Дидактические игры на уроках математики
Дидактические игры на уроках математики.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он
живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский.
Как формировать личность ученика? Как организовать работу учителя и ученика в процессе обучения? Это тревожит любого учителя, в результате чего появляется его творчество.
Изначальными видами трудовой деятельности для любого ребенка являются игра и учение. Игра – это любимое занятие младших школьников.
Л. М. Фридман в своей книге «Педагогический опыт глазами психолога» писал: Необходимо уяснить, что успех, эффективность учебного процесса определяются, в конечном счете, характером деятельности учащихся. Каков бы ни был учитель, как бы он хорошо ни знал свой предмет, но, если он не сумел вызвать и организовать собственную творческую деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не добьется…»
Только играя, учитель и ученик сотрудничают: Вместе работают, вместе ошибаются, вместе, дополняя друг друга, находят правильное решение.
Не высказываясь на уроке, учащиеся хуже усваивают изучаемый материал, развивается неуверенность в своих силах. Надо ставить их в позицию говорящих и делающих.
Игра – не только развлечение, это особый метод включения ребенка в творческую деятельность, которая стимулирует их активность, а весь игровой метод – союзник нелегкого труда учителя.
Беря этот метод для обучения предмету, следует соблюдать ряд условий. Любая игровая ситуация на уроке должна возникать без натяжек и фальши. Авторитарный стиль руководства игрой или навязывание сюжета игры не могут дать желаемых результатов. Только при сотрудничестве учителя и ученика игра становится потребностью и сопутствующим фоном учебного туда.
Школьники проявляют естественный интерес к играм. Самые пассивные из них включаются в игру с большим желанием, прилагая все силы к тому, чтобы не подвести своих товарищей. Во время любой, правильно организованной игры дети очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. Игры вносят разнообразие в учебную работу на уроке и придают ей эмоциональную окраску, снимают напряжение при большом объеме изучаемого материала. Они вызывают интерес учащихся, способствуют развитию их сообразительности и чувства соревнования, коллективизма и взаимопомощи.
Математический турнир.
Проводится в конце урока, когда ученики уже устали, в течение 20 минут. Класс делится на две команды. Каждой команде дается 2-3 задачи или 5-6 примеров. Через 8 минут каждый должен написать решения в тетрадь и уметь объяснить. Допускается консультация внутри команды, затем начинается турнир. Капитан 1-й команды вызывает участников 2-й команды, то же делает капитан 2-й команды. Первая пара обменивается заданиями, идет к доске и начинает решение. Затем вызывается вторая пара и т. д. Если позволяет доска. Можно вызвать. Можно вызвать три пары. Победит та команда, которая правильно решит и объяснит наибольшее количество заданий другой команды. За ответами следят все учащиеся. Арбитром выступает учитель. Участникам турнира выставляются оценки в журнал. Подводятся итоги.
Поединок.
На таком уроке происходит приобретение новых знаний. Основой является соревнование между командами при ответах на вопросы и решение упражнений, а также доказательство математических утверждений. На равных условиях соревнуются две команды. Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной ситуации активизировать мышление учащихся, превратить процесс обучения в процесс поисковой деятельности и самостоятельных открытий. Класс делится на две команды. Выбираются капитаны и их ассистенты. Капитаны следят за порядком, дисциплиной, участвуют в игре. Ассистенты дают консультации, стремятся, чтобы их работа приносила успех команде. Игровые действия состоят в том, чтобы быстро и без ошибок отвечать на вопросы учителя, выполнять нужные записи в тетрадях, следить за правильностью ответов у доски. Во время объявленной консультации консультировать членов команды или самому брать консультацию, быть активным и внимательным.
Викторина.
Доска делится на три части, по числу рядов. На каждой части доски учитель записывает баллы, которые зарабатывает во время викторины каждая команда. Каждый вопрос имеет свою стоимость, ее заранее сообщают классу:
1 балл-вопрос, проверяющий знание определений;
2 балла-задача;
3 балла-нестандартная задача на сообразительность.
Вопросы задаются поочередно каждой команде. После викторины дается самостоятельная работа, чтобы посчитать очки. Итоги подводят в конце урока.
Математическая эстафета.
