Контрольно-оценочные средства для проведения экзамена по учебной дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация для специальности 15.02.08
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Ульяновский авиационный колледж
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
Метрология, стандартизация и сертификация
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
для проведения промежуточной аттестации
на специальности СПО базовой подготовки
(
15.02.08 Технология машиностроения
Форма проведения оценочной процедуры –
ЭКЗАМЕН
Ульяновск
2016
ОДОБРЕНЫ
на заседании ЦМК
технологических дисциплин
Протокол № 9
от «13» апреля 2016 г.
Председатель ЦМК:
_________________Богданова В.П..
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________ Г.В.Знаенко « » 2016г.
Комплект контрольно-оценочных средств по УД «Метрология, стандартизация и подтверждение качества» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения
РАЗРАБОТЧИК: Парменова О.Б. преподаватель высшей категории специальных дисциплин Ульяновского авиационного колледжа.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
I ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 3
Предмет и объект оценивания 7
1.3 Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины 7
II КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Структура экзаменационного билета 8
Задания для подготовки обучающихся к экзамену 9
Критерии оценивания заданий 15
Использованная литература 17
I. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
1.1.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения,усвоенные знания) Основные показатели оценки результата
1 2
УМЕНИЯ: У1 оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности; -обоснование выбора документации для конкретной ситуации;
-демонстрация умения ориентироваться в нормативной базе;
-применение основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
-оформление технологической и технической документации
в соответствии с нормативными документами;
У 2 применять документацию систем качества; - формулирование требований к качеству продукции;
У3 применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
-определение видов документов, действующих в конкретной ситуации;
-составление алгоритма действий применительно к продукции (услуге)
ЗНАНИЯ: З1- документацию систем качества; - демонстрация знаний основных документов систем качества;
- изложение основных разделов руководства по качеству;
З2 - единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах; -владение специальной терминологией;
-демонстрация знаний основных и дополнительных единиц в соответствии с международной системой СИ;
З3 – основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; - изложение понятий по стандартизации;
-демонстрация знаний категорий и видов стандартов;
-демонстрация знаний по выбору методов контроля и измерений;
-обоснование выбора средств измерений и контроля;
-изложение основных понятий сертификации;
З4- основы повышения качества продукции обоснование необходимости повышения качества продукции;
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. -обоснование выбора профессии;
-участие в мероприятиях профессиональной направленности;
-определение основных видов деятельности на рабочем месте и необходимых орудий труда
-определение перспективы развития в профессиональной сфере
ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. -изложение последовательности действий при выборе и применении методов и способов решения профессиональных задач;
-самостоятельное определение критериев для отбора способа решения профессиональной задачи в соответствии с описанной ситуацией
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. -анализ рабочей ситуации в соответствии с заданными критериями, указывание на ее соответствие или несоответствие стандартной ситуации;
-самостоятельное определение критериев для анализа рабочей ситуации
ОК4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. -определение соответствия информации поставленной задаче
-владение методами и способами поиска информации;
-использование информации как средства эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Владение ПК;
составление презентации;
Работа с интернет-ресурсами;
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. осуществление взаимодействия с коллегами в процессе решения задач;
устанавливает позитивный стиль общения
ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. организует работу по выполнению задания в соответствии с инструкциями
ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматьсясамообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. определение направлений самообразования;
определяет этапы достижения поставленных целей
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. определяет технологии, используемые в проф.деятельности
определяет источники информации о технологиях проф.деятельности
указывает этапы технологического процесса, в которых происходят или необходимы изменения
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК 1.1 Использовать конструкторскую документациюконструкторскуюдокументацию
при разработке технологических процессов изготовления деталей. -Оценивание по чертежу конструктивно-технологических свойств детали, исходя из ее служебного назначения;
Установление рекомендаций по повышению технологичности детали как результат технологического контроля конструкторской документации;
ПК 1.2 Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования
Установление соответствия вида заготовки типу производства;
Определение метода получения заготовки;
Определение величины припусков и размеров заготовок;
Определение коэффициента использования материала;
Установление схемы базирования заготовки на основе анализа ее параметров;
ПК1.3Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.
