Технологические карты уроков по истории Древнего мира (5 класс)
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеЧто такое история. Ключи к познанию прошлого 2.09.2014 г. Зачем изучать историю. Что такое история. Ключи к пониманию истории История, археология, источник исторический Смогут участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Смогут раскрывать значение понятий История, археология, исторический источник Смогут объяснить, как гипотезы и научные споры ученых способствуют развитию исторической науки Смогут выдвинуть версии по вопросу «Что является историческим источником?» (Р).
Проект: Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, узнают, как ученые работают с разными типами исторических источников (П).
Смогут представить свое мнение о важности труда археологов (К) §1
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1. Знакомство с предметом
Представлена иллюстрация богини Клио
Как вы представляете, что будет изучаться на уроках истории
Зачем изучать историю?
Попытайтесь дать определение понятию история, используйте слова помощники( наука, прошлое, настоящее, жизнь люди)
Учебно- познавательный интерес к новому предмету Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать определение историческим понятиям
2. Формирование понятия исторические источники - а как, мы живущие сейчас, можем узнать о жизни наших предков в далеком прошлом
Понятие археология
Составление схемы по карточке
Работа в группах
– представить себя в роли археолога, какие археологические находки вами были найдены
- можно ли их разделить на группы по каким либо признакам
- какой группе исторических источников их можно отнести
Решение познавательных задач в группах
Задача1.
Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во 2тыс. до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
- какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (Люди в Д. Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит, люди обладали математическими знания Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Уметь различать виды исторических источников
3. Содержание курса истории 5 класса Составление интеллект-карту
Используя оглавление учебника определите, что на ваш взгляд будет интересно изучить, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам известно по истории древнего мира и вы бы могли об этом рассказать другим?
Формирование своего интереса к изучению курса Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач
Рефлексия урока
Что изучает наука история?
Какое отношение сложилось у вас к необходимости изучения истории древнего мира? Отметьте необходимый значек5. Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеСчет лет истории Счет лет в истории. Историческая карта. Источники исторических знаний, Вспомогательные исторические науки Век, тысячелетие Научатся решать хронологические задачи, самостоятельно составлять задачи на счет лет в истории Смогут охарактеризовать название измерителей времени и соотносить исторически события во времени Смогут выстроить предположения, чем отличаются лунный и солнечный календарь §2
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
Актуализация
знаний
Что будет изучаться на уроках истории
Зачем изучать историю?
Дать определение понятию история, используйте слова помощники( наука, прошлое, настоящее, жизнь люди)
Исторические источники
Учебно- познавательный интерес к новому предмету
Оценка всоей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать определение историческим понятиям
2. Формирование понятия счет лет в истории Запись даты, а зачем мы это делаем
Проблемный вопрос- а какой счет лет в истории
Определение задач урока
Понятие хронология, календарь---
Составление схемы по карточке
Работа в группах
– определить понятия и их назначение по учебнику стр 10
- как представляют всю историю человечества
Изображение ленты времени работа по карточке
Решение познавательных задач в группах
Задача1.
Стр 11
Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Уметь различать виды исторических источников
Рефлексия урока
С чем связано в истории дата рождения Иисуса Христа
Оценка своей деятельности
5. Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные Метапредметные3.Древнейшие люди Расселение древнейшего человека. «Человек разумный». Условия жизни и занятия древнейших людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей Палеолит, мезолит, неолит, орудия труда, рубила, скребки Научатся показывать на карте места расселения древнейших людей, рассказывать об условиях жизни и занятиях древнейших людей Смогут определить изобретения древнейшего человека и дать оценку их значения для дальнейшего развития первобытного общества Научатся выдвигать версии, доказывающие, что труд способствовал развитию мышления человека (Р).
Смогут доказать, что использование огня «приблизило» первобытного человека к современному.
Научатся работать с иллюстрацией, как источником исторической информации, составляя рассказ по рисунку «Стоянка древнейших людей» (П, К) П 3
Рисунки , доп м атеиалыХод урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
Актуализация
знаний
Что такое хронология?
Как и для чего люди придумали календарь?
Что такое наша эра?
Как располагаются исторические события на ленте времени?
Задание по ленте времени Учебно- познавательный интерес к новому предмету
Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать определение историческим понятиям
2. Установка познавательной задачи С чего начинается история человечества?
