Дидактические игры в учебно-воспитательном процессе на уроках математики
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20 имени Н.З. Бирюкова
г. о. Орехово- Зуево Московская область
Дидактические игры в учебно-воспитательном процессе на уроках математики
Подготовила учитель математики:
Комиссарова А.Ю.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….……………3
Теоретические основы игровой деятельности
Теории происхождения игры………………………………………………….…...……6
Виды игр…………………………………………………………………………………….9
II. Практическое применение дидактической игры на уроках математики
Технология обучения математике с применением дидактических игр .……..17
Экспериментальное исследование.…………………………………………….……..25
1. Констатирующий эксперимент…………………………………………….……...25
2. Формирующий эксперимент………………………………………………….……..27
3. Контрольный эксперимент ………………………………………………….……..27
Заключение ……………………………………………………………………….………30
Литература………………………………………………………………………………32
Приложение …………………………………………………………………….……….34
Введение
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.” В.А. Сухомлинский.
Актуальность: О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких целей.
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.
При изучении игры исследователи сталкиваются с её богатством, многомерностью проявлений, неопределённостью границ игры.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою ценность.
В.А.Сухомлинский не раз напоминал о том, что каждый нормальный ребенок идет в школу с горячим желанием учиться, с огоньком любознательности и интереса. Очень важно сохранить этот интерес и пронести его через все школьные годы.
Одним из наиболее эффективных методов воспитания интереса к учению школьников является организация их игровой деятельности на уроке.
Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка к учению и к труду. Глубоко ошибаются те, кто считает игру лишь забавой и развлечением. Дидактические игры хорошо уживаются с серьезным учением, т.к. они облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Урок – это живой творческий процесс, а всякому живому чужды статичность и однообразие. Урок должен рождаться каждый раз как маленькое чудо, вызывать удивление, открытие, удовлетворение. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются и определяются интересы к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремится раскрыть привлекательность изучаемого предмета. Этому способствует дидактическая игра на уроке математики, обладающая образовательной, развивающей и воспитательной функциями. На таких уроках вырабатывается внимание, сосредоточенность, умение самостоятельно мыслить, появляется тяга к знаниям, пополняется запас представлений, понятий, развивается фантазия, уверенность в своих способностях, развивается чувство товарищества, взаимовыручки.
Игры можно применять на всех ступенях обучения, но совершенно необходимо – в работе младшего и среднего звена.
Каждая игра помогает решить определенные задачи: дать знание, сформировать умение, развить функции мозга (внимание, память, мышление, речь), воспитать черты личности (сообразительность, находчивость, коллективизм и т.д.).В своей работе я постаралась показать всю важность обучающей игры на примере использования ее на уроках математики в средних классах.
Исходя из выше изложенного, я поставила перед собой цель: Изучение влияния дидактических игр на эффективность обучения школьников. При этом я руководствовалась следующей гипотезой. При использовании игр на уроках математики значительно повышается эффективность уроков, повышается интерес к предмету и, как следствие, повышается уровень математической подготовки учащихся.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
Изучить методическую литературу по вопросам применения дидактических игр на уроках математики.
Определить виды дидактических игр, используя в обучении
Изучение роли дидактических игр в учебном процессе
Провести уроки с использованием дидактических игр и проанализировать их.
Объектом изучения является: роль дидактических игр в процессе обучения математики.
Предмет: дидактические игры в обучении на уроках математики.
Теоретические основы игровой деятельности
Теории происхождения игры
Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учёными на протяжении многих сотен лет.
Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно–социально–экономического и культурного развития общества. Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиаже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др. В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие.А.Н. Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: “в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре.
Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется.”1
Леонтьев А.Н. “Психологические основы дошкольной игры” . – М. 1980 г.
Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:
Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в XIX веке, в то время, когда преобладала точка зрения, что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер (1820 – 1903), который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности.
Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов, направленных на успех в “борьбе за существование”, порождают “идеальное удовлетворение” этих инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.
Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С. Холл (1846-1924) выдвинул идею рекапитуляции (сокращённого повторения этапов развития человечества) в детских играх.
Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далёких предков. Существует также теория антиципации будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают что игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждет. Временными аспектами игровой деятельностью занимался О.С. Газман. Он писал: «Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях- в настоящем и будущем.»2
2 Газман О.С. «Каникулы, игра, воспитание» . – М. 1988 г.
Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, превосходят будущее, но работают на настоящее.
Теория отдыха в игре. Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.
Теория духовного развития ребёнка в игре. К.Д. Ушинский противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.
Многие учёные, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребёнка.
Бесспорно, существуют и другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым.
Многие из вышеназванных исследователей называют источником игры общественный разум. Теорию игры в аспекте её исторического проявления, выяснения её социальной природы, внутренней структуры и её значения для развития индивида в нашей стране разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие.
Один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры.
Виды игр
Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они выступают как специфически детская форма познания, труда, общения, искусства и спорта. Отсюда названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные.Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.
Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С. Газмана.
1. Подвижные игры — это важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.
Основные особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.
Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.
2. Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.
В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры — тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.
В настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные игры.
3. Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно - уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.
Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.
Остановимся подробнее на рассмотрении так называемых дидактических, или обучающих, игр.
4. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.
В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.
В этой классификации можно представить следующие типы игр:
- игры по сенсорному воспитанию,
- словесные игры,
- игры по ознакомлению с природой,
- по формированию математических представлений и др.
Иногда игры соотносятся с материалом:
- игры с дидактическими игрушками,
- настольно-печатные игры,
- словесные игры,
- псевдосюжетные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся :
- Игры-путешествия.
- Игры-поручения.
- Игры-предположения.
- Игры-загадки.
- Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.
В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.
Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения уже известным.
Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать.
Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.
Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.
Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться —доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.
Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.
Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.
Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.
Правила игры должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.
Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.
II. Практическое применение дидактической игры на уроках математики
Технология обучения математике с применением дидактических игр
Сущность дидактической игры заключается в том, что ученики решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ученик воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его познавательную активность.
Повышение интереса к игровому обучению вызвано следующими ее педагогическими возможностями: во-первых, игра способствует развитию мотивации познавательной деятельности, во-вторых, она носит многофункциональный характер, отражая в своем содержании и структуре особенности реальной профессиональной деятельности, в-третьих, вовлечение учащихся в игровую деятельность в процессе профессиональной подготовки способствует формированию адаптивных качеств личности к реальной жизни. В-четвертых, методически правильно организованная дидактическая игра способствует систематизации теоретических знаний, развитию практических умений и навыков.
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность (побуждает его к учению) исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.
В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся познавать, запоминать новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала. На дидактические игры надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
На основах таких теоретических утверждений учитель работает. Ведь очень важно учесть:
а) место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке;
б) целесообразность использования их на разных этапах урока;
в) разработку новых методик проведения дидактических игр с учётом цели урока и уровня подготовленности учащихся;
г) требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения;
д) разнообразие игр;
е) применение воспитательных игр.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры, у учащихся вырабатывается целеустремлённость, организованность, положительное отношение к учёбе.
Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока, Это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участи в ней каждому ученику необходима определённая математическая подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.
Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании.
При организации дидактических игр необходимо учитывать:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников.
2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, иначе она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, в противном случае игра не даст должного эффекта.
4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд (поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн - ринг», «Счастливый случай», «Своя игра» и др.), должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учёт должен быть открытым, ясным и справедливым.
5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
6. Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
8. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение её может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
9. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
10. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
В рамках уроков применяются деловые учебные игры. Их отличительными свойствами являются:
- моделирование приближённых к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила системы оценок хода и результатов игры.
Тесным образом деловая игра связана с ролевой игрой. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями.
Уроки – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:
имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы игровой ситуации;
условные, посвящённые разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т.д.
Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.
На первом этапе рассматриваются организационные вопросы: распределение ролей; выбор жюри или экспертной группы; формирование игровых групп; ознакомление с обязанностями. Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с заданиями; сбор материала, анализ его; изготовление наглядных пособий, консультации.
Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе; выявление позиций; принятие решения. Межгрупповой аспект: заслушивание сообщений групп, оценка решения.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.
При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.
Говоря о большом воспитательном и познавательном значении математических игр, следует указать на важную роль учителя при их организации. Прежде - всего учитель должен положить начало творческой работе учащихся, но контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, дабы не уничтожить саму сущность игры, которая невозможна без свободного проявления личности учащихся. Постепенно учитель может отойти от роли ведущего, уступая её хорошо подготовленным ученикам.
Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.