обоснование выбора способов обработки поверхностей и определения технологических баз;
Определение технологического маршрута изготовления детали;
Обоснование выбора технологического оборудования, приспособления, режущего, вспомогательного и мерительного инструмента типу производства;
Проведение расчетов режимов резания и норм штучного времени по нормативам;
оформление технологической документации согласно требованиям ЕСТД;
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей. Определение соответствия разработанных управляющих программ технологии изготовления детали;
соответствие изготовленной детали, по управляющей программе, чертежу.
-выполнение расчетов, связанных с организацией рабочего места.
демонстрация навыков принятия и реализации управленческих решений;
ПК1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей. Проектирование технологического процесса с использованием программы автоматизированного проектирования;
соответствие разработанного технологического процесса заданным требованиям.
ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения определение типа производства;
определение назначения подразделений и служб машиностроительного предприятия;
определение производственной программы;
выполнение расчетов, связанных с организацией рабочего места.
демонстрация навыков принятия и реализации управленческих решений;
ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения. демонстрация навыков принятия и реализации управленческих решений;
формулирование различных методов мотивации работников.
ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения определение производственной программы;
- выполнение основных расчетов реализации производственной программы
ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей наличие и соответствие технической документации действующей;
соответствие используемого оборудования, приспособлений, режущего и измерительного инструмента требованиям технологического процесса;
соответствие наладки оборудования, приспособлений, режущего инструмента технической документацией;
соответствие заготовки детали чертежу
соответствие изготовления детали технологическому процессу
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации. -соответствие средств измерений заданной точности геометрических размеров;
-соответствие геометрических параметров детали требованиям чертежа;
-заключение о годности детали;
1.2.Предмет и объект оценивания
Предмет оценивания Объект оценивания
З1-З4 Вопрос 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
в него входят новые аспекты метрологии, развития стандартизации и сертификации.
У1, У3, ОК1 – ОК4, ПК3.2 Вопрос 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
решение задач стандартизации основных норм взаимозаменяемости
У1,У2, ОК1 – ОК4, ПК3.2 Вопрос 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
выполнение заданий по метрологическому обеспечению
1.3.Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины
№
Форма
итогового контроля Критерии положительной аттестации
4семестр 15.02.08 ЭКЗАМЕН Условием допуска к промежуточной аттестации является положительная текущая аттестация. Экзаменационная отметка выставляется исходя из демонстрации освоенных умений, знаний и компетенций по контролируемым показателям.
II. КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
2.1.Структура экзаменационного билета
ЦЕЛЬ: проверить уровень сформированности компетенций обучающихся по учебной дисциплине
Экзаменационные билеты являются примерными, их содержание при необходимости должно корректироваться преподавателями. Вопросы экзаменационных билетов охватывают содержание дисциплины, поэтому исходным документом для их составления служит рабочая программа
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: У1-У, З1-З4, ОК1- ОК4,
ПК 3.2
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА
№ вопроса Задание К-воВопросы формируются
из №№ заданий
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ – в него входят новые аспекты метрологии, развития стандартизации и сертификации. 1 1.1 - 1.28
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ – решение задач стандартизации основных норм взаимозаменяемости 1 2.1 – 2.26
3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ - выполнение заданий по метрологическому обеспечению 1 3.1 - 3.17
ВРЕМЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ: 40 мин.
ОЦЕНИВАНИЕ: 1 вопрос - оценка 2,3,4,5
2 вопрос – оценка 2,3,4,5
3 вопрос – оценка 2,3,4,5
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Разрешается пользоваться таблицами полей допусков.
2. Оценка ставится только на основании правильных ответов; за ошибочные ответы баллы не снимаются.
2.2.ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.
Вопрос 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Цель, сущность, объекты стандартизации.
