Формирование УУД учащихся на занятиях ИЗО через проектную деятельность
Светлана Николаевна Полищук,
учитель ИЗО, высшая квалификационная категория,
МБОУ «СШ №20» г.Норильска Красноярского кр., РФ
Формирование универсальных учебных действий учащихся на занятиях ИЗО через проектную деятельность
Аннотация
Моя методическая тема опирается на идею создания условий для развития художественно-творческих способностей обучающихся, а также формированию у них художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведений искусства, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира, развитию образно-ассоциативного и критического мышления, способностей к межкультурной коммуникации. Такие условия, по моему глубокому убеждению, можно создать, активно внедряя в свою педагогическую практику технологию проектной деятельности, благодаря которой формируются все универсальные учебные действия. К тому же предмет ИЗО в значительной степени носит интегрированный или прикладной характер, он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной деятельностью школьников. Благодаря новым ФГОС облегчается использование метода проектов, так как вводятся часы внеурочной деятельности учащихся.
Данная работа может быть интересна учителям изобразительного искусства, музыки, технологии.
Содержание
Введение
Глава 1. Краткая характеристика метода проектов
Глава 2. Использование проектного метода на занятиях ИЗОЗаключение
Список использованных источников и литературы
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться».
А. Тоффлер.
Введение
Основанием для разработки нового Федерального стандарта стали приоритеты образовательной политики, которые зафиксированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года (раздел III «Образование»), а еще ранее в Законе РФ «Об образовании» (ст. 7), Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова) группой авторов: А.Г.Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В. Молчановым.
В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира:к учению, к познавательной деятельности, к трудностям, к освоению новых видов деятельности, к творчеству, к обществу, к морально-этическим нормам, к самооценке своих действий, поступков; к другим народам; к красоте, к состоянию окружающей среды и своего здоровья.Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
Универсальные учебные действия (УУД) открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях и в самой учебной деятельности. В основе развития и формирования УУД лежит системно-деятельностный подход, позволяющий ответить на вопрос «Как научить ребёнка учиться?»
Проблемой современного школьного обучения является стихийность развития универсальных учебных действий. Но на собственном педагогическом опыте я убедилась, что использование на уроках художественно-эстетического цикла проектной технологии, способствует системному формированию универсальных учебных действий (УУД) и творческой активности учащихся.
К тому же система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна включать «описание организации и проведения ГИА, промежуточной аттестации в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на ГИА, и оценки проектной деятельности учащихся».
Новыми ФГОС вводятся часы внеурочной деятельности учащихся, что облегчает использование такой трудоемкой методики как метод проектов. К тому же предмет ИЗО носит интегрированный и отчасти прикладной характер, он связан со всеми школьными предметами, а также с личной и общественной жизнью, будущей профессиональной деятельностью школьников. Все эти доводы говорят в пользу метода проектов.
Актуальность проблемы введения метода проектов определяется также задачей формирования информационной компетентности школьников, что должно привести к достижению нового результата образования.
Глава 1
Краткая характеристика метода проектов
Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, видами деятельности. Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед».
Считается, что проектная технология берёт своё начало в трудах американского ученого Джона Дьюи. Именно он предложил вести обучение через целесообразную деятельность для ученика, с учётом его личных интересов и целей. Ученик должен поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Процесс разрешения учеником заинтересованной проблемы и составляет суть проектной технологии.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Михаил Михайлович Бахтин – русский философ и литературовед – в своих трудах пишет, что «личностное знание – это логически сформулированные мысли, и каждый выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими». А Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (учащимися), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом».
Рассмотрим учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — прежде всего, это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая
- позволит проявить себя индивидуально или в группе,
- попробовать свои силы, приложить свои знания,
- принести пользу,
- показать публично достигнутый результат.
Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Учебный проект или исследование с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое
позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
проблематизации (формулированию ведущей проблемы и постановке задач,вытекающих из этой проблемы);
целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
представление результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, видео, аудио и сценических постановок и др.);
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Общий процесс работы над проектом подразумевает:
Выявление и формулирование потребности в каком-либо продукте
Анализ ситуации (определение востребованности, соц. заказ, аналоги,методы, ресурсы, материалы)
Первоначальные идеи, обсуждение и оценка идей, выделение лучшей идеи
Планирование и изготовление продукта
Испытание продукта в реальной ситуации
Оценка продукта и его потребительских качеств.
Таким образом, в основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Глава 2
Опыт применения метода проектов на занятиях ИЗОЗанимаясь уже несколько лет проектной деятельностью в своей школе, я время от времени наблюдаю один и тот же эффект: из неуверенного, часто не выполняющего задания, не умеющего держаться перед публикой ученика, проектант превращается в человека с определенной (достаточно высокой) самооценкой, с опытом взаимодействия с различными людьми, гордого собой и своей работой. В данном случае переоценить значение проектной деятельности для развития личности ребенка невозможно: это действительно работа с огромным потенциалом.