Что вы об этом периоде знаете?
- что бы вам хотелось узнать
Проблемный вопрос
-как была устроена жизнь первобытного общества?
Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания курса Определение задач урока
3. Формирование представлений о жизни первых людей на Земле Какие версии есть происхождения первого человека на Земле
Предположите в каких странах мог появиться первый человек ? почему в этих странах?
текста стр 14 найдите дату появления первого человека на Земле?
Понятие хронология, календарь---
Составление схемы по карточке
Работа в группах
–составить рассказ
О занятиях первого человека
Раскрыть облик сравнивая с современным человеком
Рассказ о первых орудиях труда
по учебнику стр 14-15
Решение познавательных задач в группах
Задача1.
Стр 11
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование представлений о о теориях происхождении первого человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Задача3.
Стр 13
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить представлений о о теориях происхождении, занятиях первого человека
Рефлексия урока
вопросы стр 15
Оценка своей деятельности
5. Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные Метапредметные4 Появление «человека разумного» Появление «человека разумного». Неандертальцы, кроманьонцы. Собирательство и охота, присваивающее хозяйство. Изобретения кроманьонцев. Родовые общины. Появление человеческих рас Родовая община, старейшины, расы Научатся определять отличия «человека разумного» от древнейших людей Смогут объяснять значение открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества Смогут выдвигать предположения, какие умения и способности были необходимы древнему человеку для охоты на крупных зверей (Р).
Научатся составлять рассказ о древних людях по предложенному плану (Р, П).
Научатся работать в парах, обсуждая вопрос: почему в родовых общинах зародился тотемизм (К) П 4
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
Актуализация
знаний
Кого можно назвать ближайшим предком человека?
Что привело к выделению человека из мира животных?
Как вы думаете, страх или голод побудил ближайших предков человека взять в руки палку, камень?
Какие орудия труда и занятия были у древнейших людей Учебно- познавательный интерес к новому предмету
Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать определение историческим понятиям
2. Установка познавательной задачи А что дальше происходило с древнейшим человеком?
Чем кроме внешности он отличался от современного человека
Что вы об этом периоде знаете?
- что бы вам хотелось узнать
Проблемный вопрос
-как была изменилась жизнь при появлении человека разумного?
Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач урока
3. Формирование представлений о жизни первых людей на Земле - когд появился человек разумный?
Как его называли? Почему именно так?
текста стр 16
-найдите еще одно название человека разумного?
Составление схемы по карточке
Работа в группах
–составить рассказ
О занятиях человека разумного, сравнить с занятиями человека умелого
Раскрыть облик сравнивая с современным человеком
Рассказ о новых орудиях труда
по учебнику стр 16-17
Решение познавательных задач в группах
Составить рассказ от имени человека того времени
Человеческие рассыФормирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование представлений о о теориях происхождении первого человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Задача3.
Стр 17
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить представлений о о теориях происхождении, занятиях первого человека
Рефлексия урока
вопросы стр 17
Оценка своей деятельности
Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеОт неолита к медному веку Появление ремесел и торговли Зарождение обмена. Появление денег. Изобретение плуга. Изменение в земледелии. Строительство металлических сооружений. Первые города. Создание человеком искусственной среды обитания, бытовые преобразования Ремесло Смогут объяснить понятие «ремесло», рассказывать об изменениях в жизни древних людей при переходе к земледелию и скотоводству Смогут оценить значение использования металлов в истории первобытного общества Смогут высказать предположения «Почему плуг заменил мотыгу» (Р).
Работая с текстом учебника, научатся анализировать учебный текст и выделять главное, определяя признаки соседской общины и выписывая их в тетрадь
Научатся с помощью учителя изобразить схематически управление племенем (П).
