Обучение учеников в условиях информационного общества

ОБУЧЕНИЕ УЧЕНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Серова А.А., учитель
МБУ школа № 61
Сегодня общество живет в режиме развития, подчиняется законам развития и в последние годы мы начали понимать, что развитие – это не блажь теоретиков, а империя выживания т Россия уже вошла в режим объективно необходимого развития. Среда человека и в прямом, и в переносном смысле (информационная среда) стремительно меняется [2].
Чтобы обрести возможность выбора пути развития, а тем более реализовать его, необходимы незаурядные усилия. Самое главное, ясное понимание целей, основанных на учете реальных возможностей, умении отказаться от иллюзий, оценить реальность, обрести видение перспектив и представление о том, что можетn служить опорой в ожидающей нас беспрецедентной деятельности.
Образование по самой своей сущности – это процесс. Процесс движения, когда учащийся по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправного соучастника.
Особенно в связи с интенсивным развитием информатики и компьютерной техники и их активным проникновением в сферу образования, в последнее время все чаще приходится сталкиваться с сугубо информационным подходом к пониманию самой сущности процесса образования. При этом предполагается, что образовательный процесс – это своего рода канал передачи информации от учителя или даже заменяющего его автоматизированного комплекса, выступающих в качестве источника образовательной информации, к учащемуся являющемуся потребителем этой информации. Отсюда достаточно прочно утверждается в современной теории образования и в педагогической практике словосочетание – информационная педагогическая технология.
Новые информационные технологии (НИТ) открывают новые возможности и одновременно ставят новые задачи перед преподавателями. НИТ можно использовать в качестве катализатора с тем, чтобы содействовать изменению роли преподавателей, которые в меньшей степени являются теперь распространителями информации, и в большей степени - советчиками, воспитателями, штурманами знаний, консультантами учащегося [4].
Новые информационные технологии стремительно развиваются. Мы являемся свидетелями разработки нескольких поколений все более мощного и менее дорогостоящего образовательного оборудования и программного обеспечения. Мы также наблюдаем быстрое и во многом непредвиденное развитие глобальных сетей. Налицо общая тенденция к внедрению информационных технологий для лучшего удовлетворения индивидуальных потребностей пользователей. В перспективе развития образования эта тенденция проявляется в использовании НИТ для содействия все большей индивидуализации и дифференциации, а также контроля знаний со стороны пользователей (учащихся и преподавателей) [2]. Однако эта тенденция должна находить свое воплощение в таком педагогическом подходе, который сосредоточен на активизации деятельности основных участников учебного процесса и на учете в рамках учебной программы гигантского спектра возможностей по сбору информации.
Применение электронных технологий в области образования ведет к тому, что все больше внимания уделяется наиболее целесообразным путям оценки воздействия НИТ на обучение. Наряду с дальнейшим использованием традиционных методов и критериев оценки разрабатываются новые модели и методики для лучшего понимания эффективности новых технологий и условий с точки зрения познавательной деятельности.
Сегодня главная цель информатизации состоит в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Кроме главной цели информатизации образования способствует достижению следующих подцелей:
- увеличение степени доступности образования;
- повышение качества образования;
- повышение экономического потенциала в стране за счет роста образованности населения (человеческий капитал);
- информационная интеграция национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества [5].
В приведенных выше целей и подцелей к концептуальным вопросам информатизации сферы образования целесообразно отнести следующие. Необходимо организовать опережающее формирование информационного пространства образования, отвечающего национальным интересам и базирующегося на традициях отечественной культуры. В противном случае молодежь попадает под влияние информационной среды, чуждой традиционным интересам российского общества. Технический прогресс остановить невозможно, а наряду с массовым проникновением в Россию зарубежной вычислительной и телекоммуникационной техники происходит и планомерное информационное проникновение зарубежной идеологии.
Целесообразное обеспечить последовательное эволюционное развитие сложившейся методологии образования за счет использования явных преимуществ компьютерных технологий (наглядность, возможность использования различных форм представления информации – звук, изображение, удаленный доступ, обработка и хранение больших объемов данных) [1].
