КЦП программа по профилактике вредных привычек, пропаганде ЗОЖ Правильный выбор



МБОУ Петровобудская СОШ
УТВЕРЖДАЮ:
директор школы:
________________ С.А. Приказ №___от __________




…Вот они главные истины эти:Поздно заметили, поздно учли.Нет, не рождаются трудными дети!Просто им вовремя не помогли!...2015г.
Содержание.
1.Паспорт комплексно-целевой программы
2. Пояснительная записка
3. План работы педагогического коллектива по реализации комплексно-целевой программы «Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних»
4. Этапы реализации комплексно-целевой программы
5. Методы реализации комплексно-целевой программы
6.​ Источники информации
​ ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № План работы Совета профилактики
1. Паспорт программы
Наименование программы Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних «Правильный выбор».
Дата утверждения программы Решение педагогического совета МБОУ Петровобудская СОШ Протокол №
Назначение программы Способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к наркотическим веществам; формировать личную ответственность за своё поведение, антинаркотические установки, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.
Основание для разработки программы Постановление Правительства Российской Федерации,
Решение Совета безопасности, Федеральная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 – 2001 годы», на 2002 -2004 годы и в проекте на 2005 – 2009 гг.; Приказ Минобразования России от 23.09.99 г. № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999 - 2000 гг.»Задачи программы - развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;
- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;
- обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;
- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;
- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.
Сроки реализации программы 2015-2018 . г.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность 1.​  Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.
2.​ Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.
3.​ Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4.​ Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.
5.​ Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
6.​ Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).
7.​ Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.
Участники реализации программы Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги школы, фельдшер, инспектор ПДН, библиотекарь, вожатая, родители.
Управление, контроль Мониторинг школы
Формы и методы реализации программы Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.
Кто-то когда-то должен ответить,Высветлив правду, истину вскрыв,Кто же такие "трудные дети"?Вечный вопрос, и больной, как нарыв.
Цифрами наши отчеты обильны,Взлёт показателей тоже большой.Может, поэтому мы так бессильны,Перед замкнувшейся детской душой?
Вот он сидит перед нами, взгляните.Сжался пружиной, отчаялся он.С миром оборваны тонкие нити,Словно стена без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:Поздно заметили, поздно учли.Нет, не рождаются трудными дети!Просто им вовремя не помогли!
Сердце его — обнаженная рана.Мысли и чувства — сложнейший клубок.Кто же его искалечил так рано?На беззащитность набросил замок?
Чтобы смогло это сердце забиться,Чтобы добра уголёк не погас,Нам, как сапёрам, нельзя ошибиться,Жизнь эта будет зависеть от нас.
Нам поручили судьбы перекрёстки.Время к проблеме лицо повернуть!Будут прекрасными наши подростки,Выбрав, вначале, правильный путь!
3. Правовая база программы:
Конституция российской Федерации;
Конвенция ООН о правах ребёнка;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Бюджетный кодекс РФ, ст. 179;
Семейный кодекс РФ;
Гражданский кодекс РФ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Уголовный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
ФЗ от 10 июня 2001 г. №87–ФЗ «Об ограничении курения табака»,
Закон Сахалинской области от 30.01.2006 г. № 4-З0 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по формированию и обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;
Закон Сахалинской области от 20.12.2004 г. № 556-ЗО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Сахалинской области»;
Закон Сахалинской области от 29 марта 2004 г. № 490-ЗО «Об административных правонарушениях в Сахалинской области»;
Постановление № 136 от 30 марта 2011г. «Об утверждении районной целевой программы «Профилактика правонарушений в муниципальном образовании «Курильский городской округ» на 2011-2013 годы»
4. Цели и задачи программы:
Данная программа призвана обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся школы, профилактике экстремизма и терроризма, формированию у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, а так же формирования установок толерантного сознания среди учащихся школы; развития умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоения стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, как основы гражданского согласия в демократическом государстве. способствовать развитию творческого потенциала детей, оказание действенной и незамедлительной психолого--педагогической помощи всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации, формированию у учащихся навыков здорового образа жизни.
Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:
создать условия для раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
оказывать действенную и незамедлительную психолого- педагогическую помощь всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
создать условия для раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении, а также родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию детей, принятие к ним мер общественного воздействия и оказания им помощи в обучении и воспитании детей;
обеспечить организацию общедоступных спортивных секций, кружков по интересам и привлечь в них безнадзорных, склонных к асоциальным поступкам и к правонарушениям несовершеннолетних;
обеспечить координацию деятельности всех субъектов профилактики в отношении учащихся школы;
развертывать воспитательную работу, направленную на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
формировать в ходе воспитательных мероприятий толерантное сознание и поведение, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе;
развертывать воспитательную работу по пропаганде здорового образа жизни, вреда курения, алкоголизма, наркотиков;
формировать навыки здорового образа жизни.