Цели, принципы и функции стандартизации.
Методы стандартизации.
Категории стандартов. Виды стандартов.
Точность в машиностроении. Взаимозаменяемость. Основные термины
Стандартизация гладких цилиндрических соединений.
Принципы формирования системы допусков и посадок.
Основные понятия о посадках. Система отверстия и система вала. Виды посадок.
Допуски формы.
Допуски расположения поверхностей. Суммарные допуски.
Линейные размеры, отклонения и допуски линейных размеров.
Шероховатость поверхностей. Параметры шероховатости.
Цели и задачи метрологии. Основные понятия метрологии.
Классификация средств измерений. Выбор СИ и контроля.
Классификация методов измерений. Виды измерений. Погрешности измерения.
1.18. Калибры для контроля гладких валов и отверстий
1.19. Виды резьбы. Параметры резьбовых соединений
1.20. Нормирование точности: углов и конических соединений.
1.21. Нормирование точности: шпоночных, шлицевых соединений
1.22. Показатели качества продукции и методы их оценки.
1.23. Цель, системы и объекты сертификации.
1.24. Сертификация как процедура подтверждения соответствия.
1.25. Правила и документы по проведению работ по сертификации.
Схемы сертификации. Порядок проведения сертификации продукции.
Выбор форм и схем обязательного подтверждения сертификации.
Роль сертификации в повышении качества продукции.
Вопрос 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
2.1. Определить вид соединения, построить схему расположения полей допусков для Ф80H7\g6
2.2. Определить вид соединения, построить схему расположения полей допусков для Ф35 Н9/к6
2.3. Определить вид соединения, построить схему расположения полей допусков для
75 К7/h6
2.4. Определить вид соединения, построить схему расположения полей допусков для
125 Н7/r6
2.5. Определить вид соединения, построить схему расположения полей допусков для Ф50+0.02/+0.05+0.03
2.6. Определить вид соединения, построить схему расположения полей допусков для
80 Н7/k6
2.7. Построить схему расположения полей допусков, определить допуск посадки, вид посадки: 100 Н8/s6
2.8. В заданных соединениях определить вид посадки и систему, в которой задано соединение: Посадки: Н6/m5; G7/ h6; Е9/ h6
2.9. Для данного соединения 80 Н7/k6 определить систему; посадку, квалитеты, отклонения, предельные размеры, зазоры(натяги), допуск зазора(натяга).
2.10. Определить верхнее и нижнее предельные отклонения вала по заданному номинальному и предельным размерам: номинальный размер – 5мм, наибольший предельный размер - 5,004мм, наименьший предельный размер - 4,996 мм. Определить величину допуска.
2.11. Определить верхнее и нижнее предельные отклонения вала по заданному номинальному и предельным размерам: номинальный размер – 32мм, наибольший предельный размер - 31,975мм, наименьший предельный размер - 31,950 мм. Определить величину допуска.
2.12. Определить верхнее и нижнее предельные отклонения вала по заданному номинальному и предельным размерам: номинальный размер – 20мм, наибольший предельный размер - 20,056мм, наименьший предельный размер – 20,035 мм. Определить величину допуска.
Ф160
2.13. Определить величину допуска вала, наибольший и наименьший предельные размеры по заданному номинальному размеру детали и предельным отклонениям: 0,085
0,125
. Поле допуска вала изобразить графически.
2.14. Определить величину допуска вала, наибольший и наименьший предельные размеры по заданному номинальному размеру детали и предельным отклонениям:
. Поле допуска вала изобразить графически.
2.15. Определить величину допуска вала, наибольший и наименьший предельные размеры по заданному номинальному размеру детали и предельным отклонениям:
0,050
0,015
Ф24,5
. Поле допуска вала изобразить графически.
