Доклад на научно — практической конференции Формирование социальных компетенций на занятиях фиической культурой через проектную деятельность
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинское училище № 24
Департамента здравоохранения города Москвы»
(ГБОУ СПО МУ № 24)
Научно-практическая конференция
«Формирование общих и профессиональных компетенций у студентов училища»
Доклад
Тема: «Формирование социальных компетенций на занятиях физической культурой через проектную деятельность»
Докладчик: преподаватель
физической культуры
ГБОУ СПО «МУ 24 ДЗМ»
Кудрявцева М.В.
2011 – 2012 уч.год Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В физическом воспитании необходимо основываться на духовном фундаменте личности, развивая у студентов стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Компетентностный подход в области физической культуры помогает реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.
Физическая культура человека является частью общей культуры всего народа. Это мощное средство не только физического совершенствования и оздоровления, но также и воспитания социальной, трудовой и творческой активности.
Статус личности в обществе определяется не только уровнем дохода, образованности, но и состоянием физического и психического здоровья, зависящего от многих факторов, среди которых особое значение придается образу и стилю жизни.
В настоящее время деятельность преподавателя физической культуры направлена на решение следующих задач:
• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности студентов;
• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта; • воспитание моральных и волевых качеств; • развитие опыта межличностного общения.
К составляющим социальной компетентности мы относим следующие:
политическая и социально-экономическая компетентность;
социально-коммуникативная компетентность;
поликультурная компетентность;
информационно-инструментальная компетентность;
индивидуально-личностная компетентность.
1. Политическая и социально-экономическая компетентность: ориентация в политической обстановке, в тенденциях мирового и государственного развития, в государственных и мировых социально-экономических процессах; способность к принятию ответственности, к участию в разработке групповых решений; наличие собственного взгляда на политические и социально-экономические процессы, стремление в них участвовать.
Участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях, проводимых спортивными комитетами России, г.Москвы, ДСО «Спартак»:
- «Кросс Наций»;
- «Лыжня России»;
- спортивные праздники к «Дню Города» и к «Дню Победы».
Участие в ежегодных «Малых олимпийских играх среди студентов и преподавателей медицинских училищ и колледжей г. Москвы. В 2011 – 2012 учебном году сборные команды нашего училища заняли III место.
2. Социально-коммуникативная компетентность.
Способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия (в широком смысле); навыки межличностного общения, умение ненасильственно разрешать конфликты; ориентация в социальных ситуациях, умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения, стремление к социальному взаимодействию и способность к работе в неоднородной команде; приверженность этическим ценностям.
Сегодняшний активный студент – завтрашний активный член общества.
Сотрудничество, взаимопомощь, работа в группе, в команде, коммуникативные навыки.
Занятия по физической культуре проводятся не только в спортивном зале училища, но и на арендованных базах: легкоатлетическом манеже «Спартак» им. Братьев Знаменских, в спорткомплексе МГТУ им. Н.Э Баумана. Студенты имеют возможность общения с разными людьми: с работниками спортсооружений, начиная от гардеробщиц и уборщиц до инструкторов и тренеров; со студентами других учебных заведений; со спортсменами-профессионалами и т.д.
3. Поликультурная компетентность.
Способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия и взаимодействовать в многокультурном (полинациональном, поликонфессионном) обществе, уважение иных культурных особенностей, обычаев и традиций, интерес к чужой культуре, способность видеть в ней область обогащения личного опыта.
Уважение иных культурных особенностей, обычаев и традиций, интерес к чужой культуре.
4. Индивидуально-личностная компетентность.
Способность к самообразованию и саморазвитию; стремление к личностному росту, к повышению социального статуса; способность к творческой самореализации в социуме, к проявлению своих лучших качеств, к успеху, способность адаптироваться к новым ситуациям, стремление к здоровому образу жизни.
Понимание значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом.
Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, однокурсников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии.
Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма.
Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха.
Преподавателю физической культуры приходится воспитывать студентов в духе преодоления трудностей, вести их по пути «от простого к сложному», от «изученного к неизученному», т.е. все время создавать перед студентами систему перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию.5. Информационно-инструментальная компетентность.
Владение компьютером и современными информационными технологиями, способность к сбору и анализу информации, умение эффективно использовать информацию, применять знания на практике, направленность на критическую оценку информации. Всеми этими умениями и навыками должны владеть студенты, участвующие в работе над проектом «Здоровый образ жизни – здоровье нации».
Работа над проектом началась в 2008 году.
2008-2009 уч. год- подготовка и проведение круглого стола «Здоровый образ жизни-здоровье нации» (сбор материала, подготовка докладов).
2009-2010 уч. год- круглый стол « Образ жизни-здоровье нации» (подбор материалов, подготовка докладов , презентаций и буклетов).
2010-2011 уч.год - круглый стол «Образ жизни – здоровье человека» (подбор материалов, подготовка докладов , презентаций, буклетов и фильмов).
2011 – 2012 уч.год. Проводился конкурс на лучшую спортивную газету. Победители – студентки 14 группы Симонишвили Ирма и Гришечко Елизавета.
Также прошел конкурс презентаций и буклетов о здоровом образе жизни и спорте. Победители (студентки 34 группы Майструк Елена и Алексеева Мария) затем принимали участие в конкурсе на лучшую презентацию «Яркое созвездие».
За эти годы в работу были вовлечены учащиеся всех курсов, но нынешний 3-й курс участвовал наиболее активно. Они начали работать в проекте с 1 курса. Ребята взрослели, получали много новых знаний и умений и в работе с компьютером и по специальным медицинским дисциплинам. Что позволяло сделать итоговый продукт (доклады, презентации, фильмы, буклеты) более содержательным. Сейчас у нас имеется собрание лучших реферативных работ студентов, а также презентаций и фильмов (более 40).
Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, студенты понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше.
В современном обществе наиболее востребованы люди, способные к самообразованию и саморазвитию, которые могут быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами. Необходимыми становятся не сами знания, а понимание того, где и как эти знания применить. А самым ценным качеством является знание о том, как информацию получать, создавать или систематизировать.
Проектная деятельность как вид организации учебной деятельности как нельзя лучше способствует достижению описанных целей, так как она направлена на решение практических задач, мотивирует студентов на приобретение новых знаний.