Статья по теме Использование проблемно-диалоговых технологий на уроках истории и обществознания как средства формирования научной и социальной компетентности учащихся


Модернизация российского образования, Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения в области исторического знания значительно повысили требования к уровню преподавания истории и обществознания в школе.
Президент России Владимир Путин серьёзно озабочен вопросом исторического образования подрастающего поколения и последние годы уделяет этому большое внимание. Долгие годы история преподносилась через призму коммунистической идеологии, накладывая штампы на многие факты и события. Последнее десятилетие наблюдается другая крайность: нет единой линии, единой позиции. Дошло до абсурда, появляются историки и политики, которые переосмысливая события прошлого, ставят под сомнение или отрицают вовсе героические страницы нашей истории. Как же быть подрастающему поколению? Как разобраться в этом не простом и пестром калейдоскопе событий? К сожалению, сегодня мы столкнулись с большими проблемами: оскудение морали, падение патриотизма, молодые люди разучились общаться. Сегодня, как никогда, возрастает роль учителя истории и обществознания в школе. Сегодня в ходе изучения школьного материала учитель должен дать возможность ученикам самим понять и разобраться во многих проблемах, научиться анализировать различные взгляды и позиции, вырабатывая при этом собственную гражданскую позицию. В этом я вижу актуальность данной проблемы.
В связи с вышесказанным на своих уроках применяю проблемно-диалоговую технологию. На мой взгляд, именно эта технология наиболее удачно соответствует вызовам времени, является наиболее эффективной.
Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Учащиеся управляют собственной деятельностью, развивают инициативу и самостоятельность, появляется возможность почувствовать себя успешным не только у сильных, но и у слабых учеников. Формируется самоуважение, растёт самооценка. Работа в группе помогает развивать коммуникативные навыки, учит работать с информацией. Достижение цели невозможно без сотрудничества, умения слышать друг друга, принимать точку зрения одноклассников, которая не всегда совпадает с собственной. Проблемный урок всегда будет личностно-ориентированным, здоровьесберегающим. Проблемные уроки формируют не только ЗУНы, но и УУД.
Дискуссия на моих уроках, построенная с учетом соответствующих психологических механизмов и закономерностей, не только способствует успешному усвоению знаний, но и составляет суть воспитания, ибо в его основе заложен душевный контакт учителя и ученика.
Первыми интерес к проблеме диалогического взаимодействия в образовании проявили Сократ, А. Камю; гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А.Каменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский. Именно в диалоге, в дискуссии видели суть воспитания великие педагоги Я.Корчак и В.А.Сухомлинский. В современной педагогике технологией проблемного диалога занимается Е.Л. Мельникова, лауреат премии Правительства России в области образования.
На мой взгляд, следует учитывать психологические закономерности в построении диалога. Основное условие построения диалога – установление особых отношений учителя с учащимися между собой, которые могут быть определены как атмосфера взаимного доверия, доброжелательности, откровенности, духовной общности. Эти отношения предполагают совместное видение проблемы и совместные поиски ее разрешения. Именно во время дискуссии даже при несовпадении взглядов и оценок возможны поиск и конструктивное решение проблемы, так как при этом первостепенно важен сам факт соучастия совместной направленности, заинтересованности.
Таким образом, определились основные задачи:
во-первых, повысить эффективность процесса обучения, используя различные формы диалоговой технологии;
во-вторых, расширить интеллектуальные возможности каждого ученика, что будет способствовать их самореализации. Выработки активной гражданской позиции;
в-третьих, повысить уровень гражданского самосознания у учащихся.
Я глубоко убеждена, что использование современных педагогических технологий, активных форм обучения, создание на уроках истории и обществознания обстановки, способствующей воспитанию внутренней свободы ученика, раскрытию его личностного творческого потенциала, становлению его активной гражданской позиции становится необходимым условием гражданского образования в школе.
Новизна в том, что меняется роль учителя (от оратора на транслятора) и ученика (от созерцателя до деятеля), меняется отношение ученика к происходящему на уроке, меняются методы и формы приобретения знаний. Трудоёмкость состоит в том, что такие уроки требуют большой предварительной подготовки, в организации ученического коллектива, в большом объёме информации. Риски, прежде всего, в нехватке времени при   классическом подходе к составлению расписания, в необходимости выбора нужной информации из большого объёма, сложно удержать дисциплину.
Проблемный диалог содержит 2 слова ПРОБЛЕМА И ДИАЛОГ. Это значит что постановка проблемы на уроке и поиск ее решения происходит в специально организованном диалоге ученика и учителя, ученика и ученика. Различают 2 вида диалога побуждающий и подводящий. Они обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект. Благодаря этому создается устойчивая мотивация.
Формы применения диалоговой технологии.
Среди диалоговых технологий выделяются: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, интервью. В диалоге формируется критическое мышление.
Дейл Карнеги писал: «Умение говорить - это наикратчайший путь к известности…И почти каждый человек может говорить так, что будет приятен и желаем в обществе, если он обладает верой в себя и людей». Умение говорить происходит через осмысление, логику мышления, умение вести дискуссию.
