ПРОЕКТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ, ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «МОЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР».
Российская Федерация
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город окружного значения Нижневартовск
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №17»
Проект
по профилактике наркомании,
пропаганде здорового образа жизни
«Мой правильный выбор»
г. Нижневартовск
2014г.
Пояснительная записка.
В настоящее время в молодежной среде утрачены стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди не осознают ощущение смысла происходящего и не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Подростки, находясь под воздействием непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.
Материальная база и кадрово-профессиональный потенциал образовательного учреждения позволяет развернуть антинаркотическую работу при тесном межведомственном сотрудничестве.
Основная работа по реализации проекта осуществляется социальным педагогом, заместителем директора по воспитательной работе, психологами, педагогами-организаторами, волонтерами из числа учащихся школы.
Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов учреждений системы профилактики.
Неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту молодежной преступности, вовлечению молодежи в различные, всплеску наркомании, раннему алкоголизму.
Цель проекта:
социально-нравственное оздоровление подростков.
Задачи:
Повышение уровня профилактической работы с подростками и молодежью, создание психотехнологий, направленных на развитие личностных ресурсов.
Активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками, молодежью и родителями.
Повышение самосознания учащихся школы через разнообразные формы работы.
Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций.
Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков группы риска.
Усиление координации предупредительно-профилактической работы всех ведомств решающих данную проблему.
Принципы проекта:
доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;
анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;
опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им;
системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики.
Формы, методы и приемы профилактической работы.
Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.
Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.
Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.
Сроки реализации проекта:
Данный проект (программа) рассчитан на два года реализации и будет проведен в период с сентября 2014 года по август 2016 года.
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2014)
Анализ состояния профилактической работы за 2013 – 2014 учебный год.
Диагностика трудностей и проблем.
Обработка результатов.
II. Практический (ноябрь 2014 г.- июнь 2015г.)
Реализация проекта.
Отслеживание результатов.
Коррекция проекта.
Отработка технологий и методов работы.
III. Обобщающий (август 2016 г.)
Анализ и обобщение результатов.
Соотнесение результатов с поставленными целями.
Оформление и описание результатов.
Выработка методических рекомендаций.
Описание опыта работы по реализации проекта.
Формирование рабочей модели системы профилактической работы.Учреждения системы профилактики
Центр социальной помощи
семье и детям «Кардея»
МБОУ «СОШ №17»
Управление
Подросток внутренних дел
ОДН ОП -3
Учреждения
дополнительного
образования
Управление
здравоохранения Территориальная комиссия
по делам несовершеннолетних
и защите их прав
План реализации программы.
№
Практические дела
Срок исполнения
Ответственные
2014-2015 учебный год
Привлечение учащихся в учреждения дополнительного образования.
В течение всего года
Социальный педагог, классные руководители, руководители секций, кружков
Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.
Сентябрь
Классные руководители, социальный педагог
Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям, находящимся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.
Сентябрь
Социальный педагог,
классные руководители
Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.
Октябрь-ноябрь
Заместитель директора по ВР, классные руководители, социальный педагог,
инспектор ОДН
Организация и проведение Всероссийского «Дня здоровья».
Октябрь
Классные руководители, учителя физкультуры
Приглашение врача для беседы с учащимися 6, 7,8, 9 классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних).
В течение всего периода
Заместитель директора по ВР, классные руководители, социальный педагог.
Проведение анкетирования учащихся 6, 7,8,9 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.
Ноябрь
Социальный педагог, классные руководители.
Классные часы по пропаганде здорового образа жизни.
Октябрь
Заместитель директора по ВР, классные руководители
Проведение выборочного анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска.
Октябрь
Педагог-психолог,
классные руководители.
Индивидуальные беседы, посвященные результатам анкетирования.
Ноябрь
Социальный педагог, классные руководители.
Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом.
Декабрь
Классные руководители,
педагоги-организаторы.
Оформление выставки книг: «Берегите здоровье смолоду»
1 полугодие
Библиотекарь
Оформление картотеку по теме: «Здоровый образ жизни».
1 полугодие
Библиотекарь
Проведение беседы с просмотром фильмов о вреде наркотиков.
1 полугодие
Социальный педагог
Подборка материала к родительским собраниям и классным часам по темам: «Режим дня школьника», «Физическая активность и здоровье», «Вредные привычки и их влияние на здоровье», « Профилактика вредных привычек», «ЗОЖ - закаливание», «СПИД и его профилактика», «Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения», «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека».
1 полугодие
Библиотекарь,
заместитель директора по безопасности,
социальный педагог, заместитель директора по ВР
Классные часы, родительские собрания, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.
В течение периода реализации проекта
Социальный педагог, педагог-психолог,
инспектор ОДН
медицинский работник ОУ
Участие во Всероссийском уроке здоровья
Апрель
K°Заместитель директора по ВР,
медицинский работник ОУ, учителя физкультуры
Участие
в легкоатлетическом кроссе
По особому плану
Заместитель директора по ВР,
учителя физкультуры
Волонтёрское движение на базе 5-9 классах по организации пропаганды ЗОЖ и правил безопасного поведения.
В течение года
Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы, социальный педагог
Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама.
В течение года
Социальный педагог
В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми группы риска, контролировать их занятость во время каникул.
В течение года
Заместитель директора по ВР, классные руководители, социальный педагог.
Проведение заседания Совета профилактики правонарушений.