В свою очередь дидактические игры в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока могут приобретать различный характер, например, быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими.
Исходя из особенностей предмета математики, следует различать игры-состязания и игры-олимпиады. В первом случае победа обеспечивается в основном за счет скорости выполнения вычислений, преобразований, но без ущерба качеству выполнения задания, во втором – победа обеспечивается, главным образом, за счет качества решений задач повышенной трудности или доказательства сложных теорем. Первые полезны для выработки автоматизма действий, вторые – для воспитания серьезного отношения к математике.
В конечном счете, в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное – побуждение к обучению математике.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план; только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
Дидактические игры в 6 классах часто бывают связаны с определенными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда сюжеты подсказываются названием игры: «Магический квадрат», «Индивидуальное лото», «Числовая мельница» и др. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрей?», «Не зевать! Отвечай сразу», «Кто верней?» и т.д. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. «Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы». Решение задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.
В дидактической игре отчетливо просматривается двойственный характер: при объяснении игры для детей главное - сама игра, а для учителя главное – дидактический результат (методическое значение игры). Для детей увлекательная условность делает незаметной, эмоционально положительно окрашенной и увлекательной монотонную деятельность по усвоению, повторению, закреплению или усвоению информации.
Некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед школой: не только дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления.
Таким образом, роль дидактической игры в развитии мотивации познавательной деятельности учеников очень велика, ее психологический анализ в процессе обучения показывает, что:
-игра помогает школьникам раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки;
- ученики, вовлекаясь в игровую деятельность, удовлетворяют свои потребности в обучении, учатся взаимодействовать с другими людьми;
- игра помогает выразить собственную индивидуальность детей и ближе подойти к своим внутренним ресурсам, которые в процессе игровой деятельности становятся частью их личности, развивает наблюдательность, смекалку, самостоятельность мышления, образное и логическое мышление, интеллект каждого ребенка;
- ученик испытывает удовольствие от игры;
- игра обеспечивает доступность изучения программного материала;
- активизирует мыслительную деятельность учащихся, внимание детей, творческие силы и познавательную деятельность школьника.
Экспериментальное исследование
Изучив и проанализировав рассмотренные выше методики, попробуем экспериментально выявить обоснованность внедрения дидактических игр на этапе повторения знаний на уроках математики, и их эффективность.
Для того чтобы доказать или опровергнуть, что использование дидактических игр на уроках математики активизирует познавательную деятельность учащихся МОУ СОШ №6 , была проведена практическая работа по использованию дидактических игр и упражнений на уроках математики.
В педагогическом эксперименте участвовало 2 класса: 6 «А» и 6 «Б», равные по уровню успеваемости по математике.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе – констатирующий эксперимент, выявила уровень подготовленности учащихся с помощью самостоятельной работы на уроке математики по определенной теме и качество усвоения знаний учащихся, провела анализ полученных результатов эксперимента. На втором этапе – формирующий эксперимент, проводилось повторение пройденных тем в одном из классов уроки по стандартным методикам, а в другом – с использованием дидактической игры. На третьем этапе – контролирующий эксперимент, проведен контрольный срез, целью которого является сравнение полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента. После это проведен анализ полученных результатов.
Констатирующий эксперимент
Цель: Выявление реального уровня качества усвоения знаний в контролируемых классах.
Эксперимент проводился в двух классах, в виде урока контроля и оценки знаний учащихся по теме “ Свойства действий с рациональными числами”. Урок был построен в традиционной форме, в конце урока была проведена самостоятельная работа.
В качестве показателей усвоения знаний учащихся были выбраны следующие:
Средний балл – средняя отметка учащихся, показывающая средний уровень успеваемости в классе;
Дисперсия (среднеквадратичное отклонение) – величина, показывающая, на какое среднее значение отметка среднего ученика отклоняется от среднего балла.
Отметка/Класс 6 «А» 6 «Б»
Количество учащихся 25 28
Получили отметку 5 6 7
Получили отметку 4 6 6
Получили отметку 3 10 11
Получили отметку 2 3 4
Средний балл 3,6 3,57
Среднее отклонение от среднего балла 0,97 1
Табл.1. Результаты констатирующего эксперимента в 6 «А» и 6 «Б» классах
% учащихся, получившие отметку
Отметка
Диаграмма 1. Результаты констатирующего эксперимента в 6 «А» и 6 «Б» классе
Вывод.