Работая в группе, определят черты сходства между соседской общиной, имущественным неравенством, выделением знати и появлением вождя племени (К) §7
Ход урока
1.Организационный момент
2.Повторение изученного материала
Р.т. 3адания 10,11
3.Сообщение темы и задач урока
Проблемный вопрос
Какие изменения произошли в жизни первобытных людей более 9 т лет назад
4.Изучение нового материала
1. Развитие ремесла
Век металла
Развитие ремесла
Медные орудия труда
2. Переход к соседской общине
Разбор ил-ий стр 26
Вывод
3. Выделение знати
Знать – вожди и войны
Передача привилегий по наследству
Разделение об-ваРабота в РТ
Подведение итога урока
Д\з пересказ п 5. Р\т12
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеПервые очаги цивилизаций Первые очаги цивилизаций. Понятие «цивилизация». Изобретение бронзы. От бронзы к железному веку Цивилизация Научатся разъяснять термин цивилизация, рассказывать о первых очагах цивилизации, сравнивать жизнь людей в первых очагах цивилизации и в предшествующую эпоху Смогут определить значение открытия бронзы для последующих цивилизаций Смогут высказать предположения: Как изменилась жизнь людей с использованием металлов (Р).
Анализируя учебный текст параграфа, научатся выделять признаки появления первых цивилизаций (П).
Работая в группе, смогут изобразить мир первобытности и мир цивилизации. Смогут составить сравнительную таблицу по заданным признакам (К) §8
Ход урока
1.Организационный момент
2.Повторение изученного материала
Р.т. 3адания 10,11
3.Сообщение темы и задач урока
Проблемный вопрос
Какие изменения произошли в жизни первобытных людей более 9 т лет назад
4.Изучение нового материала
1. Развитие ремесла
Век металла
Развитие ремесла
Медные орудия труда
2. Переход к соседской общине
Разбор ил-ий стр 26
Вывод
3. Выделение знати
Знать – вожди и войны
Передача привилегий по наследству
Разделение об-ваРабота в РТ
Подведение итога урока
Д\з пересказ п 5. Р\т12
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеМеждуречье: рождение цивилизации Междуречье: рождение цивилизации. Шумерские города государства: Ур, Урук, Лагаш. Цари, династии, законы. Понятие «государство». Территория, границы, казна, налоги, войско, управление государством. Формы государства. Монархия, подданные рабы Государство, монархия Научатся объяснять значение термина государство, показывать на карте местоположение древнейших государств Междуречья. Смогут рассказывать об условиях жизни и занятиях населения крупнейших городов Смогут высказать свое мнение о значении строительства дамб и каналов для развития человечества Смогут высказать версии по вопросу: «Почему древние города государства возникали на берегах рек» (Р).
Работая с текстом учебника, смогут определить, почему с возникновением государства традиции и обычаи уже не могли обеспечить порядок в обществе (П).
Смогут объяснить, почему правители Шумера опирались не на родовую знать, а на чиновников. Свое мнение смогут аргументировать (К) §9
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
Какие изменения произошли в первобытном обществе 4-3 тыс до н.э.
Дать понятие цивилизации?
Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать определение историческим понятиям
2. Установка познавательной задачи На каких континентах появятся первые цивилизации?
Работа по карте
Что вы об этом периоде знаете?
- что бы вам хотелось узнать
Проблемный вопрос
-какими были первые цивилизации?
Что включает в себя государство? Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания курса Определение задач урока
3. Формирование представлений о первых древних цивилизаций Работа с учебником Что включает в себя понятие Древний Восток?
Составление схемы по карточке
Работа в группах
–составить рассказ о природных условиях Месопотамии
-о древних народах Месопотамии
Первые города- государства
Что включает в себя государство?
Работа по картам
Решение познавательных задач в группах
Задача Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование представлений о о теориях происхождении первого человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Задача3.
Стр 31
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить представлений о о теориях происхождении, занятиях первого человека
Рефлексия урока
вопросы стр 15
Оценка своей деятельности
5. Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеДревние земледельцы и скотоводы Древние земледельцы и скотоводы. Трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Соседская община, племя, большая семья. Дети в большой семье Возникновение имущественного и социального неравенства. Выделение знати : вождь, дружина Земледелие, скотоводство, оседлый образ жизни, неолитическая революция, ремесленники Научатся объяснять понятия: земледелие, скотоводство, рассказывать об изменениях жизни древних людей при переходе к земледелию и скотоводству, объяснять значение отделения земледелия от скотоводства Смогут определить значение новых изобретений в эпоху неолитической революции для последующих цивилизаций Научатся составлять описание образа жизни человека эпохи неолита по предложенному плану (Р).
