внеурочной деятельности.
- Профилактическая работа по воспитанию ЗОЖ и профилактика вредных привычек.
- Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда.
- Взаимодействие сфер образования, культуры и общественности в целях гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания
обучающихся.
- Изучение и сохранение культурно-исторического наследия средствами музейной педагогики.
Цели исследовательской деятельности:
Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов в воспитании с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта, определение стратегии и тактики деятельности.
Основное содержание работы.
-Проведение педсовета по теме «Организация инновационной работы в школе».
-Составление перспективных планов воспитательной работы, воспитательных программ.
-Разработка диагностики творческой и познавательной деятельности школьников, направленных на развитие социально значимых инициатив учащихся.
-Старт проектов «Наше будущее в наших руках», «Памятники природного наследия ЮНЕСКО в России», «Эхо войны», «Калейдоскоп».
Планируемый результат.
- Подведение итогов инновационной работы.
- Творческая встреча учителей – участников инновационной деятельности.
- Анализ инновационной деятельности учащихся и учителей.
- Сбор материала для последующего анализа и презентации.
Перспективы инновационной деятельности.
1-ый этап – изучение и описание истории вопроса.
2-ой этап - анализ результатов, создание программы воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО.
Конечные продукты ИД.
1. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО.
2. Воспитательная система «Человек. Личность. Гражданин».
3. Методическая разработка классных часов по каждой подпрограмме с интерактивным приложением.
4. Разработка диагностики воспитанности.
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения высокого качества образования. В то же время государственные образовательные стандарты предполагают овладение учащимися рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникационных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях.
Исходя из данных положений, учителя школы эффективно применяют современные технологии обучения, используют нетрадиционные методы и формы работы с детьми (экскурсии, тематические игры, викторины, ролевые игры, дискуссии, ситуационные игры, дистанционные формы обучения и другие). В результате достигается качество образования, которое выражается в высоком уровне обученности, достижении предметных (метапредметных) результатов, интеллектуальном и творческом развитии личности обучающегося, сохранении его физического и психического здоровья.
Использование современных педагогических технологий учителями школы (% учителей).
Критического мышления – 65%
Технология дебатов – 57%
Здоровьесберегающие – 80%
ИКТ – 100%
Проблемное обучение -67%
Педагогические мастерские – 42%
Игровые технологии – 64%
Проектная технология – 92%
Положительные тенденции:
Педагоги школы активно представляют свой педагогический опыт, участвуют в качестве экспертов , наблюдателей, имеют авторские публикации, используют инновационные учебно-методические разработки: учебные программы, УМК. Систематически участвуют в предметных конференциях.
Вывод. На современном этапе требования к профессиональной подготовке педагога повышаются. Соответственно, каждый педагог должен знать, как переходить от простого урока к педагогической технологии, состоящей из блоков тематических уроков и вспомогательной визуальной, аудиальной информации.
1.3. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства.
В системе обучения и воспитания учащихся образовательной школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребенка.
Для развития способностей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создавать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах я использую на уроках изобразительного искусства элементы следующих педагогических технологий: гуманно – личностной, игровой, дифференцированного и индивидуального обучения, проблемного и компьютерной (информационной) технологии обучения. Данные педагогические технологии, позволяют сделать учебный процесс более интенсивным, повысить его качество, заинтересовать учащихся в предмете, способны разгрузить учителя.
Формирование пространственного воображения, развитие навыков творческого восприятия окружающего мира и умения передавать своё отношение к нему на листе бумаги при помощи различных художественных средств осуществляется через использования ИКТ. Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации учащимся, средством осуществления которых является компьютер.Информационно-коммуникативные технологии дают богатейшие возможности представления материала, позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание материала урока. Уроки изобразительного искусства, с применением компьютерной поддержки, развивают творческие способности и эстетический вкус учащихся.
