Доклад на III Научно — практической конференции педагогических работников образовательных учреждений на тему Особенности организации деятельности детей с нарушением интеллекта на уроках природоведения
III Научно-практическая конференция педагогических работников образовательных учреждений
«Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС»
Тема: «Особенности организации деятельности
детей с нарушением интеллекта на уроках
природоведения»
Подготовила: Валиева Г. А. учитель МКСКОУ СКОШ VIII вида
Март 2014г.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вам
свой опыт работы по теме:
Слайд№1
Особенности организации деятельности детей с нарушением интеллекта на уроках природоведения
Программа модернизации российского образования в настоящее время выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социально-экономические и политические процессы общественной жизни, вводящих подрастающее поколение в систему гуманистических ценностей и таких приоритетов как самостоятельность, толерантность, достоинство.
Коротко остановлюсь на особенностях организации деятельности детей с нарушением интеллекта на уроках природоведения, с точки зрения реализации принципа коррекционного обучения.
При реализации программы коррекционной школы по природоведению у учащихся с ОВЗ появляется возможность для развития и коррекции познавательной деятельности. Моя основная задача, как учителя, в доступной форме донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя как продуктивные коррекционные, так и инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеурочное время, способствующие более осознанному усвоению учебного материала.
Использование на уроке разнообразных видов работ, активных методов и приёмов обучения постепенно помогают ученикам преодолевать их недостатки в психофизическом и интеллектуальном развитии.
Приведу несколько примеров заданий на уроке природоведения в 5 классе по теме «Рыбы», способствующих формированию интереса, внимания, развития познавательной активности и самостоятельности.
Слайд№2
Так, например, при закреплении учебного материала, предлагаю игру «Знатоки рыб», цель которой - закрепить знания о строении рыб, о местах их обитания.
Педагогический эффект закрепления материала в данной форме заключается в том, что учащиеся сами приходят к нужному выводу, отвечая на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: Почему рыбы живут только в воде?
Учащимся нравится выполнять такие задания, в которых приходится наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать, особенно если эти действия сопровождаются практической деятельностью. Это ведёт к развитию мышления, внимания, памяти, восприятия. У детей появляется желание учиться, узнавать новое, что, естественно, не может не сказаться положительно на усвоении знаний, формировании умений и повышении познавательной активности.
Недостатки речевого развития, бедность словаря затрудняют восприятие и понимание читаемого текста, поэтому большое внимание на уроках уделяю словарной работе.
(Слайд №3). Пример словарной работы вы видите на слайде. Например, слово пресноводные. Задания: обозначьте корни в слове, подчеркните соединительную гласную, объясните значение слова. Составьте с данным словом словосочетания, предложения.
Огромное значение при преподавании природоведения в коррекционной школе имеет наглядность.
Так перед уроком на тему «Рыбы», (слайд №4) мы с ребятами были на экскурсии в Центре экологического воспитания детей (ЦЭВД). Учащиеся с интересом слушали экскурсовода и разглядывали рыб. Им было разрешено покормить рыб. Таким образом, метод наблюдения помог им лучше запечатлеть в памяти названия рыб, способы ухаживания за ними, способы кормления. А на уроке они с воодушевлением рассказывали о том, что узнали на экскурсии.
Учить природоведение без наглядных и дидактических пособий невозможно. Даже самые красочные словесные описания ничего не дадут ученику с ограниченными возможностями в развитии, если у него не будет перед глазами данного предмета или
его графического изображения. Картины, фотографии, рисунки, открытки, отдельные кадры или фрагменты из видеофильмов, DVD, интерактивные наглядные пособия помогают создать в сознании детей отчётливое представление о предмете.
Большую трудность для школьников с ОВЗ представляет установление причинно-следственных связей, изображаемых на картине. Слайд №5
Роль причинных вопросов «почему?», «как?», «каким образом?» активизирует и развивает мышление ученика. Эти вопросы считаются главными, т. к. задача на установление причинной зависимости создаёт перед учениками своеобразную проблемную ситуацию, для выхода из которой, кроме актуализации имеющихся знаний, необходимо выполнить ряд других операций, что, безусловно, повышает умственную активность, способствует развитию учащихся.
В моем классе обучаются дети с разным уровнем развития, различным отношением к занятиям и неодинаковыми возможностями усвоения учебного материала. Поэтому урок я провожу при соблюдении принципа индивидуального и дифференцированного подхода, что является основой личностно - ориентированного обучения. Оценивание результатов при таком подходе дает возможность оценивать развитие учащегося не в сравнении с другими, а с самим собой.
Одной из форм личностно-ориентированного подхода в обучении является групповая работа на уроке. Например, учащимся после чтения темы в учебнике, предлагаю работать в парах. Даю задания с познавательными вопросами. Некоторые из них вы видите на слайде:
Слайд №6
– 3имой на реках и озёрах люди делают со льду проруби. Иногда в проруби вставляют стебли из тростника. С какой целью?
- Почему некоторые виды рыб вымётывают очень много икринок?
-Почему рыбы могут жить только в воде?
Подобные вопросы вызывают активный интерес, их обсуждают все ученики, дают разные варианты ответов, но правильный ответ появляется в результате коллективного
обсуждения. Большие возможности для индивидуализации открываются при выполнении опережающих (домашних) заданий, где в отличие от урока ученик может затратить столько времени, сколько на это потребуется.
Например, нужно сделать сообщение на тему: «Рыбы - чистильщики». Дети готовятся вполне самостоятельно, иногда с помощью родителей, используя текст учебника, дополнительную информацию, справочный материал, интернет - ресурсы. В результате у них развиваются предметные, информационные, коммуникативные, то есть ключевые, компетентности.
Многолетняя работа в школе VIII вида показала, что реализация общеобразовательной, коррекционной и воспитательных задач невозможна без тесной связи между преподаванием разных учебных предметов. Например, интеграция природоведения и математики дает возможность решать экологические задачи. Пример на слайде:
Слайд №7
У.
♦ В Каспийском море каждый год происходит аварийный разлив нефти. Но в результате хорошей работы очистительных систем удается сохранить до 1 млн. рыб в год. Сколько рыб можно сохранить за 5 лет?
Этот вопрос знаком учащимся из уроков природоведения и социального личного опыта, так как многие дети были с родителями на рыбалке. Использование на уроках личного социального опыта - один из специфических приемов работы в коррекционной школе. Именно поэтому учащиеся с интересом включаются в работу, пытаются одновременно решить создавшуюся проблемную ситуацию и предлагают свои ответы, свою точку зрения, тем самым развиваются их коммуникативные компетентности.
Слайд №8
Правильно поставив вопрос, учитель одновременно решает несколько задач:
-образовательную;
-воспитательную;
-развивающую.
Для активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся с нарушениями развития я использую нестандартные уроки. Слайд №9
Это уроки-конкурсы, уроки-соревнования, викторины, КВНы, уроки-путешествия, уроки-ассорти, марафоны, кругосветки и другие. Они способствуют более творческому усвоению знаний и стимулируют интерес школьников к предмету.
Слайд №10-U
Мною разработан и реализуется в рамках школьной Программы развития экологический проект «Мой край», который имеет также большое коррекционно - развивающее, воспитательное значение для моих учеников.
Из опыта своей работы я могу сделать вывод: знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, глубоки и прочны, более осознанны.
Использование дидактических игр, ИКТ, личностно - ориентированного подхода и элементов проблемного и проектного обучения помогают реализовать основные цели образования: научить учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире.
Слайд №12
Благодарю за внимание. Если есть вопросы, я готова на них ответить.