Работая с текстом учебника в технологии продуктивного чтения, смогут проанализировать, как изменилась жизнь людей по окончании ледникового периода (П).
Смогут подготовить сообщение «Появление керамики. Прошлое и современность» (К) §6
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
2.Актуализация
знаний
Р.т. 3адания 6,8
Учебно- познавательный интерес к новому предмету
Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать определение историческим понятиям
2. Установка познавательной задачи А что дальше происходило с древнейшим человеком?
Чем кроме внешности он отличался от современного человека
Что вы об этом периоде знаете?
- что бы вам хотелось узнать
Проблемный вопрос
-как изменилась жизнь при появлении человека разумного?
Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач урока
3..Мотыжное земледелие
-как возникли занятия земледелием и скотоводством?
Как его называли? Почему именно так?
текста стр 20
-найдите еще одно название человека разумного?
Составление схемы по карточке
Работа в группах
–составить рассказ
О новых занятиях человека
Раскрыть облик сравнивая с современным человеком
Рассказ о новых орудиях труда
по учебнику стр 21
Решение познавательных задач в группах
Составить рассказ от имени человека того времени
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование представлений о о теориях происхождении первого человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Задача3.
Стр 21
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить представлений о о теориях происхождении, занятиях первого человека
Рефлексия урока вопросы стр 21 Оценка своей деятельности
Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеРождение религии и искусства Представления об окружающем мире. Верования первобытных людей. Древнейшие формы первобытных людей. Духи природы и душа человека. Зарождение мифа. Художники пещер. Дети и первобытное искусство. Искусство древних людей на территории России Миф, религия, искусство Научатся рассказывать о верованиях и искусстве первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы Смогут определить значение мифов, рисунков древних людей для современных цивилизаций Научатся выдвигать версии, выявляя причины возникновения искусства у первобытных людей (Р).
Научатся проводить исследования, «Какие элементы древнейших верований сохранились до наших дней», (используя различные источники информации и Интернет) (П).
Смогут высказать свое мнение «Может ли пещерная живопись, быть источником информации о жизни древних людей». Свой ответ аргументировать (К) §5
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
Р.т. 3адания 4,5
Учебно- познавательный интерес к знаниям о первобытном мире
Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать определение историческим понятиям
2. Установка познавательной задачи А что дальше происходило с древнейшим человеком?
Чем кроме внешности он отличался от современного человека
Что вы об этом периоде знаете?
- что бы вам хотелось узнать
Проблемный вопрос
-как была изменилась жизнь при появлении человека разумного? Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач урока
3. Формирование представлений о религии и искусства у первобытных людей -
Составление схемы по карточке
Работа в группах
–составить рассказ
1.Понятие искусства и религии
Формирования понятий
2. Как была найдена пещерная живопись
Пещера Альтамира- сев Испании
Рисунок Бизона
3.Загадки древнейших рисунков
Разбор рисунка стр 16
4.Человек «заколдовывает» зверя
Колдовской обряд
Зарождение веры в душу
---зарождение религиозных верований
Рассказ по учебнику стр 16-17
Решение познавательных задач в группах
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование представлений о о теориях происхождении первого человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Задача34
Стр 31
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить представлений о о теориях происхождении, занятиях первого человека
Рефлексия урока
вопросы стр 19
Оценка своей деятельности
5. Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеКультура Шумера Возникновение письменности. Клинопись. Рождение литературы. Поэма о Гильгамеше. Миф о потопе. Знания шумеров. Астрономия. Математика. Обучение детей Клинопись, культура, миф Научатся объяснять значение терминов культура, миф Смогут обосновать, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о миреСмогут высказать версии по вопросу «Почему на смену рисунку пришло письмо?» (Р).
Работая с текстом учебника, смогут сформулировать и представить в таблице достижения шумеров, которые способствовали возникновению этой цивилизации (П).
Смогут подготовить электронную презентацию о возникновении клинописи и представить её (К) §10
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
Где зарождались первые цивилизации? Почему в долинах рек?
Что представляли собой города- государства шумеров?
Назовите первые города государства
Дать понятие государства? Какие признаки оно имеет?
Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать
Определение
изученным
понятиям
2. Установка познавательной задачи А какие еще сведения необходимы для полного изучении цивилизации Месопотамии?
Что включает понятие культуры?
