Дидактические игры на уроках математики


Дидактические игры на уроках математики
как средство развития
познавательной активности учащихся
Работу выполнила
учитель математики
МБОУ «Шенкурская СОШ»
Ермолина Татьяна Валерьевна
«Предмет математики настолько
серьезен, что полезно не упускать
случая сделать его немного
занимательным».
Блез Паскаль.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современной и признанной педагогической технологии обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры, как правило, дети очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.
Игровая технология определяется способом, методом, средством обучения. Это педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (по основному направлению модернизации традиционной системы).
Игровые технологии по своим целям подразделяются на:
дидактические – расширение кругозора, познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков;воспитывающие – воспитание самостоятельности, воли, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности;
развивающие – развитие памяти, внимания, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, творческих способностей, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета,
- как элемент более обширной технологии,
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля),- как технология внеклассной работы.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Дидактическая игра обладает существенным признаком (в отличие от игры) – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно–познавательной направленностью.
Основные направления использования дидактических игр (игровых приемов и ситуаций на уроке):
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебный материал используется в качестве средства игры;
- дидактическая задача переходит в игровую при использовании элементов соревнования;
- успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Структура дидактической игры:
игровой замысел (в названии игры, в дидактической задаче и т.д.);
правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры;
игровые действия;
основой дидактической игры является познавательное содержание или дидактические задачи, заключающиеся в усвоении знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой;
оборудование;
результат игры.
Организация дидактических игр (вопросы методики). Наиболее существенными для учителей математики являются вопросы:
Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
Количество играющих.
Какие дидактические материалы и пособия понадобятся?
Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?
Как обеспечить участие всех школьников в игре?
Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки, замечания и т.п.)?
В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая – либо задача или проблема. Так как дидактическая игра может носить репродуктивный или творческий характер, то можно выделить два вида игр:
1) игровая ситуация. Когда ученика увлекает форма задания или неожиданная организация выполнения задания. Очень часто здесь присутствует соревновательный элемент. Для создания игровых ситуаций на уроках я использую исторические экскурсы, жизненные факты, занимательные задачи, научно – популярные рассказы, отрывки из литературных произведений. Приведу примеры из своей практики.
1. Игровая ситуация как способ объяснения цели урока.
При изучении в 5 классе деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. можно сразу не формулировать тему урока, а предложить ребятам задание: первая колонка в тетради столбиком считает пример 138,5:10,
вторая колонка в тетради столбиком считает пример 138,5:100,
третья колонка в тетради столбиком считает пример 138,5:1000.
Ответы выписываем на доску, пытаемся объяснить полученные результаты, увидеть закономерность. Далее каждый ученик придумывает сам похожий пример и предлагает его решить соседу по парте. После этого ученики могут сами сформулировать тему урока, она будет понятна всем и усвоение темы пойдет быстрее и качественнее.
2. Игровая ситуация как способ развития потребности в умениях и навыках.
При изучении в 5 классе распределительного свойства умножения предлагается следующая ситуация. Жители Цветочного города попросили Знайку и Незнайку найти значение выражения: 7,4*14,3-6,4*14,3. Незнайка начал решать его по действиям, выполняя вычисления столбиком. А Знайка внимательно посмотрел на пример и сразу записал ответ. Незнайка очень удивился! Ребята, а вы смогли бы решить так быстро?