В ходе проведения эксперимента было установлено:
В выбранных классах качество усвоения знания темы “ Свойства действий с рациональными числами” находится приблизительно на одном уровне;
Средняя оценка по проведенной самостоятельной работы в обоих классах близка к 3,6 баллов; Разброс подготовленности учащихся вокруг средней (дисперсия) достаточно велик и приблизительно одинаков в обоих классах.
Формирующий эксперимент
Цель: Проверить влияние дидактических игр на познавательную деятельность учащихся на уроках математики в 6-ом классе.
В ходе данного эксперимента в классе (6 «Б») применялись дидактические игры, тогда как в другом классе (6 «А») эта работа проводилась традиционным способом, без применения игровых методик.
На уроках математики в 6 «Б» классе были подготовлены и проведены дидактические игры на повторение тем: “ Свойства действий с рациональными числами” (Приложение 1); “ Раскрытие скобок” (Приложение 2); “Сложение чисел, содержащих целую и дробную части“ (Приложение 3).
Вывод: Уроки в форме игры способствуют поддержанию интереса у школьников к предмету математике и совершенствованию у них навыков быстрого мышления. Игра положительно влияет на развитие смекалки, находчивости, сообразительности, но и развитию умственных и волевых усилий: организованности, выдержки.
3.Контрольный эксперимент
Цель: Сравнить результаты контрольного среза с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента.
Контрольный срез проводился в форме контрольной работы по теме: “Умножение и деление положительных и отрицательных чисел“.
Результаты контрольного среза приведены в таблице 2.
Отметка/Клас6 «А» 6 «Б»
Количество учащихся 25 28
Получили отметку 5 6 9
Получили отметку 4 6 10
Получили отметку 3 11 9
Получили отметку 2 2 0
Средний балл 3,64 4
Среднее отклонение от среднего балла 0,92 0,8
Табл.2. Результаты контрольного эксперимента в 6 «А» и 6 «Б» классах.
% учащихся, получившие отметку
1120140373380
Отметка
Диаграмма 2. Результаты контрольного эксперимента в 6 «А» и 6 «Б» классе.
Результаты.
В ходе проведения опытно – экспериментальной работы по использованию дидактической игры на этапе повторения знаний было установлено:
В 6 «Б» классе, где со стандартными методиками обучения использовались и игровые, средний балл по результатам контрольного эксперимента увеличился на 0,43 балла по сравнению с результатами констатирующего эксперимента;
Среднеквадратичное отклонение в указанном классе снизился на 0,2 балла, что наряду с увеличением среднего балла, говорит о лучшем усвоении материала большинством учащихся;
Успеваемость в классе, где игровые методики не применялись, увеличилась на 0,04 балла, а разброс подготовленности учащихся вокруг средней остался на прежнем уровне;
Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что учащиеся усваивают и применяют усвоенные во время игры знания намного лучше, чем их ровесники, обучение которых проводилось по стандартным методикам.
Основываясь на результатах проведения опытно – экспериментальной работы по использованию дидактической игры можно с уверенностью утверждать, что использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.
В средней школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
Использование на уроках развивающее - обучающих и дидактических игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят. Дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными.
Заключение
Итак, игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир.
Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным эмоциональным, творческим.
Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.
Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах учащихся 5-6 классов на уроках математики? Можно ли наблюдать неподдельную радость в глазах их, в выражении лиц, когда у них вдруг зародится догадка, забьётся живая мысль, и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя?
Я убедилась на своём небольшом опыте, МОЖНО! И, на мой взгляд, необходимо. Благодаря такому общему подъёму дети смотрят на учителя открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и увлечённости. Удивление и острый интерес учащихся, радость на лицах от возникшей догадки можно наблюдать на уроках, включая в них игры, различные нестандартные задания.
Литература:
Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. М.: Просвещение, 1987.- 143 с.
Бородовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов /Н.В Бородовская А.А. Реан ,- СПб: Питер, 2001. 304 с.
Вайсбурд М., Алпатова Р. Игра в учебном процессе //Нар. образование. 1986. -№ 8.-с. 46- 47.
Газман О.С. В школу с игрой: Кн. для учителя /О.С. Газман, Н.Е.Харитонова. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
Газман О.С. О понятии детской игры //Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск, 1989. - с. 3-10.