Дискуссию можно использовать как отдельный педагогический приём, и как подход к организации учебно-воспитательного процесса. В процессе дискуссии, по моему мнению, наиболее полно представлена возможность:
- моделировать реальные жизненные проблемы;
- вырабатывать у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими;
- продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;
- обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.
Дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему. В учебном процессе дискуссионный подход использую в различных формах: дебатов, диспутов, полемик, споров, дискуссий на основе изучения текстов, проблемная дискуссия, либеральный клуб, дискуссии от имени…(ролевая дискуссия), «Круглый стол», дискуссия «Чтобы было бы, если…» Разновидностью «экспресс-дискуссии» могут быть «мини-дебаты» - они не требуют много времени, чаще всего проводятся «один на один» (участвуют два ученика). Обычно в качестве темы урока берётся одна большая тема, которая затем дробится на несколько более мелких. По каждой из этих тем выступает одна пара спикеров, которые защищают противоположные точки зрения.
В работе по формированию активной гражданской позиции у учащихся мною применяется метод кейс – технологий (как одна из форм диалога, дискуссии). Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация), это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
Непосредственная цель метода case-study совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Таким образом, диалоговые технологии в преподавании истории и обществознания позволяют решить основные проблемы, которые стоят сегодня перед школой. Именно интерактивные виды деятельности – тренинги, диспуты, дискуссии, круглые столы – способствуют развитию таких личностных качеств, как гражданское самосознание, инициативность и коммуникативные умения. Развивая эти качества в различных формах работы, подростки приобретают умения и навыки общественной деятельности, проживая смоделированные, искусственно созданные в тренингах ситуации, они вырабатывают свою систему взглядов на общественную жизнь.
Проблемно-диалогическое обучение успешно применимо при обучении обществознанию и истории на всех ступенях образования.
Приведу пример использования проблемно-диалогового обучения.
Задания, опирающиеся на позицию современного человека. Дебаты.
Ты – человек XXI века, попал в 1095 г. и слышишь призыв папы Римского Урбана II об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. Ты уже знаешь итоги и последствия крестовых походов.
1 группа. Поддержите Папу .2 группа. Убедите его отказаться от походов.
Приведите веские аргументы
При этом учитель должен контролировать ведение дискуссии и порядок изложения своих позиций с точки зрения уважения друг друга.
Результатом использования диалоговых технологий в моей работе является развитие творческих способностей и определению индивидуальных способностей ребенка; получение навыков работы в команде; выработка навыков простейших обобщений; получение навыков презентации; получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ; вести цивилизованный диалог
Это отражается на выборе предметов «история» и «обществознание» в качестве экзамена в форме ЕГЭ, где выпускники показывают стабильно высокий уровень знаний предмета и победы в школьных и муниципальных этапах олимпиад.
2013-2014 уч. год
2014-2015 уч.год2015-2016 уч. год
1.Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады по истории ученица 11 кл. Логачева Анастасия.
2.Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады по праву ученица 11 кл. Логачева Анастасия
3.Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады по обществознанию ученица 11 кл. Логачева Анастасия
4.Международный конкурс «Юредический дебют».1 место ученица 11 класса Логачёва Анастатсия5.Международный конкурс «Юредический дебют». Номинация «За свободу мысли» ученица 10 кл. Цуканова Виктория.
6.Международный конкурс «Юредический дебют». Номинация «За свободу мысли» ученица 10 кл.Зайцева Татьяна.
7.Международный конкурс «Юредический дебют». Номинация «За свободу мысли» ученица 10 кл. Романенко Валерия.
8.Международный конкурс «Юредический дебют». Номинация «За глубокие познания» ученица 11 кл. Лоткова Екатерина.
1.Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву ученица 10 кл Журавлёва Алиса.
2.Вузовский конкурс «Школа будущего» 1 место в номинации «Компьютерная презентация» ученица 10 кл Костко Кристина
3.Вузовский конкурс «Школа будущего» 3 место в номинации «Эссе» ученица 10 кл Мурашко Анна.
4.Международный конкурс «Юредический дебют». 2 место ученица 10 кл. Романенко Валерия.
5.Участие (20 уч-ся) в мониторинговом конкурсе «Рубикон: Всемирная история»
1.Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории 2 место ученица 11 кл Журавлёва Алиса.
2.Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию ученица 11 кл Журавлёва Алиса.
3.Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву ученица 11 кл. Костко Кристина.
4.Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву ученица 10 кл. Узловенко Арина.
5.Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию ученица 10 кл. Кузьменко Валерия.
6.Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию ученица 8 класса Гасюкова Юлия.
7.Краевой исторический конкурс «Геродот». 1 тур. 1 место.
8.Участие (27 уч-ся) в мониторинговом конкурсе «Рубикон: Всемирная история»
Опытом своей работы я поделилась на личном учительском сайте проекта Инфоурок. Там же содержатся и другие методические материалы.