3. Игровая ситуация при изучении нового материала.
Алгебра, 8 класс, тема: «Числовые неравенства и их свойства». При изучении свойства: если а > b и с < 0, то ас < вс показываю учащимся математический софизм «Положительное число меньше нуля». Учащиеся под диктовку учителя выполняют действия. Дано: а > в > 0 (1). Умножим обе части неравенства (1) на (в-а): а(в-а) > в(в-а); ав-а2 > в2-ав;
Перенесем все слагаемые из левой части в правую: 0 > а2-2ав+в2; 0 > (а-в)2.
(а-в)2, где а не равно в, есть число положительное. Значит, получили, что положительное число меньше нуля.
В этой игровой ситуации учащиеся невольно задумываются: где в преобразованиях допустили ошибку, которая привела к неверному результату.
4.Еще примеры игровых ситуаций: при изучении различных тем можно провести «Турнир знатоков правил», «Расшифруй слово» (Составить несколько примеров, после верного решения каждого из которых открывается соответствующая буква, в итоге появляется зашифрованное слово), «Задумай число».
2) второй вид: математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания. В методической литературе под математической игрой понимается такая игра, исход которой может быть предопределен предварительным теоретическим анализом. Математическая игра чаще всего состоит в поочередном выполнении играющим или играющими определенных действий – ходов с целью решения поставленной задачи. Например, «Игра в 15»: играют парами, на листе написано число 15. Первый участник устно прибавляет к 15 или вычитает из 15 одно из чисел 1, 2, 3 и записывает результат. Второй участник устно прибавляет к 15 или вычитает из 15 одно из чисел 1, 2, 3 и записывает результат и т.д. Выигрывает тот, кто первым запишет число 0.
Место дидактических игр в структуре урока.
По дидактическим задачам игры делятся на три вида: обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей будет игра, если школьники, участвуя в ней, приобретают новые знания или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем точнее будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Достоинства дидактических игр:
- развивается познавательный интерес у детей к предмету (за счет эмоциональной напряженности);
- достигается максимальная активизация учащихся;
- проявляются скрытые возможности, личностные резервы учеников;
- развитие творческого мышления, умения анализировать ситуации, принимать решения.
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития.
Примеры дидактических игр, которые я применяю на уроках.
1. Для закрепления и проверки знаний учащихся по теме «Тождества сокращенного умножения» (7 класс) можно провести игру «Смотри не ошибись!»
На доску проецируется 6-10 формул и примеров по данной теме:
1) 2 – в2 = ( а - ) ( а + )
2) ( а + )2 = 2 + 2 в + в2
3) ( + в )2 = а2 + 2а + 2
4) ( m - )2 = m2 – 20m + 2
5) ( 5 + )2 = + + 81
6)472 – 372 = (47 - ) ( + 37 )
Класс делится на 2-3 команды (можно по колонкам). Учитель вызывает поочередно по одному ученику из каждой команды и просит вместо квадратика или кружочка написать букву или число, так чтобы выполнялось равенство. Затем предлагается всем проверить записи. После этого закрывается вначале правая часть тождеств и требуется воспроизвести левую, затем наоборот. Далее игра усложняется: закрываются все записи и требуется по памяти воспроизвести их.
2. Кодированные упражнения. Тема «Обыкновенные дроби» (5 класс).
На доске начерчена таблица:
21 23/1000 10 1/7 18/23 21/1000 15 12/23 12
рс о л е у м з а
Ученикам предлагается ответить на вопросы и выполнить задания в тетради:
Сколько минут в четверти часа?
Площадь квадрата 16 см2, чему равна площадь ¾ квадрата?
Какая из дробей больше: 23/1000 или 21/1000?
Продолжительность урока 45 минут, на решение задачи ушло 7 минут. Какая часть урока ушла на решение задачи?
Вычислите: 25/23 – 10/23 + 3/23
Геологи прошли маршрут длиной 75 км. В первый день они прошли 3/25 всего маршрута, а во второй – 4/25 всего маршрута. Какой путь прошли геологи за эти два дня?
Суть игры в том, что выполнив каждое задание, ученик ищет полученное число среди ответов в таблице. Если оно там есть, то на полях рядом он пишет соответствующую букву из таблицы. Если полученного ответа нет, то значит допущена ошибка, ее нужно найти и исправить. После верного выполнения всех заданий на полях должно получиться слово «мастер» (в таблице есть лишние столбики).
Достоинства игры: занимательная форма, ученик может сам проверить себя по предложенным ответам (вырабатываются навыки самоконтроля), быстрота проверки.
3. Игра «Лучший счетчик».
По просьбе учителя каждый ученик придумывает дома 3-4 примера для устного счета. Класс делится на три команды. В каждой команде выбирается «счетчик», защищающий честь своего коллектива. Члены других команд предлагают ему свои примеры до тех пор, пока он не собьется. Тогда его сменяет следующий «счетчик» из той же команды. Число «счетчиков» для одного тура определяется по договоренности. Побеждает команда, в которой было наименьшее число «счетчиков», решивших наибольшее количество примеров.
Такую игру удобно проводить в начале урока, в качестве своеобразной разминки, а также при изучении тем, связанных с упражнениями вычислительного характера.
4. Игра «Домино». Тема «Разложение на множители» (7 класс).
Учитель составляет несколько вариантов для игры, в каждом варианте 7 или более карточек. На каждой карточке имеется ответ к какому-то заданию (его пишут на первой половине карточки) и задание, написанное на второй половине карточки. Первая (начальная) карточка имеет только задание. На ее первой половине можно написать номер варианта. Последняя карточка должна иметь только ответ. По каждой теме может быть несколько вариантов игры.

1 вариант ав – 3а2
а(в – 3а) у3 + у4
у3(1 + у) 7х2у – 14ху
7ху(х – 2) 6а2 – 3а3 + 9а4

3а2(2 – а + 3а2) 36 – у2(6 – у)(6 + у) m2 – 10m + 25
(m – 5)2 3а4 – 12в2
3(а2 – 2в)(а2 + 2в) Суть игры: школьник получает карточки из своего варианта, они все перемешаны. Он находит первую карточку, по ней подбирает вторую, выполнив соответствующее задание, и т. д. выстраивает всю цепочку.
Ученики с удовольствием участвуют в игре, сами охотно составляют комплекты. Возможны варианты усложнения игры: лишние карточки в наборе или смешать два комплекта и провести соревнование между двумя учениками – кто быстрее.
Кроме занимательной формы у игры «Домино» можно отметить еще следующие достоинства:
- неоднократное использование на уроках при закреплении, при проверке знаний, при повторении, в индивидуальной работе;
- экономия времени на уроке;
- различные формы проведения: индивидуальные и групповые.
Игру «Домино» можно проводить при изучении различных тем: «Действия с десятичными дробями» (5 класс), «Свойства степеней» (7 класс), «Формулы сокращенного умножения» (7 класс), «Тригонометрические тождества» (10 класс), «Свойства логарифмов» (11 класс) и др. 5. Конкурс «Знатоков правил» позволяет организовать повторение теории в игровой форме. Дети участвуют с желанием и интересом, сами готовят вопросы, учатся грамотно выражать свои мысли, развивается речь и внимание учащихся.
Закрепление и проверку правил можно провести и другим способом – в форме игры во взаимоопрос. На столе лежат билеты с вопросами по теории и заданиями на применение правил. Ученики разбиты на пары. На первый билет отвечают в паре правые. Затем сам педагог или его помощник (сильный ученик) отвечает на этот же вопрос, и сидящие слева ученики ставят оценку своему соседу, сравнивая его ответ с учительским (или с ответом помощника учителя). Затем начинается рассмотрение второго билета, и процесс повторяется, только ученики меняются местами. Даже слабый учащийся может довольно объективно оценить ответ соседа.
В своей практике я применяю и другие дидактические игры, например: «Магические квадраты», различные схемы в виде цепочек и лабиринтов, викторины, числовые мельницы, числовые фейерверки, математические ребусы и кроссворды, игра «Кто быстрее», «Геометрический аукцион», математическая эстафета и т. д.
Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, повышения качества образования, личностного развития ребенка,