- что бы вам хотелось узнать
Проблемный вопрос
-как возникла письменность у шумеров?
- какие открытия сделали шумеры?
- о чем повествуют древние сказания шумеров? Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач
урока
3. Возникновение письменности - Составление схемы по карточке
Работа пот рисунку стр 32
Что первоначально представляла собой письменность шумерцев?
- как рисунки изменились дальше как они стали называться?
- какие изменения в написании пиктограмм произошли дальше?
- Что получилось в итоге
- что такое письменность
Работа в группах
–составить рассказ
1.Появление литературы
2. какие еще знания зародились в Шумере?
Рассказ по учебнику стр 32-33
Решение познавательных задач в группах
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование
появлений
о первой письменности
человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Задача34
Стр 33
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить
Представлений
о достижениях
культуры
в древности
Рефлексия урока
вопросы стр 33
Оценка своей деятельности
5. Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеДревний Вавилон Законы царя Хаммурапи. Устройство обществ Древнего Вавилона. Особенность «власти-собственности». Восточная деспотия. Боги и храмы Древней Месопотамии. Жрецы. Храмовые хозяйства Деспотия, закон Смогут объяснить понятие «закон», рассказывать о жизни Древнего Вавилона. Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях Смогут выразить свое мнение, что и почему запомнилось в истории Вавилонского царства. Смогут высказать версии по вопросу «Почему были приняты законы Хаммурапи в Междуречье?» (Р).
Смогут составить сравнительную таблицу, выделяя общее и различие в истории Вавилонского царства и Шумера (П).
Смогут объяснить, почему имя царя Хаммурапи вошло в мировую историю (К) §11
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
Что мы понимаем под словом культура?
Какие области культуры возникли у шумеров?
Назовите достижения культуры шумеров?
Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать
Определение
изученным
понятиям
2. Установка познавательной задачи Какие по вашему могли произойти изменения в дальнейшем в Шумерском государстве?
Что мы должны узнать о государстве Вавилон?
Проблемный вопрос
-сравнить уровни развития Шумера и Вавилона
Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач
урока
3. Древний Вавилон - Составление схемы по карточке
Работа пот рисунку стр 35
Показ государства по карте
- как рисунки изменились дальше как они стали называться?
- как переводится название государства Вавило?
- докажите, что Вавилон в и3 в до н.э. являлся государством? Стр 35 п. 1
- что такое закон
Работа в группах
–составить рассказ
1.об обществе в Древнем Вавилоне
2. О религии и богах Д Вавилона
Рассказ по учебнику стр 34-35
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование
появлений
о первой письменности
человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить
Представлений
о достижениях
культуры
в древности
Рефлексия урока
вопросы стр 33
Оценка своей деятельности
5. Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеСтрана на берегах Нила и её жители Страна на берегах Нила и его жители. Труд и жизнь земледельцев на берегах Нила. Оросительные сооружения. Египет становится единым государством. Власть фараона. Столица государства Мемфис. Жизнь в городе: жилища, одежда, еда. Семья и дети в Древнем Египте Фараон, раб, жрец Научатся показывать на карте территории и центры древнеегипетского государства, рассказывать об основных группах населения Древнего Египта, их положении и занятиях Будет сформирован устойчивый познавательный интерес к истории Древнего Египта Смогут высказать версии по вопросу «Почему египтяне называли «Египет – дар Нила?» (Р).
Смогут объяснить, почему египтяне строили ирригационные системы (П).
Смогут подготовить сообщение «Один день из жизни египетского мальчика», используя различные источники исторической информации (К) §12
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
Что вы узнали о Вавилонском государстве?
Какие слои общества существовали в Д. Вавилоне?
Назовите достижения Д Вавилона?
Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать
Определение
изученным
понятиям
2. Установка познавательной задачи Какие по вашему где еще могли возникнуть древние государства?
Что мы должны узнать о государстве Д Египет?
Проблемный вопрос
-особенности развития Древнего Египта
Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач
урока
3. Древний Вавилон - Составление схемы по карточке
Работа пот рисунку стр 37
Показ государства по карте
- когда возникло государство?
- почему Египет считали даром Нила?
