Проблема формирования личности воспитанника КМКК в условиях культуры информационного общества


Проблема формирования личности воспитанника КМКК в условиях культуры информационного общества
Е. Б. Смирнова, воспитатель 71 класса ФГКОУ
«Кронштадтский морской кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации»
Термин «информационное общество» достаточно прочно закрепился в лексиконе как отечественных, так и зарубежных исследователей современной культуры. Информационным принято считать общество, в котором информация, каналы, по которым она передается, коммуникация, осуществляемая с помощью этих каналов, наделяются особым статусом и ценностью. Данному понятию посвящено множество исследовательской литературы, однако в настоящем тексте будет рассматриваться более локальная проблема – проблема формирования личности воспитанника довузовских образовательных учреждений Министерства обороны РФ в реалиях культуры информационного общества на примере кадет Кронштадтского морского кадетского корпуса.
Не секрет, что существенную роль в жизни любого учащегося, в т. ч. и кадета, занимает сегодня сетевое взаимодействие: Интернет, социальные сети, электронные устройства, гаджеты и прочие атрибуты интерактивной среды. Также хорошо известно, что новая медиасреда видоизменяет характер межличностного общения, влияет на предметную сферу повседневности и, в конечном итоге, создает для человека иное представление о реальности и о собственной личности. Последнее особенно занимательно. Для современной ситуации характерна тенденция преобладания спонтанных, хаотических процессов над структурой и упорядоченностью. Развитие и возрастание роли информационных технологий, присущие информационному обществу, делают пространство повседневности современного человека всё менее целостным. Сокращается роль рефлексии при работе с информационным потоком: в силу переизбытка информации, человек попросту не способен логически упорядочить такой ее объем. Субъект всё глубже вовлекается в аффективную, бессознательную деятельность при взаимодействии с информационным пространством. Возникает феномен так называемого «клипового сознания», а личностные позиции становятся «распыленными».
Перечисленные обстоятельства создают определенные проблемы для образовательно-воспитательной деятельности. Задачей последней, согласно ФГОС нового поколения, является формирование духовно-развитой личности с устойчивыми ценностными ориентациями и необходимым уровнем гражданского сознания. Для КМКК как образовательного учреждения Минобороны РФ особенную важность обретает воспитание в кадетах любви к Отечеству, а также уважения к закону и правопорядку. Воспитанник кадетского корпуса должен стать полноценной, социально-активной и коммуникабельной личностью, осознающей ценности творчества, науки и труда; уважающей культуру своей страны, родной язык и духовные традиции.
Тотальность инфосферы вносит определенные коррективы на пути претворения в жизнь обозначенных приоритетов.
Другой проблемой представляется то, что непрерывная динамика информационного общества входит в конфликт со стандартами, сложившимися в течение нескольких столетий в рамках западной культуры и предполагающими, что образование и воспитание осуществляются, прежде всего, в языковой среде. Западная школьная образовательно-воспитательная культура – это, в первую очередь, текстовая культура. Обучение детей в школе почти целиком проходит в языковой среде, будучи нацелено на развитие их аналитических способностей посредством работы с книгой. Опыт воспитательной деятельности в КМКК показывает, что кадеты не только не читают книг, но попросту не владеют в достаточной степени навыками чтения и в принципе плохо способны воспринимать текст. По-видимому, с данной проблемой сталкиваются сейчас все, кто работает со школьниками. Очевидно, что ее причиной служит быстрое развитие технологий, полностью переориентирующее повседневный опыт человека, формы фиксации этого опыта, память, чувственность и т. д. Дети еще до обучения письму научаются работать с электронными устройствами, в результате чего структура их сознания вместо традиционной языковой «прошивки» смещается в сторону визуально-тактильной.