В своей практике я применяю различные типы проектов:
Проекты по тематическим областям: моно-проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
По масштабам деятельности (среди участников одного класса, школы города, региона, страны (конкурсы)).
По срокам реализации (мини-проекты, долгосрочные проекты).
По количеству исполнителей (индивидуальные, групповые, коллективные).
По доминирующей деятельности обучающихся (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, информационная и т.д.)Я веду уроки ИЗО в 5-9 классах. Пятиклассники для меня – новые, незнакомые ученики. Чтобы получше их узнать, раскрыть их способности, уже с 5-го класса начинаю приобщать к проектному мышлению. Программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство. 5-9 классы» как нельзя лучше соответствует этой цели. А тема пятого класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – наиболее подходящая для начального этапа вовлечения учащихся в проектную деятельность.
Самым важным и на первых порах самым трудным в разработке проекта является постановка цели своей работы. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащиеся выполняют самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при решении проектных задач (с помощью педагога, конечно).
Для формирования алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, выполняемые на уроках. Так в первой четверти пятиклассники выполняют проект «Народные праздничные обряды». Сначала они знакомятся с древними образами в народном искусстве (древо жизни, мать-земля, птица, конь и др.), импровизируют на тему древних образов в орнаменте для оконных ставен или наличников, причелин и лобовой доски. На следующем уроке работают в паре над созданием образа деревянного дома, который приклеивают на общую фризовую композицию «Деревенский пейзаж». Кажется, что это и есть результат коллективной работы. Но ребята начинают предлагать добавить ее жителей. Им хочется не просто дорисовать людей, а создать атмосферу праздника. И тут возникает проблема: какой лучше праздник изобразить, как должны выглядеть жители деревни в праздничном облачении, отличаются ли наряды южных и северных деревень, как изобразить зимний, а как летний праздник или весенний? Ребята на неделю окунаются в творческий поиск (конечно не без помощи учителя). И на уроке по теме «Народный праздничный костюм» они готовы рассказать о северорусском и южнорусском костюме, находят в них отличия, затем рисуют и вырезают нарядные фигурки мужчин, женщин и детей, наклеивают их на подготовленное коллективное панно деревенского пейзажа. Дети заранее выбирают, какой народный праздник они будут изображать: Масленицу, Пасху, Троицу, Ивана Купала или Осенины. Получаются очень яркие композиции. Работа над этим проектом требует от детей знаний не только о славянской орнаментике в деревянной домовой резьбе и вышивке национального костюма, им также нужно знать, как выглядит колодец, мельница, как гуляют на Масленицу, а как на Ивана Купала, во что одеваются деревенские жители зимой и во что летом. Они узнают глубинные смыслы народных праздничных обрядов. На последнем уроке первой четверти ребята защищают свой проект, рассказывают о том празднике, который сами изобразили, раскрывают его символическое значение, подбирают загадки, прибаутки, пословицы, поговорки, исполняют народные песни. Защита проекта дает замечательный опыт самопрезентации.
Во второй четверти дети реализуют межпредметный проект «Ярмарка народных ремесел» (ИЗО, музыка, технология, МХК). На первом уроке второй четверти пятиклассники сразу интересуются, какую же творческую работу им предстоит выполнить к концу четверти. И когда я говорю, что будем готовиться к праздничной ярмарке, ребята с воодушевлением включаются в этот процесс. Возникают вопросы: что такое ярмарка, какой праздник будем изображать, какие товары будем продавать, с чего нужно начать? Вот именно на вопросе «с чего начать?» я и акцентирую внимание учащихся. Рассказываю о том, что на ярмарках торговали изделиями разных народных промыслов: Дымково, Филимоново, Гжель, Городец, Хохлома, Мезень, Жостово и др., показываю видеофильм о них, презентацию. Ребята сами делают вывод о том, что нужно сначала изготовить «товар», чтобы его потом продать. На каждом уроке дети рисуют эскизы изделий разных народных промыслов: глиняную игрушку, гжельскую посуду, городецкую кухонную дощечку, хохломскую бытовую утварь, мезенскую прялку. Всего за один урок они выполняют коллективный мини-проект – жостовский поднос, украшенный цветами, выполненными каждым учеником класса. Параллельно после уроков ребята, посещающие кружок «Волшебная палитра», выполняют роспись деревянной заготовки кухонной доски по мотивам Городца или Хохломы, тарелки папье-маше «под Гжель» или глиняной игрушки «под Дымково». Потом все нарисованные «изделия» компонуются на ватманах (импровизированные торговые полки-стеллажи) и выставляются на «ярмарке».