2.16. Прочитать, что означает указанное обозначение шероховатости поверхности:
2.17. Прочитать, что означает указанное обозначение шероховатости поверхности:
2.18. Прочитать, что означает указанное обозначение шероховатости поверхности:
2.19. Указать, какой вид посадки изображен на схеме, дать определение
2.20. Указать, какой вид посадки изображен на схеме, дать определение, показать
на схеме величину зазоров(натягов max и min)
2.21. Указать, какой вид посадки изображен на схеме, дать определение, показать
на схеме величину зазоров(натягов max и min)
2.22. Записать вид условного обозначения шероховатости поверхности, заданной средним арифметическим отклонением профиля, не превышающим 1,25 мкм на поверхности, которая получена механической обработкой (с удалением слоя материала)
2.24. Записать вид условного обозначения шероховатости поверхности, заданной средним арифметическим отклонением профиля, не превышающим 0,05 мкм. Направление неровностей – произвольное. Поверхность образована удалением слоя материала – полированием.
2.25. Записать вид условного обозначения шероховатости поверхности, заданной средним арифметическим отклонением профиля, не превышающим 6,3 мкм. Поверхность образована без удалением слоя материала.
2.26. При номинальном размере – 8 мм, наибольший предельный размер - 8,050 мм, наименьший предельный размер - 7,972 мм, определить верхнее и нижнее предельные отклонения вала по заданным размерам.
Вопрос 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
3.1. Дать заключение о годности размеров
Р-р на чертеже Действительные размеры в мм 9.7 9.9 10.0 10.1 10.3 10.5
10+0.2-0.1 10-0.1 3.2. Дать заключение о годности размеров вала
Р-р на чертеже Действительные размеры в мм15.6 15.5 15.3 15.0 14.7 14.5
15+0.3-0.2 15+0.2 3.3. С помощью штангенинструмента Ш Ц – I измерить заданный размер и дать заключение о годности детали
3.3. С помощью штангенинструмента Ш Ц – III измерить заданный размер и дать заключение о годности детали
3.4. С помощью гладкого микрометра измерить заданный размер и дать заключение о годности детали
3.5. С помощью микрометрического нутромера измерить заданный размер отверстия и дать заключение о годности детали
3.6. С помощью индикатора часового типа измерить размер и отклонение формы цилиндрической поверхности и дать заключение о годности детали
3.7. Дать заключение о годности размеров паза
Р-р на чертеже Действительные размеры в мм30.6 30.5 29.9 29.5 29.4 30.0
30+0.5-0.1 30-0.3 3.8. Дать заключение о годности размеров валика
Р-р на чертеже Действительные размеры в мм15.6 15.5 15.4 14.7 14.8 15..1
15+-0.4 15-0.1-0.3 3.9. Подобрать средства измерения для определения действительных размеров детали типа “Рычаг ”
3.10. Определение цены деления гладкого микрометра и последовательность чтения показаний размера. Установить размер 14, 78мм
3.11. Определение действительного размера штангенциркулем Ш Ц – I-125-0,02 Гост166-80. Размер на конкретной детали.
3.12. Проставить на чертеже детали два технических требования к поверхности детали: по форме и расположению поверхностей.
3.13. Перевести по заданию неметрические единицы измерения в единицы Международной системы (СИ) согласно рекомендациям Международной организации стандартизации ИСО R31
3.14. Перечислить основные и дополнительные единицы системы СИ, их наименование и международное обозначение.
3.15. Расшифровать обозначение резьбового соединения и подобрать средства контроля для: М24х2 LH 5H6H \ 7g6h.
3.16. Расшифровать обозначение резьбового соединения и подобрать средство контроля: М12х2 (Р 0.5) 7H\6g.
3.17. Выбрать средства контроля элементов деталей:
-Точного отверстия Ф25Н8;
-Метрической резьбы М39Х2-6Н;
-Размера 60±0.05;
2.3.Критерии оценивания заданий
Вопрос 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
5 (отлично) - ставится если студент:
излагает полученные знания полно, системно, в соответствие с требованиями программы учебной дисциплины;
выделяет существенные признаки изученного с помощью операций анализа и синтеза;
проявляет познавательную активность к профессиональной дисциплине, новой технике и технологии;
допускает единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые им.
