Публикация в сборнике по итогам областной научно-практической конференции
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
«Страшная это опасность – безделье за партой; Безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека»
В.А. Сухомлинский
Образование как динамический процесс в современных условиях не стоит на месте, разработка и введение ФГОС ставит новые цели и задачи перед школой. Традиционный подход к образованию видит в ученике скорее пассивный элемент восприятия знаний, которые в готовом виде транслирует учитель. Тем самым воспитываются интеллектуальные иждивенцы. Между тем вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требует развития не только теоретических знаний, но и практических умений и навыков, гибкости мышления. Учащийся должен не просто выйти из школы с багажом знаний, он должен уметь успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.
Не зря в современной педагогике большой интерес вызывают деятельностные технологии обучения. Их характерной особенностью является субъектная позиция ученика. Она проявляется в активности ученика, инициативности, ответственности, и заинтересованности не только в результате, но также в самом процессе своего учения. Именно в этой позиции ученик отличается высокой учебной мотивацией, способностью ставить перед собой личностно значимые цели, и находить способы реализации поставленных целей.
Одним из методов деятельностного подхода в обучении является метод проектов – метод, который позволяет ученика вовлекать в процесс получения, «добывания» знаний путем постановки перед ним значимой для него проблемы, решение которой заканчивается получением осязаемого практического результата. Ученик решает не абстрактную проблему, а ту, которая интересна и значима лично для него. И в ходе решения поставленной проблемы он совершенствует полученные знания, добывает новую информацию из различных областей науки и интегрирует их в свой жизненный опыт. При этом мерилом успеха проектной работы становится не отметка, поставленная учителем, а реальная жизнь – отметка лишь фиксирует фактическое положение дел.
Метод проектов также еще называют методом проблем. Он основывается на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В.Килпатрик суть этого метода определил как «от души выполняемый замысел». Метод проектов был разработан еще в первой половине XX века, а сегодня становиться вновь актуальным в современном информационном обществе.
Однако внедрение этого метода сопряжено с определенными трудностями.
Часто под проектом многие учителя понимают любую самостоятельную работу ученика, например, реферат, доклад или исследовательскую деятельность. Действительно проект может включать в себя элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов творческой самостоятельной работы учащихся, но все это является способом достижения результата проекта. Надо четко представлять, что проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. В этом и отличие проекта от «простых» докладов и рефератов, суть которых сводится лишь к сбору и представлению исчерпывающей информации на заданную тему.
При исследовательской работе заранее известен предмет исследования (проблема исследования) и цель исследования, но нет четко заданного результата (продукта) исследования. Ученик, начиная исследовательскую деятельность, знает заранее только проблему исследования и прилагает все усилия для ее изучения (разрешения). При этом конечным продуктом исследования может получиться совершенно непредсказуемый результат. Проблема при исследовании не обязательна должна иметь решение, т.е. ученик может потерпеть неудачу, причем эта неудача будет заранее запланирована учителем, т.к. задание исследования будет содержать в себе неустранимые для обычного ученика противоречия или трудности.
Проект же всегда ориентирован на заранее известный, четко определенный результат, который называют еще проектным продуктом. Ученик знает что он должен получить в результате проектной деятельности. Что же может быть проектным продуктом? Это могут быть макеты, плакаты, компьютерные презентации или программы, чертежи, модели, театрализованное представление, видео или аудио- представление, литературное произведение, сборники составленных учениками задач и тп. Проектный продукт всегда выражается в вещественной форме.
Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, которая связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы действий, направленные на достижение общего результата деятельности. Проектная деятельность заранее планирует представление о конечном продукте деятельности. То есть всегда при проектной деятельности должен быть достигнут «положительный» результат.
Вторая трудность внедрения метода проектов – трудоемкость. Метод требует дополнительных временных и умственных нагрузок и от учителя и от ученика. Почему? Дело в том, что метод проектов требует тщательного планирования и длительную, порой растянутую на месяцы или даже на годы, деятельность ученика. Правда, все зависит от типа проекта. Рассмотрим подробнее типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:
1. Практико-ориентированный проект, который нацелен на решение задачи, отражающей интересы учащихся. Они отличаются от других четко обозначенной с самого начала результатом деятельности.
2. Исследовательский проект, который по структуре напоминает научное исследование. В нем обязательно должно присутствовать выдвижение гипотезы с последующей проверкой различных версий, обсуждением и анализом полученных результатов, продуманные эксперименты и опыты, а также методики обработки полученных результатов.
3. Информационный проект, направленный на сбор сведений, например, статистические данные, факты о каком-либо объекте или явлении. Он предполагает проверку собранного материала, анализ и обобщение с целью получения достоверной информации.
4. Творческий проект. Предполагает свободной и нетрадиционный подход к его выполнению и предоставлению его результатов. В таких проектах в лучшем случае можно договорится о желаемых, планируемых результатах. Например, совместное сочинение, видеофильм, спортивная игра, экспедиция и тп.