Защита проектов – это настоящий праздник для всех трех пятых классов! Обычно он приурочен к Единому Дню профориентации и называется «Ярмарка народных ремесел», на котором каждый класс представляет понравившийся народный промысел и профессии, связанные с ним (также я веду курс по профориентации «Профессии типа «человек – художественный образ»). Так дети осознают важность изучения предмета ИЗО, в частности, народного искусства, и его связи с современной жизнью. Именно на таких мероприятиях раскрываются таланты! И, конечно, это не только таланты художественные, но и музыкальные, и ораторские, и театральные. Кто-то получает медаль «Мастер – золотые руки», а кто-то – «Купец – удалец». Дети щедро радуются даже простому «смайлику» за удачно разгаданную загадку или победу в игре, ведь этот «смайлик» становится «пятаком», который они могут приклеить рядом с понравившимся эскизом изделия, тем самым проголосовав за него. Огромное значение таких мероприятий состоит и в том, что у ребят формируется толерантное отношение друг к другу, коммуникативная компетентность, проявляющаяся в сплоченности и дружбе, в самостоятельности и ответственности каждого за всех. А это особенно важно для данной возрастной группы, только что перешедшей в среднее звено и оторвавшейся от «маминой юбки» классного руководителя начальной школы.
В третьей четверти пятиклассников ждет новый межпредметный проект под названием «На балу у Золушки» (ИЗО, литература, история, МХК). Мы все вместе окунаемся в эпоху средневековой Европы, изучаем костюмы, украшения, интерьер и стилевое единство эпохи. Для того чтобы ученики осознали различия в стилях, один класс выполняет проект в романском стиле, другой – в готическом, третий – в стиле Возрождения или барокко. Сначала весь класс превращается в мастерскую дизайна исторического костюма, где каждый ученик выполняет мужской и женский образы своей эпохи. Затем все участвуют в украшении интерьера бального зала в стиле своей эпохи, предварительно поискав информацию в энциклопедиях по искусству и в учебниках по истории, в Интернете. Каждый ученик в классе выполняет свою деталь интерьера, приклеивает ее на общую композицию, затем дети приклеивают фигурки людей в костюмах, предварительно выбрав Золушку и Принца. После изучения темы «Гербы и эмблемы» стражникам, охраняющим вход, «вручаются» щиты с изображением герба. Герб также может украшать интерьер замка. В конце четверти выставляются все три коллективные работы пятых классов, которые обсуждаем, находим несоответствия (чаще всего у другого класса) и проводим итоговую игру-викторину. Причем, каждому дается право выиграть в ней, ответив на все вопросы. Если учащийся набирает больше 60 % от максимального количества баллов, он проходит в следующий тур игры «Мастер – умелые руки» (по предметам ИЗО, музыка, технология), которая проводится во внеурочное время для всех параллелей классов. До этого подобные игры – «Эрудит», «Самый грамотный» – проводились по другим предметам. Задания этой игры приближены к олимпиадным. Трое победителей выходят в третий, заключительный, тур общешкольной игры на звание «Самый умный». По итогам школьной игры выявляются победители в начальном, среднем и старшем звене. Таким образом, универсальные учебные действия, сформированные при выполнении проектов, позволяют учащимся добиваться успехов в общешкольных конкурсах и мероприятиях.
В четвертой четверти учащиеся знакомятся с современным декоративным искусством: гобелен, мозаика, витраж, художественное стекло, керамика, ковка, литье, декоративное панно. На втором уроке я создаю проблемную ситуацию, показав им фотографии нескольких пустых школьных коридоров. Дети желают их как-то украсить. Но что могут пятиклассники? Либо выполнить рисунки, либо аппликации. Но бумага – материал недолговечный. И тогда ребята с восторгом принимают вариант декоративного панно из соленого теста, подсказанный учителем.
Пятиклассники лишь в 4 четверти впервые оформляют паспорт проекта в виде папки (титульный лист, пояснительная записка, этапы реализации проекта, эскизы). Это своеобразный итог года, осознание того самого алгоритма проектной деятельности. Затем ребята предлагают свои эскизы декоративных панно. Так, например, 5А класс решил оформить стену рядом с кабинетом литературы, поэтому выбрал тему «По мотивам сказки…», 5Б выбрал тему «Растения и животный мир Таймыра», так как захотел оформить рекреацию рядом с кабинетом биологии, а 5В классу понравилась тема «Декоративный пейзаж», чтобы украсить ими стены начальной школы. В своей работе учащиеся используют природные мотивы, формы и конструкции, обучаются стилизации и декоративному обобщению природных форм. Потом каждый представляет свои идеи всему классу, и дети выбирают 5-6 самых лучших эскизов, так как класс разбивается на группы по 4-5 человек. Если кто-то желает выполнить свою композицию единолично или в паре, конечно, это не возбраняется, но ученики предупреждены, что тогда работы будет больше, и они должны будут приходить во внеурочное время. Такое творчество увлекает почти всех детей. Бывают дни, когда после уроков в кабинете искусства набирается целый класс желающих закончить декоративное панно.