Газман О.С. «Каникулы, игра, воспитание». – М. 1988 г.
Гельфман Е.М. Арифметические игры и упражнения. - М. Просвещение, 1968.
Гельфан Е.М. Игры и упражнения для развития внимания у детей /Е.М.Гельфан; Под ред. JI.H. Скаткина. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958.-32 е.: ил.
Гребенюк Т.Б. Дидактика и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. пед. фак-та /Т.Б. Гребенюк. Калининград: Изд-во Калинигр. ун-та, 1996.-39 с.
Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л.Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. - М. 1977.
Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. -2005. -№ 1. -95с.
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение /Р.И. Жуковская. -М.: Педагогика, 1975 111 с.
Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. - М..1992.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М., Просвещение,1990.
Леонтьев А.Н. “Психологические основы дошкольной игры”. – М. 1980 г.
Лоповок Л. М. Математика на досуге.— М.: Просвещение, 1981. – 86 с;
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996
Спиваковская А. С. Игра - это серьезно.— М.: Педагогика, 1981. – 96 с;
Удальцова. Дидактические игры. М. 1963. Пособие для студентов заочников дошкольных факультетов педагогического института.
ЧилинроваЛ. А. Играя учимся математике. – М.: Просвещение, 1993. – 145 сЭйгес Н.Р. Игра в жизни ребенка /Н.Р. Эйгес. М.: Ин-т санитарного просвещения, 1953. - 19 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.Педагогика,1978.
Яновская М.Н. Эмоционально-ценностный аспект игры.//Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск, 1989.-110-117 с.
Приложение
(Приложение 1 ) Игра «Своя игра»
Задача каждой команды набрать как можно больше количества баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы. В отборочных турах каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание 1-2 минуты, отвечает та команда, которая быстрее поднимает руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. На вопрос – аукцион право ответа имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса). На вопрос кот в мешке отвечает та команда, которой отдает это право команда, выбравшая вопрос.
Жюри ведут подсчет баллов, если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются.
Темы Стоимость вопроса
Положительные
и отрицательные
числа 100 200 3000 400 500
Сложение и вы
читание положи
тельных и отри-
цательных чисел 100 200 300 400 500
Логические
Задачи 100 200 300 400 500
Свойства действий с рациональными числами 100 200 300 400 500
Задачи насмекалку
100 200 300 400 500
Положительные и отрицательные числа
100. Какие числа называют отрицательными; противоположными?
Ответ: Числа расположенные на координатной прямой левее начала отсчета назыв. Отрицательными
Противоположными называют числа, отличающиеся друг от друга только знаком.
200. Сравните следующие числа:
-2,8 и -1
0 и – 4
-1,4 и 0,25
|-0,1| и -100
Ответ:
-2,8 < -1
0 > – 4
-1,4 < 0,25
|-0,1| > -100
300. Решите уравнения
|х| = 9
-х = 7
-х = -3,8
Ответ:
х = ± 9
х=-7
х=3,8
400. Назовите все целые числа, удовлетворяющие неравенству -2,4 < |х|< 4,8
Ответ: -2; -1; 0; 1; 2; 3; 4
500. Вопрос – аукцион. Право ответа на этот вопрос имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса).
Решите уравнения:-3,2+х =5,2
6,7+х = -4,3
5,7-х=8,9
х-4,3= -2,1
Ответ:
8,4
-11
-3,2
2,2
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
100 Сформулируйте правила сложения
Двух отрицательных чисел
Чисел с разными знаками
Ответ: чтобы сложить два отрицательных числа, нужно сложить их модули и перед полученным результатом поставить знак минус.
Чтобы сложить числа с разными знаками нужно из большего модуля вычесть меньший, и перед полученным числом поставить знак большего модуля
200. Выполните действия:
-12,3+1,23
-2,5+(- 8,7)
(0,4+(-0,5))+(-1,25)
Ответ:
-11,07
-11,2
-1,35
300. Сформулируйте правило вычитания и выполните действия
1,25-3,8
-0,4-1/8
4,5-(-0,9)
-2,4-3,5-1,1
Ответ:
-2,55
-0,525
5,4
-7
400 Даны точки А (-4,6) и В (-1,4). Найдите расстояние от точки В до точки А1 ,координата которой противоположна координате точки А.