5. Обоснование актуальности программы.
В настоящее время в обществе, несмотря на проводимую профилактическую работу, наблюдается рост подростковой преступности, растет и количество лиц, участвующих в совершении преступлений.
Причинами, влияющими на рост преступности среди несовершеннолетних, являются нестабильность социальной обстановки, рост числа семей, находящихся в социально опасном положении, незанятость детей во внеурочное время.
Несовершеннолетние, не имея четких нравственных ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпровождению, в погоне за удовольствиями. Ослабление роли семьи, низкий уровень материальных доходов, невостребованный профессиональный потенциал, безработица – привели к тому, что многие родители вынуждены выезжать на заработки за пределы района, работая вахтовым методом, что приводит к безусловному росту безнадзорных детей. Идет расслоение общества на бедных и богатых.
В подростковой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Широкое распространение фильмов, пропагандирующих насилие, провоцирует подростков на противоправные действия. Отмечается тенденция роста числа подростков, употребляющих пиво, алкоголь, занимающихся табакокурением.
6. Принципы программы «Правильный выбор»
Организовать профилактическую работу в школе по принципу непрерывности во исполнение Ст. 14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания – семьи, школы, учреждений дополнительного образования, административно-правовых структур и общественности.
Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности ребенка: интеллектуальной (сознательное усвоение общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими).
Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
Принцип личностной направленности – учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характера, упор на личностное достоинство учащегося, опора на положительные качества.
Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
воспитание учащихся в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности;
формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
через воспитательные мероприятия повышать роль семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
пропаганда миролюбия, толерантности к этническим, религиозным и политическим разногласиям;
противодействие экстремизму через детскую общественную организацию, ученическое самоуправление;
внедрение в школьную среду практику норм толерантного поведения;
воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта;
изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение;
формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни;
формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения, уметь сказать «нет».
 
7. Организация программы.
Сроки реализации Программы – 2015 - 2018 годы.
Программа используется в школе с 1 по 11 класс. Она составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 5 лет. Структура и организация данной профилактической программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно, степени их социализации.
 
8. Ресурсное обеспечение профилактической программы.
Финансирование расходов, связанных   с реализацией мероприятий Программы, осуществляется в пределах средств, выделяемых на текущую деятельность исполнителей Программы, и предусматривается в их сметах.
Предполагаемыми субъектами реализации программы являются общественные и профессиональные группы: соц.педагог, заместитель директора по воспитательной работе, учебно-воспитательной работе, преподаватели школы и классные руководители. А также родители, члены родительского комитета,. 
9. Ожидаемые результаты.
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.
Формирование у подростков нравственных качеств, чувства толерантности, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками и другими окружающими.
Внедрение норм толерантности в социальную практику учащихся, противодействие экстремизму, нетерпимости к любому проявлению жестокости, и агрессивности к людям некоренных национальностей, других вероисповеданий.
Выработка устойчивых навыков безопасного поведения учащихся в экстремальной обстановке, особенно при угрозе совершения террористического акта.
Формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения, уметь сказать «нет».
Формирование устойчивых установок к здоровому образу жизни.
В профилактическую программу школы входят следующие подпрограммы.
 
10. Содержательные компоненты программы
     8.1 Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
     8.2 Подпрограмма «Профилактика экстремизма и терроризма»;
     8.3 Подпрограмма «Мы за жизнь».
     
10.1 Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Цель: обеспечение условий для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся школы.
Задачи подпрограммы:
создать условия для раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
оказывать действенную и незамедлительную психолого-педагогическую помощь всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
создать условия для раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении, а также родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию детей, принятие к ним мер общественного воздействия и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
Раздел I.Изучение педагогически запущенных школьников.
Выявить всех педагогически запущенных школьников.
Путем систематических наблюдений за учеником установить характер его педагогической запущенности (пробелы в знаниях, отставания или задержка в развитии, отклонения в отношениях). Наметить пути и способы их преодоления.
Путем наблюдений, анкетирования установить положение ученика в классном коллективе. С этой целью во всех классах в течение первой четверти провести социометрическое изучение классного коллектива. Выявить отверженных, принимаемых и предпочитаемых. Наметить пути и способы улучшения взаимодействия между детьми.
Изучить интересы, способности, склонности ученика. Возможность включения его в кружковую, общественно-полезную деятельность.