- докажите, что Египет в и3 в до н.э. являлся государством? Стр 35 п. 1
- что такое закон
Работа в группах
–составить рассказ
1.об обществе в Древнем Египте
2. семья в Д Египте
3. Города Д. Египта
Рассказ по учебнику стр 37-38
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование
появлений
о первой письменности
человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить
Представлений
о достижениях
культуры
в древности
4.Рефлексия урока
вопросы стр 38 Оценка своей деятельности
5. Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеМир пирамид 27.10 Для чего строились пирамиды. Почитание фараона, как бога и воплощение этого почитания в пирамидах. Пирамида-гробница. Строители пирамид. Пирамиды - первое из семи чудес света. Мир живых и мир мертвых. Мумии Пирамиды, мумия Научатся высказывать суждения о причинах создания пирамид, рассказывать о строительстве пирамид Научатся описывать древнеегипетские пирамиды, как памятники истории и культуры Смогут выдвигать версии по вопросу «Почему фараоны ещё при жизни строили себе пирамиды?» (Р).
Научатся сравнивать по заданным признакам управление Древним Египтом и Вавилоном (П.)
Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, смогут подготовить проект «История открытия гробницы Тутанхамона» (К) §13
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
Что вы узнали о Древнеегипетском государстве?
Кто правил в Д Египте?
Показать государство по карте?
Почему Египет называли даром Нила?
Чем занимались египтяне в древности?
Когда сложилось государство в Д. Египте
Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать
Определение
изученным
понятиям
2. Установка познавательной задачи Чем в первую очередь славится история Д Египта ?Что мы должны узнать о древних пирамидах?
Проблемный вопрос
-Почему пирамиды вызывают восхищение у современных людей?
Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач
урока
3. Мир пирамид - Чтоттакое пирамида
Работа пот рисунку стр 38
Для чего их строили?
- Назовите самую известную прирамиду- докажите, что она самая великая? Стр 38 п1
- Как строились пирамиды
Работа в группах
–составить рассказ
1.об обществе в Древнем Египте по пирамиде
2. о стране мертвых
Рассказ по учебнику стр 38-39
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование
появлений
о первой письменности
человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить
Представлений
о достижениях
культуры
в древности
4.Рефлексия урока
вопросы стр 39 Оценка своей деятельности
Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеМогущество Древнего Египта Царь и его чиновники, писцы, пирамидальное устройство общества. Привилегированные и бесправные слои населения Древнего Египта. Превращение Египта в могущественную военную державу. Армия фараонов. Войны и завоевания. Фараоны и покоренные народы Наемники, папирус, иероглиф Научатся характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной, показывать на карте направления военных походов феодалов. Смогут объяснить главные причины могущества и упадка Древнего Египта Будет сформировано освоение общемирового культурного наследия на примере египетской письменности Научатся выдвигать версии по вопросу «На каком этапе организации общества появилась письменность у египтян и шумеров?» (Р).
Научатся проводить сравнение по заданным признакам системы власти в Древнем Египте и Древней Месопотамии (П).
Научатся писать изысканное пожелание от имени египтянина фараону. Смогут представить оформленное письмо к фараону (К) §14
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
Тествая проверочная работа
Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать
Определение
изученным
понятиям
2. Установка познавательной задачи Чем в первую очередь славится история Д Египта ?Что вы узнали о древних пирамидах?
Проблемный вопрос
-Чем определялось могущество фараона?
Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач
урока
3. могущество Древнего Египта - Что собой представляла армия фараона?
Работа пот рисунку стр 40
Как были вооружены воины?
- Назовите государство Египта в 2-м тысдокажите, что в этот период армия фараона была самая великая? Стр 40 п1
- Для чего нужна была такая армия
Работа в группах
–составить рассказ
1.о письменности
2. о походах фараона
Рассказ по учебнику стр 40-41
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование
появлений
о первой письменности
человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить
Представлений
о достижениях
культуры
в древности
4.Рефлексия урока
вопросы стр 41 Оценка своей деятельности
Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеВерования Древних египтян Главные боги Древнего Египта. Миф об Осирисе и Исиде. Древнеегипетские храмы. Египетское жречество. Реформы фараона Эхнатона Храмы, жрецы Научатся называть особенности древнеегипетской религии, рассказывать о пантеоне египетских богов, объяснять, в чем заключалась роль религии и жрецов в древнеегипетском обществе Смогут определить особенности цивилизации Древнего Египта и дать им свою оценку Научатся адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий. Смогут привести примеры отражения религиозных верований в занятиях и в жизни египтян (Р).