Ежемесячно
Заместитель директора по ВР, социальный педагог
Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально опасном положении, ТЖС
В течение года
Социальный педагог,
инспектор ОДН
Взаимодействие с учреждениями системы профилактики.
В течение года
Социальный педагог
Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.
В течение года
Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги-организаторы
Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от курения, о регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом.
В течение года
Социальный педагог,
медицинский работник ОУ
Соблюдение санитарно-гигиенического режима в школе.
В течение года
Медицинский работник ОУ
Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся.
В течение года
Зам. директора по ВР,
работники здравоохранения,
социальный педагог, инспектор ОДН
Организация в местном печатном издании обсуждение вопросов о роли семьи в воспитании детей, о пропаганде здорового образа жизни.
В течение года
Заместитель директора по ВР
Организация летнего школьного лагеря
Июнь - август
Заместитель директора по ВР
2015 – 2016 учебный год
Привлечение учащихся в учреждения дополнительного образования.
В течение всего года
Социальный педагог, классные руководители, руководители кружков
Обновление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.
Сентябрь
Классные руководители, социальный педагог
Обновление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям, находящимся в социально опасном положении с целью последующей помощи им.
Сентябрь
Классные руководители, социальный педагог
Подведения итогов летнего отдыха учащихся, находящихся в социально опасном положении, ТЖС, группы риска
Сентябрь
Классные руководители, социальный педагог
Организация и проведение «Дня здоровья» (семейные соревнования)
Сентябрь
Классные руководители, учителя физкультуры
Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.
Октябрь-ноябрь
Заместитель директора по ВР, классные руководители, социальный педагог,
инспектор ОДН, волонтеры из числа учащихся.
Анкетирование учащихся 5-9 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.
Ноябрь
Социальный педагог, классные руководители.
Классные часы по пропаганде здорового образа жизни
Ноябрь
Социальный педагог, классные руководители,
Беседы по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков
В течение года.
Социальный педагог, классные руководители, инспектор ОДН, волонтерская группа
Беседы на общешкольных родительских собраниях по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков
В течение года.
Заместитель директора по ВР, классные руководители, социальный педагог,
инспектор ОДН
Индивидуальные беседы с родителями по пропаганде ЗОЖ
В течение года.
Социальный педагог, классные руководители.
Оформление информационного уголка «Осторожно, наркотики!»
декабрь
Волонтерская группа
Организация встречи учащихся группы риска с врачом - наркологом.
декабрь
Заместитель директора по ВР, классные руководители, социальный педагог, волонтёрская группа.
Викторина по теме: «Дети и наркомания»
декабрь
Заместитель директора по ВР, педагоги - организаторы, социальный педагог, волонтёрская группа.
Проведение классных часов по темам: «Что ты знаешь о наркотиках?», «Как ты поступишь, если », «Наркотики и детство».
декабрь
Заместитель директора по ВР, педагоги - организаторы, социальный педагог, волонтёрская группа.
Конкурс плакатов «Наркомания – это вред».
январь
Заместитель директора по ВР, педагоги - организаторы, социальный педагог
Тест для подростков «Предрасположен ли ты к наркотикам?»
январь
Социальный педагог, классные руководители.
Презентация по профилактике ЗОЖ
январь
Социальный педагог, классные руководители.
Просмотр видеофильма «Наркомания и дети»
февраль
Социальный педагог, классные руководители.
Выставка литературы «Против наркомании»
февраль
библиотекарь
Конкурс плакатов, посвященных «Здоровому образу жизни»
февраль
Заместитель директора по ВР, педагоги - организаторы, социальный педагог, волонтёрская группа.
Проведение Недели профилактики наркозависимости.
март
Заместитель директора по ВР, педагоги - организаторы, социальный педагог, волонтёрская группа.
Семинар для родителей 7-х классов «Как пережить опасный возраст?»
март
Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, классные руководители
Встреча учащихся с врачом наркологом «Наркомания, алкоголизм и подросток» (индивидуальная беседа с учащимися группы риска)
март
Социальный педагог, классные руководители.
Проведение заседания Совета профилактики правонарушений.
Ежемесячно
Заместитель директора по ВР, социальный педагог
Проведение рейдов в семьи детей, оказавшихся в социально опасном положении, ТЖС
В течение года
Социальный педагог,
инспектор ОДН
Взаимодействие с учреждениями системы профилактики.
В течение года
Социальный педагог
Диспут «Как противостоять вредным привычкам?» 7-8 классы
апрель
Заместитель директора по ВР, педагоги - организаторы, социальный педагог, волонтёрская группа.
Организация встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних
апрель
Социальный педагог
Педсовет-практикум «Педагогические ситуации». Как избежать беды.
май
Заместитель директора по ВР, социальный педагог
Итоговое анкетирование учащихся с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.
май
Социальный педагог, классные руководители.
Итоги анкетирования
май
Социальный педагог, классные руководители.
Классные родительские собрания. Родительский лекторий «Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?»
май
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог
Организация школьного летнего лагеря с привлечением детей группы риска
Июнь-август
Заместитель директора по ВР
Анализ реализации проекта, подведение итогов, выводы.
Август
Специалисты, участвующие в проекте (программе)
Прогнозируемый результат внедрения проекта по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни:
Использование в воспитательном процессе проекта должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
В ходе реализации проекта учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.
Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты:
Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.
Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи.
Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
15