Участие в научно — практической конференции по теме КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Смирнов Виктор Сергеевич.
МБОУ СОШ №9г. Бирска
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
В условиях кардинальных изменений в общественной и государственной жизни современному обществу необходимы творчески развитые люди. Школьное образование должно обеспечить условия успешной социализации обучающихся в процессе обучения, и способствовать реализации ими своих способностей и интересов.
Важнейшей задачей обучения и воспитания было и остается развитие креативно- творческой личности. На это и ориентирована программа по технологии. Под креативным мышлением – понимается способность человека находить нестандартные решения различных проблем и более эффективнее их преодолевать, т.е. это способность видеть проблему, вещи и ситуацию, под совершенно иным углом.
Так некоторые обучающиеся начинают творческий проект не обдумав, лишь прочитав задание, не продумав ход своей работы, а другие наоборот, пока не продумают какие – то свои пути решения проблемы, не найдут самый оптимальный, правильный и интересный не приступят к выполнению работы.
Креативное и творческое мышление это не одно и то же. Творческое мышление – моделирует художественные образы и воплощает их в, каком либо, сценарии или предмете. Креативное мышление – это способность к изобретательству и научным открытиям. Сочетание этих двух типов мышления позволяет достигать максимальных результатов в любой деятельности. Эта творческая направленность врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. Задачей для развития креативного мышления является уход от привычного поведения.
Развитию креативного мышления способствует – увлечение искусством. Например, резьба по дереву далеко не предсказуемый процесс, никогда не знаешь, каким будет результат, изготовление совочка – многие делают по шаблону, а творческие дети могут произвести настоящий шедевр.
Таким образом, креативность – способ мыслидеятельности в основе которого лежит творчество, неординарное принятие решений и действий. Другими словами – это смекалка, способность достигать цели необычным способом.
Чтобы обучающиеся научились креативно и творчески мыслить, в работе используются: принцип оптимального развития разных видов мыслительной деятельности, а так же принцип формирования алгоритмических приёмов умственной деятельности. Всё это способствует повышению активности учащихся на уроке, стимулирует познавательный интерес, что повышает качество усвоения материала, способствует возможности самостоятельной работы.
Чтобы урок технологии не был скучным и однообразным учитель применяет активные методы обучения, такие как технологии критического мышления, проблемное обучение, исследовательскую работу. Что помогает научить детей шире и глубже думать. Такие уроки, как правило, запоминаются на всю жизнь. Например, учитель дает ученику брусок дерева, из которого надо сделать модель. Всё описано теоретически, но когда он начинает выпиливать запчасти, какие-то детали не подходят, не собираются в единое целое. Ученик начинает думать, где он ошибся, что не так, как сделать правильно и выдвигает свои идеи работы, порой даже необычные, которые позволяют ему сделать работу правильно.
В настоящее время всё более высокие требования предъявляются к личности и творческому потенциалу человека. Так на уроках учитель должен уделять большое внимание профессиональному самоопределению детей. Необходимо показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так как школьники должны осознавать необходимость креативно - творческого мышления во всех сферах трудовой деятельности, которое формируются с детства, и накапливается с годами. И если его не хватит трудно освоить интеллектуальные профессии, такие как, инженер, конструктор, архитектор на высоком уровне.
Литература
1. Утёмов В. В., Зиновкина, М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного
творчества: Учебное пособие. –Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013.
2.Суровцева, Н.А. Креативность как ключевая компетенция школьников [Электронный ресурс]: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15