Установить входит ли трудный ученик в другие группы и компании сверстников в школе и за ее пределами. Изучить характер влияния этих групп на данного ученика.
Изучить положение ребенка в семье, характер взаимоотношений в ней, педагогическое влияние семьи, пути и способы оптимизации этого влияния.
Заполнить Социально-педагогический паспорт семьи.
Раздел II. Организация педагогической помощи.
Вести систематический учет пробелов в знаниях трудных учеников по основным разделам программы. Наметить пути и способы их ликвидации.
Повысить и укрепить интерес педагогически запущенного ученика к учебе, уверенность в свои силы.
Укрепить положение педагогически запущенных детей в коллективе класса, положительные связи и отношения их с товарищами.
Всем педагогам, не снижая педагогической требовательности к «трудным» учащимся, проявлять к ним уважение, доброжелательность, приветливость и дружелюбие.
Показать родителям, как нужно работать с «трудным» ребенком дома, опираясь на его положительные стороны, как организовать его рабочее и свободное время.
Установить и поддерживать с родителями «трудных» учащихся доброжелательные отношения. Проявлять участие и оказывать помощь в организации воспитательной работы с детьми в условиях семьи.
Повышать педагогическую грамотность родителей и их ответственность за воспитание детей.
Вести дневники наблюдений за «трудными» учащимися.
 
Раздел III. Организация свободного времени « трудных» детей.
Всех «трудных» учащихся включить в работу кружков и секций в школе и вне ее, исходя из интересов и возможности детей, целей и задач воспитательной работы с ними. Вести контроль посещения ими кружков и секций.
Вовлекать «трудных» в общественно-полезную деятельность с учетом их интересов и возможности, стимулировать и поощрять их участие в этой работе.
Организовать ненавязчивый контроль проведения свободного времени «трудных» учащихся, их участием в деятельности группировок по месту жительства, за характером и направленностью этих компаний.
Поддерживать систематический контакт с инспектором ПДН.
Всех педагогически запущенных детей младшего звена, не имеющих систематического ухода и контроля дома, вовлекать в работу кружков, секций.
Основные направления реализации профилактической подпрограммы.
Выявление путем диагностики всех педагогически запущенных школьников.
Сбор банка данных и непрерывное его пополнение о семьях, находящихся в социально опасном положении, об учащихся, склонных к правонарушениям, об учащихся систематически не посещающих занятия.
Организация профилактической работы с учащимися этих категорий и их родителями.
Организация переписки с учреждениями, где работают родители учащихся группы риска, и другими субъектами профилактики.
Организация профилактики экстремизма и терроризма, мероприятий направленных на формирование установок толерантного сознания учащихся и их родителей.
               Постоянный контроль принятых воспитательных мер и достигнутых результатов.
Проведение месячников правовых знаний, круглых столов и других мероприятий.
Налаживание совместной профилактической работы с ПДН
Привлечение к этой работе родительского патруля.
Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений обсуждать на планерках, совещаниях при директоре, заседаниях педагогического совета школы.
Пропаганда здорового образа жизни через развертывание воспитательной и спортивно-массовой работы среди учащихся и их родителей.
По этим проблемам проводить классно-обобщающие контроли, работу классных руководителей с дневниками учеников, классными журналами, индивидуальную работу с учащимися группы риска и семьями, находящимися в социально опасном положении, с отражением ее в «Дневниках наблюдений». 
Мероприятия подпрограммы:
№ п/пМероприятия Сроки исполнения Ответственные
Раздел I. Изучение педагогически запущенных школьников
1.1 Путем систематических наблюдений за учеником установить характер его педагогической запущенности (пробелы в знаниях, отставания или задержка в развитии, отклонения в отношениях). Наметить пути и способы их преодоления.
  Постоянно Администрация школы, классный руководитель.
1.2 Путем наблюдений, анкетирования установить положение ученика в классном коллективе. С этой целью во всех классах в течение первой четверти провести социометрическое изучение классного коллектива. Выявить отверженных, принимаемых и предпочитаемых. Наметить пути и способы улучшения взаимодействия между детьми. Сентябрь Классный руководитель
1.3 Изучить интересы, способности, склонности ученика. Возможность включения его в кружковую, общественно-полезную деятельность. Сентябрь Классные руководители
1.4 Установить входит ли трудный ученик в другие группы и компании сверстников в школе и за ее пределами. Изучить характер влияния этих групп на данного ученика. Постоянно Классные руководители
1.5 Изучить положение ребенка в семье, характер взаимоотношений в ней, педагогическое влияние семьи, пути и способы оптимизации этого влияния. Составить социально-педагогический паспорт класса, семьи. Постоянно Классный руководитель.