4(хорошо) - ставится если ответ удовлетворяет основным требованиям, но при этом имеет один из недостатков:
допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые студентом по указанию на них преподавателя;
допускаются отдельные непринципиальные ошибки, изложение теории с незначительной помощью преподавателя;
эпизодическое желание выполнять сложное задание.
3 (удовлетворительно) - ставится в следующих случаях:
изложение знаний неполное, но не препятствующее усвоению последующего материала;
затруднения при выделении существенных признаков изученного, при выявлении причинно – следственных связей и формулировке выводов.
2 (неудовлетворительно) - ставится в следующих случаях:
изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей информации;
неумение проводить простейшие операции анализа, делать обобщения, выводы;
существенные допущены ошибки, не исправляемые даже с помощью преподавателя.
студент обнаружил полное незнание и непонимание учебного материала - или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов.
Вопрос 2 .ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
5 (отлично) - ставится если студент:
самостоятельное применение знаний в практической деятельности;
свободное оперирование полученными знаниями при решении задач практического содержания, использование сведений из других дисциплин.
4(хорошо) - ставится если ответ удовлетворяет основным требованиям, но при этом
имеет один из недостатков:
в выполнении допущены небольшие неточности, не исказившие решение задания;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.
3 (удовлетворительно) - ставится в следующих случаях:
допущены неточности в выполнении индивидуального задания, но показано общее понимание вопроса;
имелись затруднения или допущены ошибки в выполнении индивидуального задания, но осуществлены значительные исправления после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
2 (неудовлетворительно) - ставится в следующих случаях:
не в полном объеме решена поставленная задача;
обнаружено значительные отклонения в выполнении индивидуального задания;
после нескольких замечаний преподавателя не исправлены неточности в выполнении индивидуального задания.
студент обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог выполнить задание.
Вопрос 3 .ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
5 (отлично) - ставится если студент:
показал целостное системное знание, включающее все компоненты, их взаимосвязь и возможность определения каждого из них;
полностью выполнил все требования индивидуального задания;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые студент легко исправил по замечанию преподавателя.
4(хорошо) - ставится если ответ удовлетворяет основным требованиям, но при этом имеет один из недостатков:
в выполнении допущены небольшие неточности, не исказившие выполнение задания;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;
допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.
3 (удовлетворительно) - ставится в следующих случаях:
допущены неточности в выполнении индивидуального задания, но показано общее понимание вопроса;
имелись затруднения или допущены ошибки в выполнении индивидуального задания, но осуществлены значительные исправления после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
2 (неудовлетворительно) - ставится в следующих случаях:
неумение применять знания в практической деятельности;
студент не может ни ответить на наводящие вопросы преподавателя, ни выполнить самостоятельно задание.
студент не делает попытки применить знания в практической деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Дубовой Н.Д., Портнов Е.М.Основы метрологии, стандартизации и сертификации: учебное пособие / Н.Д Дубовой, Е.Портнов.-М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009.-256с.-(Профессиональное образование)
2. Кошевая И.П., Канке А.А. Метрология стандартизация и сертификация: учебник-М.: ИД «Форум»:ИНФРА-М, 2009. -416с.- (Профессиональное образование).
3. Мишин В.М., Основы стандартизации, метрологии и сертификации. М.: ЮНИТИ, 2007.-447с.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
4.Госстандарт России. Государственная система обеспечения единства измерений. Инструкция. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций.
5. ГОСТ Р 1.12 – 2004. Стандартизации в Российской Федерации. Термины и определения.
6. ГОСТ Р 2.114 ЕСКД. Технические условия. Правила построения, изложения и оформления.
7. ГОСТ Р ИСО 5725 – 1 – 2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений.
8. ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001. Системы менеджмента качества. Общие требования.
9. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании»