Выступление на педсовете «Роль патриотического воспитания молодежи в становлении республики»
Коммунальное учреждение
«Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 8 г.Енакиево»
РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
В СТАНОВЛЕНИИ РЕСПУБЛИКИ
Выступление на педсовете
зам.директора по ВР
Титовой Ю.Н.
г. Енакиево 2016
Роль патриотического воспитания молодежи в становлении Республики
«Мы не выживем физически,
если погибнем духовно».
Д.С .Лихачев
Родина.… Казалось бы, для каждого человека это понятие заключает в себя простой и понятный смысл. Родина — это мама, место, где ты родился, большие акации во дворе дома, которые посадил когда-то отец. За что мы любим её? Для многих такой вопрос покажется странным. За то, что родились на этой земле. За то, что она дала нам родную речь, с детства близкие образы родной природы, рассказы о предках и героических событиях, самобытную ни на какую другую непохожую культуру, неповторимый менталитет как образ мысли и образец поведения в отношении к соотечественникам и миру, чувство защищенности от единства «Мы». Так разве любовь к Родине — не естественное почти генетическое чувство? И нужно ли воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях? Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к Родине — безальтернативно — он растет патриотом. А если этого нет? Если среда перестала быть естественно-патриотической: поруган язык, пересмотрена и осмеяна история, утвердилось неуважительное отношение к старшим — тем, кто воевал и создавал то, что мы сегодня эксплуатируем? Если не высокие социальные смыслы служения Отечеству, а лишь естественно-природные (животные) потребности стали движущей силой действий большинства сограждан? Тогда — Отечество в опасности и воспитывать патриотов необходимо!
Участниками многих акций по сохранению культурно-исторических традиций, боевой славы Донбасса; благоустройству и озеленению городов и сел; проведению фольклорных фестивалей и многого другого являются школьники. Все перечисленное — реальное поле для патриотически-ориентированной деятельности и формирования патриотизма.
В силу сказанного роль учителя в патриотическом воспитании школьников, а значит и в становлении будущего Республики трудно переоценить. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой детей и каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности. Это возможно при условии высокого уровня профессионализма, активности и убежденности в важности деятельности по патриотическому воспитанию школьников.
Формирование единого гражданского общества невозможно без духовного оздоровления народа через гражданско-патриотическое воспитание детей и учащейся молодежи, вовлечение взрослого населения в воспитательную деятельность по формированию нравственных ценностей, в том числе патриотизма. Чувство патриотизма, желание бескорыстно помогать согражданам, соотечественникам составляют психологическую основу формирования потребности человека участвовать в решении острых социальных проблем, быть полезным обществу. Следуя за В.Г. Белинским считаем: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом».
Принципы построения системы патриотического воспитания
Комплексный подход ‒ означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.
Деятельностный подход ‒ создание условий для активного проявления гражданской позиции в конкретных действиях и поступках; планирование и реализация коллективных творческих дел, которые обеспечивают практическое применение полученных знаний, проявлению чувства патриотизма в творческом продукте.
Адресный подход ‒ использование различных направлений, форм и методов работы с учетом возрастных особенностей и творческих интересов обучающихся.
Принцип ценностей «малой Родины» ‒ пропаганда идей и ценностей свойственных региону Донбасса; пропаганда идеалов, достойных уважения и подражания.
Проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, Республики, личности на протяжении всей истории человечества. С момента возникновения государств и по сегодняшний день патриотизм играет важную роль объединяющей и цементирующей силы не только национальных, но и многонациональных объединений. В отдельные периоды истории патриотизм был щитом в борьбе за независимость народов, главным лозунгом в руках политиков, стремящихся развязывать захватнические войны, силой способной предотвратить умирание этноса и обеспечить его процветание.
По определению А.Н. Вырщикова патриотизм — это одна из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям, быту, в осознании своего нравственного долга перед ним, готовности к защите его интересов, а также проявления великодушия и толерантности в отношении других народов.
Структура патриотизма в трактовке Т.М. Суходоловой включает в себя:
патриотическое сознание;
патриотическое отношение;
патриотическая деятельность.
В результате усвоения знаний о патриотизме и в итоге развития патриотических чувств человека складываются патриотические убеждения, которые подразумевают уверенность в правильности знаний о патриотизме и необходимости применения их в жизни, осознание личностью общечеловеческих ценностей, их значения для осуществления своих жизненных планов.
Вo-первых, патриотизм представляет одну из наиболее значимых ценностей, присущую всем сферам жизни общества и государства, характеризующуюся высшим уровнем развития личности и проявляющуюся в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Во-вторых, патриотизм — своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическая опора его жизнеспособности, одно из базовых условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.
В-третьих, патриотизм — это самое глубокое осознание, переживание своей родственности с Отчизной, своей укорененности в ее существовании, какие бы конкретные политические формы она не принимала.
На системе сформировавшихся, на протяжении многих веков черт патриотизма и его мировоззренческих характеристик — ценностей, идеалов, смыслов, символов, традиции, инновации и др., основывается интеграция патриотизма в систему образования.
Воспитание культуры патриотизма рассматривается как процесс целенаправленного воздействия на сознание и чувства учащихся и функционально ориентировано на формирование у них определенных установок, мотивов, понятий, принципов ценностей, идеалов, черт характера, поведения, деятельности и межличностного общения. Вместе с тем процесс образования в структуре педагогического процесса характеризуется активным присвоением учащимися патриотической деятельности и внутренне отражается в духовном развитии личности.
В результате осмысления общих принципов воспитания и частных принципов патриотического воспитания, предложенных различными исследователями, были выделены следующие основополагающие принципы:
Принцип координации взаимодействий школы, семьи и общественности в реализации задач патриотического воспитания.
Принцип связи патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания.
Принцип учета индивидуальных, возрастных, национальных и конфессиональных различий в патриотическом воспитании школьников.
Принцип межпоколенной преемственности духовного опыта.
Принцип исторической и социальной памяти.
Принцип опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции народов.
Администрация школы в лице директора и заместителей по учебно-воспитательной работе, заместителя по воспитательной работе играет огромную роль в патриотическом воспитании школьников в силу того, что направляет, мобилизует, координирует, контролирует, анализирует деятельность всех субъектов и объектов образовательного процесса в целях создания благоприятных условий внутренней среды образовательного учреждения и установления оптимальных связей с внешней средой для реализации задач патриотического воспитания школьников.Реализация задач патриотического воспитания молодежи осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов и включает следующие направления:
Военно-патриотическое воспитание включает: увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества; понимание каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил ;Воспитание гордости за Республику; формирование глубокого уважения и почитания государственных символов — Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;
Опора на изучение истории традиционных для государства религиозных конфессий, их опыта по формированию у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга и в первую очередь использование духовно-нравственного потенциала Православия;
Воспитание на примере социально-ценностного опыта прошлых поколений, культивирующее чувство гордости за своих предков.
Изучение национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества
Пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.
Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.
В соответствии с актуальными требованиями социального заказа, вся система образования призвана сегодня осуществить свою воспитательную функцию в направлении патриотического воспитания. В рамках образовательного учреждения эта функция реализуется через: предметное содержание уроков, содержание деятельности организуемой классным руководителем с коллективом школьников, содержание деятельности предметных кружков и детских общественных организаций.