Ответ: 6 единичных отрезков
500. Кот в мешке. Отвечает та команда, которой отдает это право команда, выбравшая вопрос.
Найдите значение данного выражения (- 1/8+1/3)-(4,8-4,9)-0,05
Ответ: 1/8
Логические задачи
100 Костя задумал число, прибавил к нему 1, отнял 2,умножил результат на 3 и разделил на 4.Получилось 6.Какое число задумал Костя ?
Ответ: 9
200 Тройка лошадей бежит со скоростью равной 15 км/ч. С какой скоростью бежит каждая лошадь?
Ответ: 15 км/ч
300 Число 666 увеличили в 1,5 раза, не производя над ним никаких
арифметических действий. Какое число получили?
Ответ: 999
400 В классе 35 учеников. Из них 20 занимаются в математическом кружке, 11 – в биологическом, 10 ребят не посещают эти кружки. Сколько биологов увлекается математикой?
Ответ: 6 биологов
500 Подберите корень уравнения
х|х|= -9
-х |х|=16
Ответ: -3;-4
Свойства действий с рациональными числами
100. Какие числа называют рациональными?
Ответ: Число, которое можно записать в виде отношения а/ n , где а - целое число, а n - натуральное
200. Вычислите наиболее удобным способом:
Ответ: 0.
300. Решите уравнения:
Ответ: Х=2,1 и Х=7,2; х=-2
400. Сравните: 7/12 и 0,59 57 и 1 9/16
Ответ: 7/12 < 0,59 57 > 1 9/16
500. Вопрос – аукцион. Право ответа на этот вопрос имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса).
Определите, каким числом (положительным или отрицательным) является значение выражения:
Ответ: отрицательнымЗадачи на смекалку
100. Что у зайца позади, а у цапли впереди
Ответ: Буква Ц200. Через реку шириной 120 м построен мост. Одна четверть длины моста расположена над левым берегом, одна четверть над правым берегом. Чему равна длина моста?
Ответ: 240 м.
400. Восстановите пример 6*5* - *8*4 =2856
Ответ: 6750 – 3894 = 2856
500. Кот в мешке. Отвечает та команда, которой отдает это право команда выбравшая вопрос.
Найдите сумму чисел 1+3+5+7+…+97+99
Ответ: 2500
Жюри подводит итоги. Подсчитывают баллы в оценочной карте и объявляют результаты. Награждение команд сладкими призами и грамотами.
Опыт игры можно оценивать как успешный. Ученикам очень понравилась дидактическая игра, так как у них была возможность попробовать свои силы в интеллектуальной деятельности, они смотрели и оценивали других.
(Приложение 2) «Математический сказ об Иване-царевиче и Кощее Бессмертном»
Тема: Раскрытие скобок.
Цель: проверить знания правил раскрытия скобок, умения применять эти правила при вычислениях.
Наглядные средства: рисунки.
Ход урока.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич, который решил освободить из плена Кощея Марью-царевну. А Кощей был большой знаток математики и всегда посмеивался над теми «богатырями», которые кроме своей силы ничего не знали.
Отправился Иван-царевич в путь дорогу. У развилки трех дорог он увидел камень, на котором зашифрована дорога к Кощею.
P + ( - m + k – p ) = 2p – m + k
- ( m – a ) – ( k + a ) = - m + k
m – ( a + m ) – ( - a – m ) = 3m
( думаем внимательно, чтобы не сбить с пути Ивана-царевича).
Ребята находят правильную дорогу.
Идет дальше Иван-царевич и наткнулся на болото. По этому болоту можно перейти, перескакивая с кочки на кочку. (если ответ верен, то прыжки получаются удачные, если в ответе есть ошибка, то «приземление» получается мимо кочки в болото).
Как на горизонтальной прямой перемещается точка «а», если к числу «а» прибавить число: 2; 3; 2,5; -5; -1,5?
Как сложить два числа с разными знаками? Два отрицательных числа?
Чему равна сумма противоположных чисел?
Чему равна сумма данного числа и 0?
Чему равна разность чисел 0 и «а»?
Вычисли: 6-18; 37-(-8); -17-9; -6-(-13).
Ну что ж, падал Иван-царевич в болото, теперь ему надо обсушиться. Давайте поможем развести костер. Костер разгорится в том случае, когда все уравнения будут решены верно (см. рис.). Решение делаем в тетрадях и у доски.