1.6 Составить и постоянно корректировать банк данных о безнадзорных, склонных к асоциальному поведению детей. Постоянно Классные руководители
1.7 Составить и постоянно его корректировать банк данных о семьях, находящихся в социально опасном положении и семьях, требующих повышенного внимания. Постоянно Классные руководители
Раздел II. Организация психолого-педагогической помощи.
2.1 Вести систематический учет пробелов в знаниях трудных учеников по основным разделам программы. Наметить пути и способы их ликвидации. Повысить и укрепить интерес педагогически запущенного ученика к учебе, уверенность в своих силах. Постоянно Классные руководители, учителя-предметники
2.2 Укрепить положение педагогически запущенных детей в коллективе класса, положительные связи и отношения их с товарищами. Всем педагогам, не снижая педагогической требовательности к трудным учащимся, проявлять к ним уважение, доброжелательность, приветливость и дружелюбие. Постоянно Классные руководители, учителя–предметники
2.3 Постоянно проводить просветительскую работу с родителями. Показать им, как нужно работать с трудным ребенком дома, опираясь на его положительные стороны, как организовать его рабочее и свободное время. Постоянно Администрация школы, классные руководители
2.4 Установить и поддерживать с родителями трудных учащихся доброжелательные отношения. Проявлять участие и оказывать помощь в организации воспитательной работы с детьми в условиях семьи.
Повышать педагогическую грамотность родителей и их ответственность за воспитание детей. Постоянно Администрация школы, классные руководители
2.5 Систематически ставить вопросы перед администрацией предприятий, учреждений, где работают нерадивые родители, о повышении ответственности родителей за воспитание своих детей. Постоянно Администрация школы
2.6 Своевременно обращаться в субъекты профилактики за помощью в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении. Постоянно Администрация школы
Раздел III. Организация свободного времени трудных детей.
3.1 Увеличить количество спортивных секций и технических кружков.
  Сентябрь Администрация
3.2 Всех трудных учащихся включить в работу кружков и секций в школе и вне ее, исходя из интересов и возможности детей, целей и задач воспитательной работы с ними. Вести контроль посещения ими кружков и секций. Постоянно Зам. директора по УВР, классные руководители
3.3 Вовлекать трудных в общественно-полезную деятельность с учетом их интересов и возможности, стимулировать и поощрять их участие в этой работе. Постоянно Зам. директора по УВР, классные руководители
3.4 Принимать меры к трудоустройству несовершеннолетних через Центр занятости населения. Постоянно Соц. педагог , классные руководители
3.5 Организовать ненавязчивый контроль организации свободного времени трудных учащихся, их участием в деятельности группировок по месту жительства, за характером и направленностью этих компаний. Постоянно Классные руководители
3.6 Всех педагогически запущенных детей младшего звена, не имеющих систематического ухода и контроля дома, вовлекать в работу кружков и секций. Постоянно Соц. педагог, классные руководители
Раздел IV. Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4.1 Контролировать и постоянно пополнять банк данных о детях, склонных к правонарушениям, о семьях, находящихся в социально опасном положении, об учащихся систематически не посещающих занятия. Анализировать принимаемые воспитательные меры и достигнутые результаты. Постоянно Соц. педагог, классный руководитель
4.2 Разработка совместного плана работы с комитетом семьи материнства и детства, ПДН, КДН сентябрь Зам. директора по ВР
4.3 Проводить Единые дни профилактики правонарушений еженедельно по средам. Определить следующий круг вопросов, решаемых педагогическим коллективом: коррекция поведения и успеваемости учащихся;
профилактика и воспитательная работа среди учащихся и их родителей;
предупреждение безнадзорности и правонарушений;
направление на консультации к психиатру;
передача дел на рассмотрение в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Постоянно Администрация школы, классный руководитель
4.4 Проблемы посещаемости занятий, успеваемости, безнадзорности, правонарушений обсуждать на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре. По этим проблемам проводить классно-обобщающий контроль, проверки работы классных руководителей с дневниками учащихся, классными журналами, дневниками наблюдений за учащимися, состоящими на ВШУ, учете в КДН и ЗП, воспитывающимися в семьях, находящихся в социально опасном положении. Постоянно Соц.педагог
, классный руководитель
4.5 В целях повышения качества профилактической работы, назначать общественных воспитателей из членов администрации, родителей, закрепив за ними учащихся из числа, состоящих на учетах в КДН и ЗП, ВШУ и воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении. Сентябрь Соц.паспорт
4.6 Составление банка данных об учащихся, систематически пропускающих занятия. Профилактическая работа с этими учащимися. Постоянно Классные руководители, соц. педагог
4.7 Привлекать родительский патруль, к посещению семей, находящихся в социально опасном положении или воспитывающих детей, состоящих на учетах в и ВШУ. Постоянно классные руководители