Каждый ряд получает таблицу с «форточками». Таблицу кладут на одну парту, и по команде ученик начинает закрывать «форточку», т. е. заполнять первую пустую клетку. Закрыв первую «форточку», он передает таблицу своему соседу и т. д. Последний участник в ряду бежит к столу учителя. За быстрое решение дополнительно даются два очка. Учитель проверяет правильность заполнения таблицы, за каждую правильно заполненную клетку – 1 балл .При подведении итогов учитывается поведение всего ряда во время эстафеты. После проведения эстафеты правильно заполненная таблица показывается всему классу. Этот вид опроса эффективен при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи.
Деловая игра.
Представляет собой последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи.
Этапы урока.
Знакомство с профессией.
Постановка главной задачи бригадирам, выяснение их роли в производстве.
Создание игровой проблемой ситуации.
Овладение необходимым теоретическим материалом.
Решение производственной задачи.
Проверка результатов.
Анализ итогов работы, оценка результатов.
Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, могут увидеть и оценить значение математики в производстве, самостоятельно овладеть необходимым материалом, применить полученные знания на практике.
Устный журнал.
Не требует соревнования, важно само участие в выпуске журнала, нужно дать слово как можно большему числу учеников. Учащиеся должны заранее почитать математическую литературу, найти в ней интересные факты, которые можно коротко изложить за 1-2 минуты. Ведущие устного журнала готовят ряд коротких рассказов об истории математики, из тех разделов, которые не изучаются в школе, но доступны учащимся. Цель ведущих состоит в том, что бы изложить свои заготовки, увлечь беседой учащихся. Они должны говорить таинственно, весело обыгрывая сообщаемый факт, как эстрадную миниатюру.
Диалог.
Игра направлена на повышение активности учащихся в процессе усвоения новых знаний. Учитель формирует учебную проблему, а учащиеся должны решать ее. Они понимают, что для решения проблемы недостаточно имеющихся знаний. Каждая команда имеет право задать учителю минимальное число вопросов с тем, чтобы извлечь из его ответов максимум информации. В игре учитель как бы не желает выдавать информацию, а ученики поставленными вопросами принуждают его к этому. И если в диалоге при минимальном количестве вопросов у ученика наступает озарение, то учитель выполнил свою задачу по развитию творческого мышления учащихся.
Урок-сказка.
Такой урок можно провести после изучения темы для отработки навыков решения, для закрепления изучаемого материала. Игра проводится на основе сказки. Класс разбивается на 2-3 команды. Учитель начинает рассказ, ставит проблему, учащиеся, применив необходимые знания, должны решить ее. К доске поочередно вызываются игроки каждой команды, учащиеся на местах решают задания своей команды. На следующем этапе капитан 1-й команды сменит капитана 2-й команды. Преодоление преград приносит очки командам. Учитывается скорость и правильность решения. Учащиеся на местах решают задания и могут при необходимости помочь участнику своей команды. В конце урока подводятся итоги всей игры. Устанавливается команда-победитель, часть учеников получают оценки.
Весь геометрический материал в 4-5 классах можно дать в виде путешествия Точки по стране Геометрии. Вместе с Точкой и ее другом Циркулем ребята могут узнать свойства прямой, луча, отрезка, познакомятся с видами углов, научатся их сравнивать, побывают в городах: треугольников, прямоугольников, кругов, где в занимательной форме узнают необходимый теоретический материал. Ребята с интересом пропутешествуют по стране Геометрии, и будут ждать встреч с полюбившимися героями.
Урок-К В Н.
Проводится как обобщающий урок, урок закрепления темы.
План проведения урока.
Разминка. Пятиминутная самостоятельная работа по обязательным результатам обучения. Проверяют листочки консультанты других команд.
Блиц –турнир. Предлагаются задания поочередно командам типа «Найдите ошибку», «Чтобы это значило…»
Конкурс «Домашнее задание». Тетради с домашним заданием собраны до урока, сложены стопками. Капитаны других команд проверяют их во время разминки. Результаты заносятся в таблицу.
Конкурс капитанов. Капитан должен решить задания на доске, учащиеся команды решают на своих местах, при необходимости могут помочь своему капитану.