В целях формирования и эволюционного развития информационной культуры создать структуру базового образования на основе информационных технологий, реализующих следующие основные принципы:
- обеспечение свободы выбора методики, стиля, средств обучения, направленных на выявление и развитие творческих индивидуальных способностей личности в сочетании с коллективной деятельностью на основе информационных технологий и систем коммуникаций и общения;
- создание системы методических стандартов на различные типы компьютерных обучающих программ (электронный учебник, пособие, задачник, тренажер, практикум, справочник, энциклопедия, глоссарий, тьютор и др.);
- обеспечение соответствия формальной модели реальному представлению предметной области с возможностью перехода от представления предметной области к формальной модели;
- педагогическая, техническая, медицинская и экологическая сертификация компьютерных технологий.
Обеспечить создание научно и методически обоснованной системы компьютерного тестирования, позволяющей активно влиять на образовательный процесс, проводить планомерный поиск и подготовку высококвалифицированных специалистов, способствовать эффективному усвоению учебного материала, и используемой, с одной стороны, преподавателем для промежуточного и итогового контроля знаний и, с другой стороны, обучаемыми для самооценки уровня своей подготовленности в процессе самостоятельной работы [3].
Современные информационные технологии должны помочь избежать прагматической ориентация в ущерб развитию личности. В обществе с тревогой говорят о снижении интеллектуального уровня школьников и студентов, но ведь и современный учитель – это представитель массовой профессии. Не в его силах «объять необъятное», воспитать гениев из всех детей. Общество не может требовать невозможного от педагогов, но оно должно помочь в создании информационной образовательной среды, чтобы интегрировать в ней те качества, которые должны быть присущи «универсальному учителю». Но это невозможно сделать без самих педагогов, поскольку в электронных учебных материалах требуется сосредоточить лучший теоретический и практический опыт. Именно для этого педагогам необходимы не только знания о возможностях программных средств ИТО, создаваемых профессиональными разработчиками, но и готовность реализовать свои методические находки в электронном учебном процессе [1].
Говоря о новых, перспективных формах организации образовательного процесса, подразумевают реализацию той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостоятельную работу обучаемых. В этом случае для получения эффективных результатов педагог должен подготовить целый комплекс разнообразных учебных материалов, составляющих так называемый «кейс» (англ. case – коробка, чемодан). При формировании такого кейса становится все более популярным мультимедиа-подход, когда обучаемый обеспечивается образовательными ресурсами, основанными на различных технологиях: печатными, аудио-, видеоматериалами и, что особенно важно, электронными учебными курсами (ЭУК). Последние представляют собой учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на магнитные носители (дискеты или компакт-диски) или доступные через компьютерную сеть (локальную или Internet). При этом реализованный в них гибкий способен подстраиваться под потребности и возможности конкретного обучаемого и развивать его потенциальные способности.
Реализация основных замыслов педагогов в отношении структуры и способа подачи материала возможна только при их деятельном участии в создании ЭУК. Такая совместная работа преподавателей и группы разработчиков наиболее эффективна, поскольку позволяет включать отдельные готовые фрагменты в учебный процесс, апробируя их и своевременно внося необходимые коррективы. В этой ситуации неизбежно встает вопрос: может ли педагог стать полноценным участником подобного проекта? При определенной начальной подготовке в области информационных технологий это вполне реально, поскольку в последние годы были разработаны и получили достаточно широкое распространение различные программные комплексы, позволяющие непосредственно педагогам создавать вполне профессиональные ЭУК [4].
Таким образом, главная цель процесса информатизации образования России – это изменение системных свойств сферы образования с целью повышения её восприимчивости к инновациям, предоставления возможностей активного целенаправленного использования мировой информационной магистрали, новых возможностей влиять на свою образовательную, научную, профессиональную траекторию, а с ними и на историческую траекторию России.

Библиографический список

Бабинский Ю.К. О совершенствовании системы повышения квалификации учителей. – М.: Педагогика, 1985. – 263 с.
Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. – Спб.: Свет, 1997. – 400 С.
Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. – М.: Наука, 1987. – 552 с.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика 1981. – 185 с.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 278 С.



15