4.8 Посещение семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им помощи. Постоянно Соц.педагог, классные руководители
4.9 Приглашение инспектора ПДН, инспектора ГИБДД проведения лекций, бесед, разъяснения прав и обязанностей с детьми и родителями. Апрель, октябрь Соц.педагог
4.10 Проведение месячников по правовому воспитанию. апрель Зам. директора по ВР
4.11 Проведение рейда по проверке посещаемости учебных занятий учащимися «группы риска». 1 раз в месяц Соц. педагог
4.12 Проведение тематических классных часов, бесед, лекций на тему: «Подросток и закон». Постоянно Зам. директора по ВР, классный руководитель
4.13 Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, токсикомании и СПИДа с привлечением специалистов. Постоянно Зам. директора по ВР
4.14 Профилактики экстремизма и терроризма. Формирование установок толерантного сознания учащихся и их родителей. Постоянно Зам. директора по ВР
4.15 Анализ состояния профилактики правонарушений за календарный год. Январь Инспектор ПДН
4.16 Проведение конкурсов, викторин, брейн–рингов на правовую тему. По спец. плану Зам. директора по ВР
4.17 Выпуск стенгазет, проведение конкурсов рисунков и плакатов на правовую на тему.По спец. плану Зам. директора по ВР
4.18 Постоянное обновление стендов на правовую тематику. Постоянно Зам. директора по ВР
4.19 Проведение тематических родительских собраний, лекториев с приглашением работников ПДН, ГИБДД, здравоохранения, прокуратуры. Не реже 1 раза в полугодие Администрация школы, классный руководитель
4.20 Организация работы Совета по профилактике (по особому плану) Сентябрь За директора по ВР
10.2 Подпрограмма «Профилактика экстремизма и терроризма».
Цель: обеспечение условий для целенаправленной воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма, а так же формирование установок толерантного сознания среди учащихся школы.
Задачи подпрограммы:
воспитывать у учащихся стойкого понятия, что Конституция РФ – основной закон государства.
разъяснять на классных часах, других мероприятиях воспитательного характера с учащимися и их родителями, что всякие призывы к изменению существующего строя, осуществление террористической деятельности, публичное оправдание терроризма, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности является признаками экстремизма.
формировать в ходе воспитательных мероприятий толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе.
распространять нормы толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии.
обеспечить организацию общедоступных спортивных секций, технических кружков, клубов по интересам и привлечение в них безнадзорных, склонных к асоциальным поступкам и к правонарушениям несовершеннолетних;
обеспечить координацию деятельности всех субъектов профилактики в отношении учащихся школы;
развернуть воспитательную работу, направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
развернуть воспитательную работу по пропаганде здорового образа жизни, вреда курения, алкоголизма, наркотиков.
Принципы профилактики экстремизма и терроризма в среде учащихся и их родителей, формирования установок толерантного сознания.
Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
воспитание учащихся в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности;
формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
через воспитательные мероприятия повышать роль семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
вести широкую пропаганду миролюбия, толерантности к этническим, религиозным и политическим разногласиям;
противодействие экстремизму через детскую общественную организацию, ученическое самоуправление;
внедрение в школьную среду практику норм толерантного поведения;
воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта. 
Работа строится по 3 разделам.
Раздел "Личность" предусматривает проведение мероприятий направленных на воспитание учащихся в духе толерантности, способствующего созданию мотивации безопасности поведения, выработку норм социального поведения, характерных для гражданского общества.
Раздел "Семья" предусматривает проведение комплекса мероприятий по повышению роли семьи в воспитании у подрастающего поколения толерантности, миролюбия и в снижении социальной напряженности в обществе.
Раздел "Общество и государство" предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, противодействию экстремизму.
Мероприятия программы:
№п/пСодержание мероприятий Срок Ответственные
Раздел I. «Личность»
1.1 Классные часы по изучению «Требований к учащимся МБОУ Петровобудская СОШ сентябрь Классные
руководители
1.2 Изучение Инструкции «Антитеррористические мероприятия», правила поведения при обнаружении взрывных устройств, поведение при захвате заложников. сентябрь Классные
руководители
1.3 В рамках Дня солидарности с жертвами терактов классные часы «Терроризму скажем: «Нет!»» сентябрь Классные
руководители
1.4 Диагностика жизненного и профессионального самоопределения учащихся 9-11х классов. сентябрь Классный руководитель
1.5 Проведение диагностик: личности подростка и ее социальных связей, по определению уровней самооценки, адаптации к условиям нового учебного года, социометрии, стилей поведения в конфликтах, уровня воспитанности и др. в течение учебного года Классные
руководители.