Конкурс консультантов. Каждый консультант получает задание, решает его на доске и объясняет решение. Задача команды соперников – завалить консультанта, разыграв непонимание.
Подведение итогов. Результаты каждого конкурса заносятся в таблицу, подводится общий итог, объявляется команда-победительница, лучшие участники команд, сообщаются оценки капитанам, консультантам, отдельным игрокам.
Конкурс эрудитов поводится после прохождения темы. Участвуют две команды по 6 человек, в каждой есть и знатоки. Команды эрудитов соревнуются не между собой, а со зрителями. Зрители заранее готовят вопросы по пройденной теме. На вопрос отвечает сначала основная команда, затем резервная. Решающий ответ - второй. Вторая команда может согласиться с ответом первой или дать свой ответ. Наибольшее число раундов – 9. Через 2-3 раунда проводится пауза, где предлагаются шуточные вопросы, задачи, игры, кроссворды. В конце конкурса подводятся итоги.
Хочу отметить, что совсем не обязательно полностью урок превращать в игру. Можно игровые ситуации ввести на некоторых этапах урока. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся.
Все предложенные игры рождались или мною, или заимствованы из опыта других учителей, часть из методических пособий, но все они прошли проверку временем и нравятся моим ученикам.
Вот игровые моменты, которые можно проводить на различных этапах урока:
1.Кто быстрее.
Действия с положительными и отрицательными числами.
Каждый ученик заготавливает такую табличку.
6-5-301234
5
*
-1
*
По команде учителя ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются таблицами. Учитель предлагает выполнить определенное (одно и то же) действие над числами,
стоящими против точки. Учащиеся записывают ответ в клетке с точкой. Через две-три минуты таблицы возвращаются обратно, и учащиеся проверяют результаты вычислений друг друга. Задания можно усложнить, если вместо целых поставить дробные числа.
2.Молчанка.
Сигнальные карточки (красная, зеленая) помогают учителю дисциплинировать учеников и одновременно получать информацию об усвоении материала. Например, при устном опросе: если ученик, сидящий за партой согласен с отвечающим, то он поднимает зеленую карточку, а если нет, то – красную. Таким образом, каждый ученик имеет возможность высказаться.
3.Рыбалка.
Сложение и вычитание целых чисел.
Из бумаги или картона приготовлены фигурки в виде рыбок. На каждой рыбке с обратной стороны написан пример на сложение и вычитание. Кормушки под номерами 17 и 60. Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той кормушки, номер которой совпадает с результатом вычисления. Игру можно применить на разных этапах урока по разным темам.
4.»Полетим на ракете».
Решение квадратных уравнений.
Учащиеся класса делятся на две команды. Каждой команде предлагается серия заданий с таким содержанием:
1.Найти значение какого-то квадратного трехчлена, пусть
при х =2.
2.Решить квадратное уравнение.
3.При каком значении второго коэффициента уравнение
имеет один корень?
4.Известен один корень квадратного уравнения, найти
второй корень и второй коэффициент.
К доске вызываются два ученика, представители двух команд. На доске для обеих команд нарисованы ступеньки ракеты. Выполнив первое задание, они записывают ответ на первую ступеньку ракеты, затем на следующих ступеньках продолжают писать остальные участники команд. Побеждает та команда, которая быстрее заполнит ответами все ступеньки, т.е. быстрее сядет в ракету. Над ступеньками команды-победительницы появляется «ракета» (проецируется или прикрепляется).
5.Цепочка.
Можно использовать на многих уроках, по различным темам.
Игра проводится между рядами. Каждый учащийся ряда получает карточку с небольшим заданием: умножить одночлен на одночлен или одночлен на многочлен, решить уравнение или неравенство, раскрыть скобки. Выполнив задание, учащийся передает карточку, сидящему сзади. Ученик с последней парты приносит к столу учителя все карточки данного ряда. Побеждает тот ряд, который дал наибольшее число правильных ответов за наименьшее время.
6.Найди ошибку.
Такую игру можно проводить на многих этапах урок: при проверке домашнего задания, при закреплении изученной темы, при выполнении работы над ошибками после контрольной работы. Лучше, если эту ошибку подтвердить правилом.
Сегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.