Смогут сравнить по заданным признакам положение жрецов в Египте и Шумере, заполняя таблицу (П).
Смогут выразить свое мнение, объясняя, почему древние египтяне особо почитали Осириса и Исиду (К) §15
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
Историю какого государства мы изучаем?
_ Что вы о нем узнали?
- Что бы еще хотелось узнать? Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать
Определение
изученным
понятиям
2. Установка познавательной задачи Чем в первую очередь славится история Д Египта ?- Что включает понятие религия?
- Почему в древности возникают религиозные верования?
Что мы должны выяснить о религии древних египтян?
Как мы можем об этом узнать?
Проблемный вопрос
-Чем определялись религиозные представления в Д. Египте?
Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач
урока
3. Религия Древнего Египта - Что собой представляли собой боги древних египтян?
Работа пот рисунку стр 42
Заполнение таблицы- схемы
- Назовите имена богов Д.Египта?
Как были стихии у каждого божества?
-какие истории слагали о жизни богов
? Стр 42 п2
Суд Осириса---разбор документа
Работа в группах
–составить рассказ
1.о храмах
2. о службе жрецов
Рассказ по учебнику стр 43-44
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование
появлений
о первой письменности
человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить
Представлений
о достижениях
культуры
в древности
4.Рефлексия урока
вопросы стр 45 Оценка своей деятельности
5.Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеФиникия страна мореплавателей
11.11.14г. Финикийцы торговцы и строители городов. Города финикийцев. Жизнь в финикийских городах Создание алфавита и его роль в истории культуры. Финикийская колонизация Средиземноморья. Финикийцы и название континента Европа Алфавит Научатся показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья, рассказывать об особенностях государства и общественной жизни Смогут определить роль финикийского алфавита в истории мировой культуры Научатся выдвигать версии о создании финикийского алфавита (Р).
Смогут объяснить, в чем проявились изобретательность и предприимчивость финикийцев, и что заставляло их покидать родину и основывать колонии (П). Работая в парах, смогут сравнить развитие ремесел у египтян, вавилонян и финикийцев (К) §16
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
Какие религиозные представления были у древних египтян
Рассказ о мифах?
_ Что вы о нем узнали?
- Что бы еще хотелось узнать? Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать
Определение
изученным
понятиям
2. Установка познавательной задачи Путешествие на Восток ? работа по карте
- Как называется страна по побережью Средиземного моря?
Что мы должны выяснить по истории этой страны?
Как мы можем об этом узнать?
Проблемный вопрос
-какой вклад внесла страна в историю человечества?
Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач
урока
3. Религия Древнего Египта -почему Финикию называют страной мореплавателей?
Работа пот рисунку стр 46
Заполнение таблицы- схемы
Занятия
Города Финикии
-важнейшие изобретения финикийцев?
Как были стихии у каждого божества?
Работа в группах
–составить рассказ
1.о богах
2. о финикийском алфавите
Рассказ по учебнику стр 47 Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование
появлений
о первой письменности
человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить
Представлений
о достижениях
культуры
в древности
4.Рефлексия урока вопросы стр 47 Оценка своей деятельности
5.Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеДревняя Палестина Переселение древних евреев в Палестину, отношения с местным населением. Племенной союз Израиля. Борьба древних евреев с филистимлянами. Цари Израиля. Иерусалим. Храм Соломона Библия, Ветхий Завет Научатся показывать территорию Древней Палестины, рассказывать о занятиях населения этой страны и об особенностях общественной жизни Будет сформирован историко-географический образ Древней Палестины Научатся планировать пути достижения целей, отвечая на вопрос, что отличало евреев от других народов древности (Р).
Смогут объяснить, как древние евреи оказались в Палестине и смогут определить связи между Израилем, Финикией и Египтом (П).
Смогут составить рассказ о том, что прославило Давида, и за что он получил признание еврейского народа §17
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
Тестовая работа Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать
Определение
изученным
понятиям
2. Установка познавательной задачи Продолжим Путешествие на Восток ? работа по карте
- Какие еще страны расположены по побережью Средиземного моря?