1.6 Приглашение работников КДНиЗП, ГИБДД, для проведения лекций, бесед, разъяснения прав и обязанностей учащихся с освещением вопросов противодействия экстремизму и терроризму. октябрь,
апрель Зам. директора по УВР
1.7 Проведение школьной акции для старшеклассников «Выбор». октябрь Зам. директора по ВР
1.8 Проведение классных часов, бесед, лекции по темам: «Правила поведения в школе», «Мой стиль жизни– безопасность и здоровье», «Наше право и наш интерес», «Выход есть: живи без….», «Жертва неразборчивости», «Современные вандалы», «Я – гражданин России», «Терроризм – угроза миру» и др. В течение года Классные
руководители
1.9 Оформление выставки книг в школьной библиотеке на тему: «Знаешь ли ты закон?» октябрь Библиотекарь
1.10 Проведение диспута «Моя жизнь. Мои права» с учащимися 8-х - 9-х классов. октябрь Классные руководители
1.11 Диагностика самооценки и уровня тревожности учащихся. ноябрь Классные руководители
1.12 Классные часы на тему: «Правила поведения в опасных для жизни ситуациях дома, на улице и в обществе». октябрь,
декабрь,
март, май Классные
руководители
1.13 Проведение конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб». февраль Ст.вожатая
1.14 Игра «Мы солдаты – бравые ребята» для 8-11-х классов. февраль Классные руководители
1.15 Диагностика жизненного и профессионального самоопределения учащихся 9-11х классов. март Классный руководитель
1.16 Конкурс проектов «Семья XXI века». апрель Классные руководители
1.17 Участие в конкурсе «Знаток Конвенции о правах ребенка» среди учащихся 8-11-х классов. апрель Классные руководители
1.18 Проведение классных часов, бесед, лекций по теме: «Что такое экстремизм?»; «Терроризм и его проявления»; «Школа – правовое пространство»; «Недаром помнит вся Россия»; «Великая должность – быть на Земле человеком»; «В семье единой» и др. апрель Классные руководители
1.19 День государственной символики. декабрь Зам. директора по ВР
1.20 Акция «Адвокат для ребят» Март-апрель Соц.педагог
1.21 Диагностика готовности к школьному обучению будущих первоклассников. май Классный руководитель
1.22 Тренинги «Толерантное общение» в 7-8-х классах. май Классные руководители
1.23 Индивидуальное консультирование учащихся по персональным проблемам. в течение года Классные руководители
1.24 Участие в районных конкурсах, викторинах, спортивных соревнованиях. в течение года Сц.педагог, ст.вожатая
1.25 Проведение акции «Семья», «Подросток», «Добро без границ»,.в течение года Соц педагог,
кл.руководители1.26 Совещание педагогического коллектива по вопросам формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма. октябрь,
апрель Администрация
1.27 Проведение акций «Мы за здоровый образ жизни». Март Соц.педагог,
Классные руководители
1.28 Дни здоровья. 2 раза в год Учителя
Раздел II. «Семья»
2.1 Мини-сочинение «Моя семья» в 5-11-х классах февраль Учителя литературы
2.2 Конкурс рисунков «Рисуем вместе с родителями». февраль Учитель ИЗО2.3 Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении. в течение года Соц.педагог,
классные
руководители
2.4 2.5 Проведение родительских собраний в течение года Администрация,
классные
руководители
2.6 Индивидуальное консультирование родителей учащихся по персональным проблемам. в течение года Соц.педагог
2.7 Организация работы родительского патруля. в течение года
на каникулах Классные
руководители.
Раздел III. «Общество и государство»
3.1 Изучение на уроках Основ правовых знаний в 8-11-х классах следующих тем: «Права человека», «Права человека в Конституции РФ и законодательстве РФ», «Демократическое правовое государство», «Основы конституционного строя», «Правовое государство и гражданское общество. Общественные объединения», «Право избирать и быть избранным», «Семья, родители, дети» и др. По тематическому планированию
в течение учебного года Учитель обществознания
3.2 Проведение классных часов «Терроризм угроза обществу», «Действия при обнаружении опасности», «Правила поведения при угрозе и во время теракта», «Правила оказания первой помощи в различных ситуациях», «Организация Российской системы предупреждения и ликвидации ЧС». В течение учебного года Классные руководители
10.3 Подпрограмма «Мы за жизнь».