5. Приключенческие, ролевые, игровые проекты. В них только слегка намечается структура. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером или содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, которые имитируют социальные или деловые отношения. Ситуации придумывают сами участники проекта. Степень творчества здесь очень высокая.
Естественно, что, например, исследовательский проект не может занимать по времени один урок или его часть. Как правило, это несколько уроков или даже несколько месяцев, т.к. исследовательский проект это прежде всего подобие научного исследования. В тоже время информационный или творческий проект может занимать по времени один урок, или даже полурока, а может продолжаться несколько уроков.
Отсюда, по продолжительности проекты делятся на:
Мини-проекты, которые могут укладываться в один урок или часть урока;
Краткосрочные проекты – 4 – 6 уроков;
Недельные проекты, которые выполняются в ходе проектной недели, которая по продолжительности занимает 30 – 40 часов и проходит в тесном сотрудничестве с руководителем проекта. Здесь сочетаются классные формы работы ( мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными формами работы (экскурсии, экспедиции, натурные видеосъемки и тп). Благодаря глубокому погружению в проект, такая форма является оптимальной для организации проектной работы;
Долгосрочные проекты – годичные.
Вышеназванные проекты могут выполняться различным количеством учащихся, отсюда выделяют: групповые, парные и индивидуальные формы работы над проектами. Например, мини-проекты, как правило, предусматривают групповую форму работы, в то время как долгосрочные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Третья трудность заключается в приписывании методу проектов излишней универсальности – не каждый ребенок и не в любом возрасте готов самостоятельно определять свой уровень базовых знаний, необходимых ему для работы над проектом, не готов к самостоятельной исследовательской работе.
В связи с этим целесообразным представляется поэтапное введение метода проектов в работу учителя. Применительно к математике введение метода проектов оптимально начинать с младшими школьниками, 5 – 7 класс. Дело в том, что в этом возрасте дети открыты всему новому, любят экспериментировать, менее скованны, легко принимают и формулируют вместе с учителем правила игры. А вот старшеклассники более консервативны. Кроме того, дети в старших классах уже несут на себе груз недостатков традиционной системы обучения, и психологические особенности подросткового возраста усугубляют эти недостатки.
Прежде чем приступать к полноценной работе над проектами, требуется обучить детей этапам работы над проектом: проблематизации, целеполаганию, планированию, реализации плана, рефлексии и презентации.
Рассмотрим поподробнее что включает в себя каждый этап работы над проектом.
Проблематизация – первый этап работы над проектом. Здесь мы должны оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. Именно на этом этапе возникает первичный мотив учащихся к деятельности, потому что наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и стремление ее преодолеть. Из-за этого происходит своеобразное присвоение учеником проблемы, наделение ее личностным смыслом. Если проблема не будет присвоена учеником, то в дальнейшем нет смысла начинать работу над проектом. Желательно чтобы проблему нашел и сформулировал сам ученик, естественно с подачи учителя.
Первый побудительный мотив, который возникает у ученика, предполагает четкую формулировку личностно значимой цели, и здесь впервые начинает маячить образ ожидаемого результата, который в последующем должен воплотиться в конечном проектном продукте. В этот момент у ребят возникает масса идей, иногда не очень реалистических. На данном этапе – целеполагания - происходит закрепление мотива к деятельности ученика.
Итак исходная проблема четко сформулирована и является личной проблемой ученика; ученик понял цель своей работы. Теперь надо спланировать свою деятельность. Для чего это необходимо? В результате планирования ученик четко представляет себе все этапы своей работы, т.е. что он должен предпринять и в какой последовательности, чтобы достичь цель. Именно этот этап является самым трудным для ученика, и это снижает мотив к деятельности. Вот здесь и необходима ненавязчивая помощь учителя.
Следующим этапом является реализация имеющегося плана. В этот момент происходит максимальное колебание мотива у учащихся. Одни ребята, имея четкий план работы быстро приступают к его реализации, и мотив к деятельности у них усиливается. У других ребят происходит снижение мотива, т.к. возникает ощущение легкости достижения цели. Учителю необходимо знать этот подводный камень и поддерживать мотивацию к работе с учетом индивидуальных особенностей учеников.
Важным этапом работы является этап самооценки и рефлексии. Для ребят это непростой этап работы, потому что здесь ученики должны объективно оценить свою работу через сравнение полученного с запланированным результатом. Если есть возможность, на этом этапе вносятся исправления в работу, происходит осмысление и анализ допущенных ошибок, попытка увидеть перспективу своей работы, оценить свои достижения, вспомнить свои чувства и эмоции, которые возникали в ходе работы над проектом. Ребенок должен ответить на вопросы: какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел.
Завершающий этап – презентация. На этом этапе заканчивается работа над проектом, ученик должен оформить свою работу в конечный проектный продукт и представить его публично. Учитель оценивает работу ученика, при этом рекомендуется применять критериальное оценивание поэтапной деятельности над проектом по типу ЕГЭ. Критерии разрабатывает сам учитель.
