Выступление на республиканском семинаре на тему: Реферат как начальный этап подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности


Слайд 1. «Реферат как начальный этап подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности»
Слайд 2. Первые научные журналы в России появились в Петровскую эпоху (20–30-е годы XVIII века). С созданием Академии наук (1724 г.) реферирование стало неотъемлемой частью научной работы.
Реферирование предназначалось для распространения в научно-популярной форме достижений науки и техники. В XVIII–XIX вв. научные журналы России были в основном заполнены не статьями, а сообщениями о новых статьях с оценкой и кратким изложением содержания.
Слайд 3. В настоящее время самыми известными реферативными журналами (РЖ) в России являются РЖ ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации Академии наук) и РЖ ИНИОН РАН (Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук).
Слайд 4. Термин реферат впервые появился в России в «Настольном словаре для справок по всем отраслям знаний» Ф.Г. Толля, изданном в 1864 году, где определялся как «отношение, деловая записка, изложение дела вкратце».
Слайд 5. Термин реферат восходит к латинскому слову referre – «докладывать», «сообщать». Реферат – вторичный документ, представляющий собой результат свертывания информации первичного документа на основе его смысловой переработки.
Каждая письменная работа имеет свои особенности: существует множество видов рефератов, которые имеют свою структуру, содержание, стиль изложения. (РМ: «Виды рефератов») Мы же предлагаем рассмотреть реферат как начальный этап подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности.
На 1-2 курсах обучения по разным дисциплинам студентам предлагается выполнить письменную работу в виде реферата. И, наверно у каждого студента рано или поздно возникает вопрос:
Слайд 6.зачем вообще задают писать рефераты?
Вот вы, с какой целью даете студентам задание написать реферат?
(чтобы исправить отметку, в качестве индивидуального задания)
Действительно, на практике реферат в системе российского образования превратился в некий обязательный, но формальный элемент образовательного процесса. Многие студенты весьма туманно представляют процесс его написания, и тем самым, этапы сбора информации, обработка литературы и собранных материалов, написание реферата - просто растворились в многообразии готовых рефератов на просторах интернета. Мы предлагаем студентам вернуться к фактическому выполнению данных этапов написания реферата, пусть даже не по библиотечным источникам, тем самым реализуя главное требование ФГОС: научить учиться, самостоятельно добывать знания. И вспомнить о том, что
Слайд 7. главная задача реферата - доложить, донести некоторые идеи до аудитории, стимулировать, либо даже провоцировать ее к обсуждению важных тем.
Мы предъявляем к этому процессу ряд требований, правил и установок.
Во-первых, у нас есть разработанные методические рекомендации к оформлению рефератов, которые полностью отражают требования к оформлению курсовых работ и ВКР. И являются, тем самым, «тренировочным», «пробным», подготовительным материалом для грамотного оформления в будущем курсовых и ВКР. (Краткая аннотация по рекомендациям, РМ «Требования к оформлению рефератов»)
Во-вторых, рефераты проходят программу «антиплагиат», дабы исключить возможность копирования готового материала, исключая аналитическую деятельность при написании реферата.
В-третьих, процедура защиты реферата, подчиняется определенным правилам и критериям, которые несомненно готовят студента к выступлению по защите более серьезной работы. Например: процедура защиты ВКР.
Слайд 8 .Вот эти правила и критерии:
Написание автореферата для процедуры защиты.
Подготовка презентации.
Свободное выступление с опорой на текст автореферата.
Диалог или взаимодействие с аудиторией.
Тезисное конспектирование материала реферата аудиторией.
Вопросы по теме выступления от слушателей.
Лишь наличие всех показателей по написанию и представлению реферата обеспечивает отметку «отлично». А отсутствие каких – либо из перечисленных критериев, снижает отметку.
Такой подход к написанию реферата является наиболее продуктивным и отвечает требованиям реализации ФГОС в системе образования СПО. Данная система работы по написанию и защите реферата позволяет формировать у студентов следующие умения. Слайд 9
грамотно и эффективно работать с информацией;
раскрывать суть исследуемой проблемы;
обосновывать различные точки зрения;
реализовывать свою позицию через представленную тему;
выражать личное мнение к изучаемому вопросу;
отстаивать свою позицию и взгляд на изучаемый вопрос;
дополнять фактический материал анализом, развернутой оценкой, критикой;
Умения, перечисленные выше, в свою очередь, позволяют нам сделать вывод о наличии у студентов следующих общих и профессиональных компетенций с учетом получаемой специальности СПО.
СЛАЙД 10
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
СЛАЙД 11
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
СЛАЙД 12.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.