Цель: развертывание воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни, вреда курения, алкоголизма, наркотиков; формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи подпрограммы:
изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение;
формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни;
формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения, уметь сказать «нет».
Работа ведется по трем основным направлениям:
1.Работа с детьми:
общая воспитательная педагогическая работа с учащимися;
работа с детьми «группы риска»;
работа с детьми, употребляющими табачные изделия (если таковые будут выявлены).
2. Работа с педагогическим составом:
подготовка учителей к ведению профилактической работы;
организационно-методическая антинаркотическая работа.
3. Работа с родителями:
информирование и консультирование родителей по проблеме табакокурения, алкоголизма, наркомании;
работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Профилактическая работа строится и ведется по принципу непрерывности.
Администрация школы осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.
Учителя-предметники (по биологии, химии, праву, физической культуре): обеспечивают организацию профилактической работы на уроке, проведение тематических уроков.
Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация классных часов, внеклассных мероприятий, работа с родителями, медицинским работником.Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
В практике работы школы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании используются: методическое пособие «Наркомания: смерть при жизни», «Школа без наркотиков», «Профилактика подростковой наркомании».
Мероприятия подпрограммы:
№п/пСодержание мероприятий Срок Ответственные
I. Школьные мероприятия.
1.1 Проведение школьной выставки–конкурса «Дары осени». Сентябрь Классные руководители
1.2 Участие в акции «Молодежь за ЗОЖ». Октябрь-ноябрь Классные руководители
1.3 Конкурсная программа для старшеклассников «Твой выбор». Октябрь Классные руководители
1.4 Участие в олимпиаде по школьному краеведению. Октябрь Учитель истории
1.5 Участие в мероприятиях, посвященных Дню народного единства 4 Ноября. Ноябрь Классные руководители
1.6 Участие в мероприятиях, посвященных Дню Матери (по спец. плану). Ноябрь Классные руководители
1.7 Участие в конкурсе «Люблю тебя, мой край родной». Ноябрь Классные руководители
1.8 Участие в игровой программе «Знаешь ли, ты, свой край?» Ноябрь Классные руководители
1.9 Участие в спортивных соревнованиях. В течение года Физрук
II. Работа с учащимися в образовательном учреждении и по месту жительства.
2.1 Уроки здоровья. В течение года Классные руководители, физрук
2.2 Проведение лекций тренингов по пропаганде здорового образа жизни. В течение года фельдшер
2.3 Анкетирование учащихся 9-11-х классов «Пагубное влияние табака» Октябрь Классные руководители
2.4 Час размышлений в 8-9 классах. «Влияние ПАВ и алкоголя на организм человека. Социальные последствия их употребления». Октябрь–ноябрь Классные руководители
2.5 Организация работы по определению учащихся в кружки и секции школы. В течение года Классные руководители
2.6 Привлечение «трудных» учащихся к занятиям в кружках и секциях школы В течение года Классные руководители.
2.7 Проведение Дней здоровья (по спец. плану). 2 раза в год Учителя физкультуры
2.8 «Будь здоров!» Проведение школьных диспутов, классных часов по формированию правильного отношения учащихся к своему здоровью, к занятиям спортом. В течение года Классные руководители
2.9 Проведение классных часов по обучению здоровью: «Наш выбор – здоровье», «Алкоголь и дети»; «Некурящий – живи и здравствуй!»; «В стране здоровья»; «Печальная картина наркомании» и др..В течение года Классные руководители
2.10 Оформление книжной выставки на тему: «Наркомания – знак беды». Ноябрь Библиотекарь
2.11 Проведение конкурса рисунков на тему: «Мы в ответе за свою жизнь». Октябрь Учителя ИЗО2.12 Оформление стенда «Если крепок и здоров, к делам серьёзным ты готов». Ноябрь Зам директора по УВР
2.13 Открытые уроки экологии, биологии, физкультуры, химии по формированию здорового образа жизни. В течение года Преподаватели–предметники
2.14 Рационализация досуговой деятельности и каникулярного отдыха учащихся. В течение года Классные руководители
2.15 Контроль   занятости во внеурочное время учащихся, состоящих на учёте в ВШК В течение года Классные руководители
2.16 Выявление детей, нуждающихся в поддержке, оказание им социально–правовой помощи, защита их прав. В течение года Совет по прфилактике2.17 Месячник правовых знаний (по спец. плану). апрель Соц.педагог. классные руководители
2.18 Экологический субботник. Октябрь, апрель Классные руководители
2.19 Посвящение в первоклассники. Октябрь Учитель первого класса
2.20 Посвящение в читатели Октябрь Библиотекать2.21 Участие в школьных спортивных соревнованиях. В течение года Физрук
2.22 День матери (поспец плану) ноябрь Классные руководители
2.23 День отказа от курения ноябрь Классные руководители
2.24 Конкурс рисунков «Вперёд, Россия!» Декабрь Учитель ИЗО  «Наркомания – повод, причины, последствия» Дискуссионный клуб (8-11 кл.) февраль Ст.вожатая
2.25 День здоровья Апрель Учителя физкультуры
2.26 Фотоконкурс «Мир глазами детей». апрель Классные руководители
2.27 «Вся правда о курении» (Международный день отказа от курения) (по спец. плану). 31.05. Зам директора по ВР