Обсушился царевич и отправился в путь дальше. Долго ли коротко ли шел царевич, но, наконец, добрался до логова Кощея.
-Эх, хорошо бы знать, сколько воинов у Кощея?
(давайте поможем и посчитаем, сколько воинов у Кощея)
В первой комнате 42 воина, во второй на 3 воина меньше, чем в третьей. Сколько воинов всего, если в первой и во второй вместе 82 воина?
Много воинов у Кощея, но мы можем помочь, для этого надо решить примеры, записанные на доске. Чем правильнее решим, тем меньше воинов останется. Решаем на листочках.
64 – (90 +100) -2, 4 + 6,5 – (6,5 + 4 – 8)
- (80 -16) + 84 3 + 0,7 + (3,1- 10 – 2,9)
а – (в – р –к ) - ( а –в –с )
- 17 + ( 10 – 11) ( m – n) – ( p – k )
Увидел Кощей, что Иван-царевич победил его воинов, вышел к нему: « Вижу, что силен ты в математике, если сможешь выполнить последнее испытание, то отдам тебе Марью-царевну».
Задание: Заключить в скобки 3 последних слагаемых, поставив перед скобками знак «+» на правых воротах и знак «-» на левых воротах. Если все будет правильно, то ворота откроются и царевна выйдет из них.
( Приложение 3) «7 ступеней математики»
Пример игры на изучение темы «Сложение чисел, содержащих целую и дробную части».
На доске в виде ступенек закреплены большие карточки с примерами. Не зная правил, применяя лишь опыт предыдущих уроков, ученики шаг за шагом преодолевают ступени математики. Каждую ступень комментирует тот ученик, который ее преодолевает у доски. Ученики не просто преодолевают ступени, но и говорят отличия одной ступени от другой, особенность данного примера. Когда все ступени преодолены, ученики выводят правило и сравнивают его с правилом, записанным в учебнике. Правильное оформление записи показывается на разборе примера первой ступени.
3 3/7 – 5 1/5
-3 9/16 + 6 1/24
-3 2/9 +1 1/12
-7 4/5 – 3 11/20
-3 3/8 – 2 1/9
3 3/8 + 1 5/6
3 2/7 + 2 3/14
Игра "Кто быстрее".
Тема: "Арифметические действия с положительными и отрицательными числами".
Через 2-3 минуты таблички возвращаются обратно и школьники проверяют результаты вычислений друг друга. Проверяющий может поставить оценку, подписать свою фамилию. После проверки задания учитель собирает таблички, подводит итог. Задание можно усложнить, если в крайних в крайних левых и верхних клетках поместить дробные числа или алгебраические выражения.
Каждый школьник заготавливает табличку (рис. 1). По команде учителя ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются табличками. Учитель предлагает выполнить определенное (одно и тоже) действие над числами, стоящими против точки. Учащиеся записывают ответ в клеточки с точкой.
-4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4
3 *
2 * * 1 0 * -1 -2 * -3 * -4 * -5 *
«Математические ребусы»
На доску для каждой команды проецируются ребусы. Задания играющим: вместо переменных вписать числа, которые являются корнями уравнения.
Выигрывает та команда, которая больше разгадает ребусов. Например,
2 + Х + 3 = 12
+ - +
Z - 5 + Y = 1
+ - -
1 - U + 1 = 6
= = = =
5 + 6 - 6 = 5
«Мушкетеры-математики, вперед!» Для игры нужен проигрыватель, карточки задания для каждого ребенка по 5 штук, чистые листы бумаги, на доске начертить план класса.
Перед уроком выбираются 3 секунданта из числа сильных учащихся. Каждая карточка является «гвардейцем» Кардинала. Ученики – мушкетеры. Если карточка решена правильно, то «гвардеец» побежден и ученику секунданты ставят «+» на доске, если допущена ошибка, то мушкетер ранен, ему ставится «-» и учитель следующую карточку может дать более легкую. Выигрывает тот, кто победит всех «гвардейцев», т.е. наберет 5 «+». Среди отрядов побеждает тот, у кого меньше «раненых». Разрешается помощь «раненым» внутри своего отряда.
В конце урока подводится итог и производится посвящение в «мушкетеры - математики».
На протяжении всего боя звучит негромко музыка.