Дистанционные образовательные технологии используются мною в следующих направлениях:
дистанционное повышение квалификации;
участие учащихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях и других мероприятиях;
участие в образовательных проектах и использование образовательных продуктов Педагогического клуба «Первое сентября»;
создание и работа в личном сайте.
С целью совершенствования приёмов, форм и методов преподавания изобразительного искусства мною пройдены курсы «Особенности обучения школьников по программе Неменского», «Подростковый возраст - важнейшая фаза становления личности». Посещаю лекции Всероссийского педагогического Марафона, Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого. Использую образовательные ресурсы Интернета. Совместно с учащимися принимаю участие в дистанционных Интернет конкурсах, олимпиадах, конференциях и других мероприятиях. Уже много лет работаю по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Каждый урок программы Б.М. Неменского построен на зрительном, музыкальном, литературном материале. В течение урока, за небольшой промежуток времени, необходимо создать образ предмета или пространства. Для этого мною используется разнообразный наглядный материал. Но не всегда была возможность найти необходимые картины, музыкальные композиции. Использование мультимедиа средств позволили решить данную проблему. Информационно-коммуникативные технологии открыли для учащихся замкнутое пространство кабинета и погружают их в мир искусства. С помощью ИКТ знакомлю учащихся на уроках изобразительного искусства с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов. Повторяем пройденный материал. Итоговый контроль проводится в виде компьютерного тестирования: кроссвордов, чайнвордов, слайд-шоу “Вернисаж”. Выведенные на экран тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям учащихся можно определить уровень восприятия материала, степень его усвоения. Фильмы и презентации используются мною во время лекций, бесед, путешествий, вернисажах и помогают заинтересовывать учащихся на уроке. Для создания наглядных материалов использую возможности электронных таблиц и программ подготовки презентаций.
Применять компьютер может не только учитель, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде компьютерной презентации (мини-проекта). При подготовке докладов на школьные и городские конференции, семинары учащиеся используют материалы сети Интернет.
Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании изобразительного искусства очевидны:
ИКТ позволяют оптимально сочетать методы, формы и приёмы работы;
знакомство с любой темой урока можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайд-презентаций;
широко использовать показ репродукций картин художников;
демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
«посещать» крупнейшие музеи мира;
«погружаться» в пространство и время;
прослушивать записи музыкальных композиций;
активизировать учебный процесс.
Таким образом, использование компьютерных технологий на уроке необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний.
1.4. Проектный метод как средство выработки социально-коммуникативных компетенций на уроках изобразительного искусства
Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования.
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. И учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.
Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации сдерживает возможность систематизации знаний. Поэтому необходимо научить учащихся правильно усваивать информацию. Для этого надо обучить их ранжировать, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
В настоящее время перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть сформировать у учащихся информационную компетенцию.
Чего современные школьники ждут от учителя? Знаний для жизни. Очевидно, что сейчас необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Учитель должен научить, не просто, запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Для этого предлагаются учащимся задания на практическое использование школьных знаний.
Мною отбираются методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.
Объяснительно-иллюстративный метод не годится. Самостоятельная деятельность учащихся здесь очень ограничена, целью является усвоение знаний. Проблемные ситуации, уровневые дифференциации, дифференцированный подход, коллективные способы обучения и т. д. - все это хорошо, но это средства, лишь отчасти решающие перечисленные проблемы.
Поиск новых средств привел меня к пониманию того, что в основе организации урока должны быть деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения, отвечающие за самостоятельную организацию труда со стороны ученика.
Мною активно используется метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
О методе проектов надо говорить как об учении через деятельность.
Несмотря на уже существующие примеры индивидуального выполнения некоторых проектов, все-таки в моей работе чаще сталкиваюсь с групповыми проектами.
Имея в виду групповую работу детей над проектом, нельзя забывать о том, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.
Метод учебного проекта характеризуется как:
личностно-ориентированный;
деятельный;
обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
построенный на принципах проблемного обучения;
развивающий умения самовыражения, самопроявления, и рефлексии;
формирующий навыки самостоятельности и в мыслительной, практической и волевой сферах;
воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
здоровьесберегающий.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Кроме того, метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта.
Основные требования к проекту
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.
Проект – это «пять П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация.
Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы и отчеты.
Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
В рамках проектной работы школьники приобретают способности и умения, которые потребуются им в будущей профессии.
Кроме того, проектная работа формирует такие качества, как способность к решению проблем, способность к работе в команде.
Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Универсальные учебные действия, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
1. Поисковые умения:
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
3. Коммуникативные умения:
умение взаимодействовать со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс.
4. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
1.5. Роль выставок детского изобразительного творчества в эстетическом и социальном воспитании школьников.
Если говорить о детском творчестве, то необходимо принять за аксиому то, что понятия творчество и творческая среда взаимосвязаны, взаимопроникают и взаиморазвиваются, тем более, если учитывается фактор реализации изобразительной деятельности детей в плане социальной значимости.
В пространстве школы одновременно действуют несколько выставок детского изобразительного творчества. Детские работы украшают практически все интерьеры учреждения, занимая в нём достойное место и являясь главной составляющей художественного оформления.
При входе в школу можно увидеть 4 стенда с тематическими выставками детского творчества. Один стенд для школьников младших классов, другой для работ учащихся старшего звена.
Фойе школы стало познавательным и интересным. За 2 года проведены выставки:
Красота Божьего мира
День Учителя
День Матери
Выставка "Любимые сказки А.С. Пушкина"
Доброе сердце
Фестиваль Рождественских вертепов
Новогодняя выставка
Любовь моя – Кусково
Геометрический портрет
Выставка «Защитники Отечества»
«Масленица»
8 марта
Сирин и Алконост – птицы радости печалиЖивотный мир планеты
Выставка мотиваторов: привлечение внимания к позитивным ценностям: семье, спорту, культуре поведения, здоровому образу жизни
День космонавтики
Дорогами войны
Спорт и мы - друзья
Трус не играет в хоккей!
«До свидания, школа!», посвященная выпускникам
Участие в конкурсах и выставках повышает интерес к творчеству, развивает воображение, создает условия для реализации творческих возможностей.
На протяжении нескольких лет ученики школы принимали участие в различных выставках декоративного искусства, где занимали призовые места.
Галерея и сменные выставки предназначены для расширения художественного пространства школы, трансляции детского творчества; для расширения у детей представления о разных материалах, способствует обогащению представлений о природном и рукотворном мире.
Трудно переоценить значимость выставок детского творчества. Выставки излучают тепло и нежность чувства, которые дети вкладывают в свои работы, помогают детям понять эстетическую значимость своего труда, что даёт право говорить о начале успешной самореализации человека в обществе.
Практическая часть
2.1. Анализ деятельности в межаттестационный период с 2015 по 2017 год
Задачи, поставленные на межаттестационный период, и их реализация:
Развитие познавательного интереса обучающихся к овладению предметами художественного цикла через внедрение новых педагогических технологий.
За межаттестационный период все учащиеся освоили обязательный минимум по образовательной программе Изобразительное искусство и художественный труд (100% успеваемость).
Процент качества ежегодно повышается, что говорит об определенной системе в педагогической деятельности, способствующей повышению интереса к урокам эстетического цикла.
Создание условий для развития личности, ее самореализации и самоопределения.
Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников. Мои ученики, участвуя, в олимпиадах и творческих конкурсах занимают призовые места. Имеют опыт выступления и успешной защиты проектов в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, в Московском архитектурном институте (государственная академия) (МАрхИ), в Московском государственном университете дизайна и технологии, в Обществе охраны дикой природы.
Участвуют в социально значимых мероприятиях, таких как: акция «Доброе сердце»- рисунки в дом пожилого человека, «Первые в мире» - знание исторического и интеллектуального наследия России, «Дорогами войны…» - историческое макетирование к 120-летию Г.К. Жукова, «Мотивируй открыто!» - привлечение внимания к позитивным ценностям: семье, спорту, культуре поведения, здоровому образу жизни.