III. Работа с педколлективом.
3.1 Рассмотрение вопросов, связанных с проведением акции «Молодежь за ЗОЖ» на совещаниях и педсовете. Октябрь–ноябрь Зам. директора по ВР
3.2 Проведение семинаров классных руководителей на тему: «Диагностика склонностей и интересов учащихся школы», «Изучение классного коллектива», «Профилактика вредных привычек» и др. В течение года Администрация
3.3 Пополнение методической копилки по данной теме. В течение года Соц.педагог
По плану профилактики Администрация школы
В течение года Классные руководители
IV. Работа с семьями.
4.1 Выявление и посещение семей, оказавшихся в социально опасном положении. В течение года Классные руководители
4.2 Рассмотрение вопросов, связанных с профилактикой табакокурения, алкоголизма, наркомании на родительских собраниях с приглашением специалистов правоохранительных органов. 3.4 Отчеты классных руководителей на пед. советах по пропаганде ЗОЖ, профилактике вредных привычек: наркомании, алкоголизма, курения.
4.3 Оформление стенда с рекомендациями для родителей по формированию у подростков негативного отношения к употреблению алкоголя и ПАВ. 3.5 Анализ проведения свободного времени школьниками. Оказание помощи в выборе занятий по интересам.
V. Взаимодействие с субъектами профилактики.
5.1 Приглашение работников здравоохранения, правоохранительных органов по пропаганде ЗОЖ, вреде употребления ПАВ, разъяснению прав и обязанностей учащихся на классные часы, родительские собрания. В течение года Администрация
Источники информации для учащихся
1.​ Белогуров С.Б. «Наркотики и наркомании (Книга для всех). Сургут, Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1998 г.
2.​ Мороз О.П. «Группа риска». «Просвещение» Москва, 1990 г.
3.​ В.А.Ерёмин «Улица – подросток – воспитатель» Москва «Просвещение», 1991 г.
4.​ М. Безруких, Т.Филиппова. «Разговор о правильном питании». Москва, 1999 г.
5.​ Г.Зайцев, А. Зайцев. «Твоё здоровье». С-Пб., 1997 г.
6.​ Клиффорд А., Парлез Л. «Путешествие Джуно. Приключения в стране здоровья». Москва «Просвещение», 1992 г.
7.​ Е. Литвинов. «Ура, физкультура: Учебник 2-4 кл. Москва «Просвещение», 1996 г.
8.​ И. Семёнова «Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой». Москва, 1994 г.
9.​ Г.Юдин. «Главное чудо света». Москва: Монолог, 1994 г.
10.​ http: // jdepi. projectharmony. ruИсточники информации для педагогов и родителей
1.​ Н.Аникеева «Воспитание игрой». Москва, 1987 г.
2.​ Н. Коростелев «От А до Я детям о здоровье». Москва: Медициан, 1987 г.
3.​ Е. Иваницкая, Т. Щербакова «Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики». Москва. «Чистые пруды», 2008 г.
4.​ С. Белогуров «Популярно о наркотиках и наркоманиях». Санкт-Петербург, 2000 г.
5.​ Н.В.Вострокнутов «Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска». Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, Москва, 2004 г.
6.​ Б.М.Левин, М.Б.Левин «Наркомания и наркоманы». Москва, Просвещение, 1991 г.
7.​ Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие». «Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами». Москва, 2005 г.
8.​ Серия «Воспитательная работа». «Азбука здоровья: профилактика вредных привычек». Москва «Глобус».
9.​ Министерство образования и науки Российской федерации. «Основы профилактики ПАВ».
10.​ Е.Ю.Ляпина «Профилактика социально опасного поведения школьников». Система работы образовательных учреждений. Волгоград.
11.​ Министерство образования и науки Российской Федерации. «Зарубежный опыт профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних». Москва, 2004 г.
12.​ http: // www. narkopomosh. ru