Что из этого следует? Прежде всего, процесс смены одной модели на другую, хоть и болезнен, но неизбежен и даже в известной степени полезен. Возможно, необходимость отстаивать традиционную парадигму несколько преувеличена. Более того, попытки ее принудительного сохранения, наблюдаемые сегодня, приводят к тому, что не сохраняется никакой: ни традиционной, ни современной. Например, апелляция к «архаике» (традиции, патриотический дискурс, религиозное воспитание, «духовные скрепы» и т. п.), к которой прибегает власть, нацелена исключительно на ее собственную консервацию и последующее воспроизводство и несостоятельна по ряду причин. Во-первых, «архаика» в современном обществе принципиально не может функционировать в том виде, в каком она функционировала в момент своего актуального существования, что, в свою очередь, породит дополнительные культурные травмы для общества вместо стабилизации. Во-вторых, апелляция к традиции несостоятельна, поскольку то же современное сетевое взаимодействие творит как «новые традиции» [3], так и переносит значительную часть традиционных предметных связей в новое интерактивное пространство. В-третьих, то, что сейчас называется «традицией», само когда-то было результатом новаций. Скажем, книжная культура и упомянутая образовательно-воспитательная модель, основанная на работе с текстом, не является единственной и стала возможной в результате изобретения книгопечатания [2, с. 224–246]. Да и не станем же мы считать предшествующие ей модели бездуховными и отсталыми. Так и сегодня: на смену печатной культуре приходит электронная, и это нормально. Смена технологий всегда влечет за собой изменение способа коммуникации, экономической системы, социальных связей и сознания представителей общества. Отсюда, неумение и нежелание кадет и учащихся в целом работать с текстом допустимо рассматривать не столько как следствие их лености или «бескультурья», сколько как здоровый результат социокультурной динамики. Стоит задаться вопросом, что надлежит делать в изменившихся условиях.
По нашему мнению, прежде всего, не стоит бояться новаций и реалий культуры информационного общества. (Очень важно понимать, что речь идет именно о культуре.) Да, действительно, кадеты мало читают и слишком много времени проводят в социальных сетях. Верно и то, что в таких условиях структура личности размягчается, фрагментируется и распыляется. Но подобно тому, как сетевая культура остается культурой, так и эта «дискретная» личность остается личностью. И, вероятно, ее дальнейшее формирование нуждается в переориентации с учетом современных реалий.
Самая парадоксальная вещь в связи с культурой информационного общества состоит в следующем. В древности заинтересованному человеку, чтобы получить учение, зачастую приходилось преодолевать долгий путь, полный препятствий и лишений, прежде чем он встретится с учителем. И не было никакой гарантии, что учитель примет ученика и согласится его наставлять. Сегодня мировое культурное наследие находится в Интернете в открытом доступе, но несмотря на то, что «широки врата и пространен путь», по-прежнему «спасение находят немногие». Иначе говоря, инфосфера – это пространство, в котором перемешаны все вещи: хорошие и плохие, полезные и вредные. Задачей воспитателя в деле формирования личности воспитанника является приобретение умения находить в этом пространстве нужное и доносить его до аудитории.
Говоря о средствах реализации данной программы, трудно не согласиться с мыслью Асмолова А. Г., что в условиях «обнищания души при обогащении информацией» образовательно-воспитательная задача состоит в том, чтобы «научить ребенка учиться» [1], т. е. сформировать мотивацию к самостоятельному познанию и освоению учебной программы. А поскольку у воспитанников КМКК есть устойчивый интерес к медиасреде, то нет лучшего способа воздействовать на мотивацию, как через естественные склонности. Если кадетам нравятся интернет-мемы, нет причин, почему бы не подать им воспитательный материал в этой форме или дать творческое задание по нужной тематике, предполагающее задействование возможностей современных медиа. Это может быть как неотъемлемый для КМКК патриотический материал, так и компенсирующий данное направление духовно-культурный вектор. Например, многие ведущие музеи мира предоставляют возможность виртуальных экскурсий по своим залам. Одним словом, воспитателю необходимо активнее привлекать в воспитательный процесс интерактивные средства и исследовать сетевую культуру, чтобы быть современным человеком и путеводной звездой для своих воспитанников.
Список литературы:
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18–22.
2. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. — Киев: Ника-Центр, 2004. — 432 с.
3. Новые традиции / Под ред. Е. Э. Суровой и С. А. Рассадиной. — СПб.: Издательский дом «Петрополис»; Центр изучения культуры, 2009. — 372 с.