Ежемесячно проводятся тематические выставки работ учащихся.
Школа имеет свою галерею детских работ.
Обобщение педагогического опыта через участие в Интернет-сообществах, публикации на образовательных порталах, выступления на уровне педагогического совета школы.
Опыт деятельности обобщен на образовательном портале «Инфоурок.ру», где на личном сайте представлены методические разработки с презентационными материалами, опубликованы проектные работы учащихся.
Опытом педагогической деятельности делюсь на заседаниях кафедры, педагогических советах, семинарах и круглых столах.
Являюсь членом Педагогического сообщества «1 сентября», где активно общаюсь с преподавателями, обмениваюсь опытом.
Таким образом, задачи, поставленные мною на межаттестационный период, в основном, реализованы. Но их нельзя снимать с повестки дня, так как возросший уровень требований общества к выпускникам школы предполагает серьезную работу над уровнем знаний, умений, навыков учащихся, творческих способностей, коммуникативных качеств, гражданского самосознания, что в итоге, несомненно, приведет к успешной социализации личности каждого ребенка.
2.2. Программа саморазвития
Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг. Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.
Организация образовательного процесса опирается на философские идеи творческого саморазвития. Форм активизации учительского творчества сейчас достаточно. Частично учитель свободен в выборе технологий, учебных пособий, у него есть широкие возможности заниматься проектной, исследовательской, инновационной деятельностью. Но все формы доступны только тем, кто способен к нескончаемому самообразованию. Восточная мудрость гласит: посмотреть внутрь себя и увидеть там секрет. Секрет успеха учителя – готовность к ревизии своего опыта.
Творчески саморазвивающийся учитель – это личность, у которой на высоком уровне находится стремление к самоактуализации, способность к саморазвитию, самообразованию, самореализации и т.д..На предстоящий межаттестационный период определяю для себя следующую цель педагогической деятельности:
Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся средствами эстетического образования в контексте перехода на федеральный государственный стандарт ООО.
Эта цель может быть реализована через следующие задачи:
Изучить и активно применять технологию управления самообучением;
Разработать единую систему информационно-технологического сопровождения мониторинга качества освоения основной образовательной программы (предметные, метапредметные и личностные результаты);
Организовать воспитывающую деятельность с целью эстетического развития обучающихся.
Заключение
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а, следовательно, и в системе современного образования.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Сегодняшнему выпускнику школы уже недостаточно иметь просто набор знаний, умений и навыков, он должен быть готов к включению в дальнейшую жизнедеятельность, решать встающие перед ним жизненные, социально значимые и профессиональные проблемы, для чего ему необходимо обладать определенным набором компетенций. Высокий уровень владения учащимися универсальными (метапредметными) умениями является стартовым «капиталом» для формирования такого набора.
При новой парадигме инновационного обучения преподаватель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося. Роль организатора более ответственная, чем при традиционном обучении, она требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.
Справедливо сказал Спенсер, что «дороги не те знания, которые отлагаются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы».
Список литературы:
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — Переиздание — М.: Педагогика-пресс, 2012
Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сборник статей. Выпуск 8: в 2 ч. – М.: Издательство «Прометей», 2012
Козырева О.А. Проблема определения профессиональной компетентности педагога. Статья // «Управление современной школы Завуч», № 8, 2008
.Красильников И.М. Творческое задание на уроках искусства. Статья // Искусство в школе. 2001, № 3
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М.: Издат. центр «Академия», 1999
Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Андреев В.И. Учебный курс для творческого развития / В.И. Андреев. – Казань: КГУ, 2000.
Концепция модернизации российского образования на период до 2100 года. URL: htth//www.informika/ru/text/goscom/
Неменский Б.М. Программа по изобразительному искусству 1-8 класс/Под рук. Б.М.Неменского – М.: Мин. обр., 2008 – 130 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, и др. – М.: «Академия», 2005. – 272 с.
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2005.