Таким образом, проектная деятельность позволяет не только развить творческие способности обучающихся, выявить их потенциал, направление деятельности (художественное, музыкальное, театральное, исследовательское), но и способствует эстетическому обогащению информационной среды школы.
В конце апреля в школе проходит праздник День семьи, на который приглашаются отличники, активисты школы, лучшие спортсмены и родители. Ко Дню семьи выставляются все творческие проекты, выполненные за год, устраивается ярмарка поделок, выполненных учащимися лично и совместно с родителями. Родители оценивают творческие работы детей копейкой. Средства, вырученные от ярмарки, идут на подарки ветеранам. Таким образом, ребята видят результаты своего труда, понимают важность выполненной работы, осознают связь школы и семьи.
Кроме того, в течение учебного года в школе проводятся выставки рисунков. Это не только рисунки к праздникам (День учителя, Новый год, День Защитника Отечества, 8 марта, День смеха, День Победы), но и выставки творческих работ на темы «Лето, прощай! Здравствуй, осень!», «Фантазии из каракулей», «Мамин портрет», «В царстве Снежной королевы», «Розовая страна детства», «Моя будущая профессия», «Веселая масленица», «Миру – мир!» и др. Пятиклассники – самые активные участники городских конкурсов рисунков и проектов. Так в прошлом году мы подготовили два проекта на городской конкурс «Снежный городок». Первый вариант «По мотивам сказок Бажова» был выполнен из пенопласта совместно со старшеклассниками, второй вариант «В царстве Нептуна» – из пластилина. Оба получили дипломы I степени в разных номинациях «Реалистический проект» и «Оригинальный проект». В такой проектной деятельности особо ценно то, что дети младшего возраста получили опыт общения со старшеклассниками в совместной творческой деятельности, многому у них научились.
В прошлом году 2 ученицы из 5 классов заняли призовые места в городских конкурсах рисунков «Народы нашего города» и плакатов «Я б в рабочие пошел». Радость успеха окрылила одну из учениц, и она изъявила желание в будущем году заняться еще и исследовательской деятельностью (по теме, связанной с профориентацией).
Также ежегодно я устраиваю персональные выставки рисунков одаренных учеников. Кстати, среди них есть дети, которые с трудом успевают, например, по математике. После такой выставки и одноклассники, и учителя меняют свое отношение к этим учащимся. Еще один плюс персональных выставок – укрепление личных отношений с такими детьми в результате тесного сотрудничества. В дальнейшем они становятся моими активными помощниками в подготовке, например, актового зала к праздникам, в оформлении выставок рисунков и т.п.
Проектная деятельность продолжается в 6, 7, 8 классе. К 9 классу ребята самостоятельно могут составить план работы практически над любым индивидуальным или коллективным проектом: информационным (стенгазета, презентация, видеофильм), творческим (рисунок, поделка, персональная выставка), социальным (оформление рекламного баннера для городской площади, рисунок на снегу в честь Дня победы и др.), исследовательским. Некоторые учащиеся принимают участие в городских и всероссийских конкурсах, как правило, принося школе призовые места или победу (2 место в городской олимпиаде по МХК, 1 место в городской научно-практической конференции, призовые места во всероссийских конкурсах рисунков).
Заключение
Учителю важно понимать, чем станет для ребенка проект – радостью творчества и открытий или непонятной деятельностью с нудной работой под грузом слова «надо». Важно понимать суть проекта, которая заключается в том, чтобы школьник обучился
видеть проблему и преобразовывать ее в цель собственной деятельности;
ставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбивать ее на тактические шаги, планировать свою работу;
оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время;
добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;
выполнив работу, оценивать ее результат, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
видеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
Кроме того, проектная деятельность способствует:
развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);
развитию коммуникативной и информационной компетентности;
развитию терпения, внимания, наблюдательности, воображения, приобщению к кропотливому труду, направленному на воплощение творческого замысла;
решению профориентационных задач.
От учителя требуется так организовать обучение, чтобы выявить имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавить то, чего не хватает. О методе проектов надо говорить как об учении через деятельность. Только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы и практическая значимость проекта могут поддержать его самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела.
Список использованных источников и литературы
Изобразительное искусство. Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы/ [Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., А.С. Питерских]. – М.: «Просвещение», 2011 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др. ]/ под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70379634/
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека).
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
Материалы курса повышения квалификации ЧОУ ДПО «Центр Знаний» «Практический опыт введения и применения ФГОС ООО в деятельности образовательных учреждений». - [Электронный ресурс] www.the-best-school.ru – 2015.