Разумеется, что вышеозначенные этапы реализовать в рамках классно-урочной системы при насыщенности учебной программы затруднительно. Поэтому на первых этапах возможно применение элементов проектной работы, цель которых обучить учащихся этапам работы уже над полноценным проектом, а именно учить их правильно формулировать проблему, ставить цели и достигать их. Как это можно сделать?
Известно, что природа написана языком математики, и учителю желательно обращаться при изучении нового материала к окружающей действительности. В 2012/2013 учебном году была проведена беседа с ребятами 5 класса о том, каких животных они любят и какие живут у них дома. Так возникла идея проекта «Мой пушистый друг», ученики пожелали сами принести фотографии и рассказать о своих любимых питомцах: кошках, собаках.
В ходе их рассказов возникли сами по себе вопросы: для чего кошке нужны усы, хвост, почему кошка всегда падает на четыре лапы, с какой высоты может упасть кошка и не разбиться. Поиск ответов на эти вопросы неожиданно для детей привел к необходимости математических измерений, а именно: какой средней длины хвост у их питомцев, какой длины туловище, усы, лапки, ушки, голова, какую длину имеет их питомец. То есть, по сути, началось построение математической модели кошки.
При проведении измерений своих питомцев, ученики столкнулись с тем, что длина различных частей тела кошки выражается не только целым числом. Возникла необходимость записать результаты измерений с помощью каких-то других чисел. Это и были десятичные дроби, которые мы начали изучать в данный момент. После этого надо было найти длину всего животного, и сведенные в единую таблицу данные измерений ребята предложили сложить и самостоятельно вывели правила сложения десятичных дробей. После этого им не составило труда вывести правило вычитания дробей. Полученные выводы ребята сформулировали и записали в свои зачетные книжки. Это и стало конечным проектным продуктом.
Так незаметно для самих себя дети увидели в сухом математическом материале о десятичных дробях живой окружающий их мир, смогли проследить связь математики с биологией и физикой. Каждый ученик работал индивидуально, и в то же время имел возможность сравнить свои результаты с результатами своих товарищей по классу. (Так как метод проектов подразумевает не только индивидуальную, но и групповую форму работы метод проектов прекрасно развивает коммуникативные компетенции у детей.)
Такая форма работы для пятиклассников по сути игровая, и дети незаметно для себя учатся формулировать проблему, ставить цели, определять задачи; учатся сравнивать, обобщать, классифицировать добытую информацию. Преимуществом такого метода работы является включение различных видов памяти и мышления для лучшего освоения материала. Ученики не просто получают знания от учителя, но и сами участвуют в их получении.
Ребята, по сути, для себя делают математическое открытие, чувствуют себя учеными-математиками, вовлекаются в исследовательско-творческую деятельность. Им очень нравится записывать правила, формулируя их в виде математических открытий: «Открытие № 1», «Открытие № 2».
Ребята пожелали продолжить работу над проектом «Мой пушистый зверь» и в 6 классе. Такая возможность им была представлена при изучении темы «Пропорции». Они установили, что тело кошки пропорционально, и познакомились через это с «золотым сечением». Проект позволил увидеть школьникам связь изучаемых тем в курсе математики.
В этом учебном году учащиеся нового пятого класса работают над проектом «Сказочный задачник». По сюжету русских народных сказок ученики составляют задачи. Конечным продуктом этого проекта будет выпуск мини-книжки с рисунками детей для будущих пятиклассников. Так математика в глазах детей связалась с культурой и традициями русского народа.
Использование метода проектов или элементов этого метода в классно-урочной системе позволяет, таким образом, формировать ряд компетентностей: деятельностные, мыслительные, информационные и коммуникативные. Проект любого типа воздействует на развитие компетентностей комплексно. Проектная работа способна сильно увлечь детей. И тогда формирование необходимых универсальных компетентностей будет проходить в увлекательной форме, а значит, полученные знания и опыт смогут быть легко перенесены на любые другие виды учебной работы и житейской практики.
Для учителя самым ценным в методе проекта является процесс, так как он представляет собой дидактическое средство развития различных умений, навыков, мышления учащихся через применение разнообразных учебных приемов, а ученики в большей степени заинтересованы в результате работы, в конечном проектном продукте.
В.А. Сухомлинский говорил: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от ученья, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек.
Дать ребенку ощутить радость труда наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первостепенная задача педагогики».
Список использованной литературы:
Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 г. № 2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москва.
Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Сборник статьей / Под общей редакций Н.Г. Минько – М.: Учебно-методический центр ЮАУО, 2005
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. – М. Педагогический университет «Первое сентября», 2009 г.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения / «Директор школы», № 6, 1995 г.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.,2004
Слесарева Наталья Николаевна,
учитель математики первой квалификационной категории,
МБОУ «Тельченская средняя общеобразовательная школа»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115