Что мы должны выяснить по истории этой страны?
Как мы можем об этом узнать?
Проблемный вопрос
-какой вклад внесла страна в историю человечества?
Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач
урока
3. Религия Древнего Египта -Что вы узнали о жизни народа Израиля?
Как его называют?
Работа пот рисунку стр 48
Заполнение таблицы- схемы
Занятия
-важнейшие изобретения евреев?
С кем пришлось бороться евреем?
Сообщение уч-ся
Цари Израиля
назвать стр 49 п 3
Работа в группах
–составить рассказ правлении царей
1.о Сауле
2. о финикийском алфавите
Рассказ по учебнику стр 47 Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование
появлений
о первой письменности
человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить
Представлений
о достижениях
культуры
в древности
4.Рефлексия урока вопросы стр 47 Оценка своей деятельности 5.Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеБиблейские пророки 18.11.14 г. Ветхий Завет- часть Библии. Ветхозаветные сказания. Иудейский монотеизм. Библейские пророки и десять заповедей. Сопоставление религии древних евреев с религиями Месопотамии и Древнего Египта Иудаизм, монотеизм, заповеди, пророки Научатся понимать значение термина иудаизм. Рассказывать о Ветхом Завете, объяснять значение перехода к монотеистической религии При ознакомлении с десятью заповедями Ветхого Завета, как вечными ценностями для многих народов, будет сформирована ориентация в системе моральных норм и ценностей Научатся осуществлять познавательную рефлексию, отвечая на вопрос «Какова была миссия пророков?» (Р).
Научатся составлять развернутый план параграфа (П).
Смогут изложить свое мнение «Почему десять заповедей Ветхого Завета со временем стали вечными ценностями для многих людей?» (К) §18
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
О каком государстве мы вели речь на прошлом уроке?
- что вы о нем узнали?
важнейшие изобретения евреев?
С кем пришлось бороться евреем?
В какой книге раскрывается история еврейского народа? Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать
Определение
изученным
понятиям
2. Установка познавательной задачи Продолжим Путешествие в историю древней Палестины?
Как она повествуется в Библии
- Кто такие пророки?
Что мы должны о них выяснить?
Как мы можем об этом узнать?
Проблемный вопрос
Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач
урока
3. Библейские пророки -Что вы узнали о жизни народа Израиля?
Какой была вера у евреев?
Чем она отличалась от религий других народов?
Кто такое пророки?
Чтение стр 50
Работа по рисунку
Пророк Моисей
Оцените историю его жизни
Какую роль он сыграл в жизни еврейского народа?
Заполнение таблицы- схемы
Сообщение уч-ся
Цари Израиля
назвать стр 49 п 3
Работа в группах
–составить рассказ правлении царей
1.о Сауле
2. о финикийском алфавите
Рассказ по учебнику стр 47 Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование
появлений
о первой письменности
человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить
Представлений
о достижениях
культуры
в древности
4.Рефлексия урока вопросы стр 51 Оценка своей деятельности 5.Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеАссирийская империя 24.11.14 г. Военная мощь ассирийцев. Цари-завоеватели. Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам. Судьба столицы Ниневия как исполнение ветхозаветных пророчеств. Царские дворцы. Главная библиотека царя Ашшурбанапала. Гибель Ассирии Военная держава Научатся показывать на карте территорию Ассирийской империи, называть особенности государства и общества, рассказывать об управлении государством, его подъеме и крушении Будет сформирован историко-географический образ Ассирийской империи Смогут высказать предположение, на каких языках могли быть книги в библиотеке Ашшурбанапала (Р).
Работая с картой, смогут ответить на вопрос «Как географическое положение Ассирийской империи повлияло на её усиление?». Научатся анализировать изученный материал и составлять сравнительную таблицу «Завоеваний фараонов и Ассирийских царей» (П).
Работая в группе, смогут определить, какие современные города находятся на территории, где располагалась в древности Ассирийская держава (К) §19
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
О каком государстве мы вели речь на прошлом уроке?
- каких великих библейских пророков вы знаете?
- почему Моисей сорок лет водил свой народ по пустыне?
Какие заповеди передал Бог людям?
Почему люди должны выполнять Десять заповедей? Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать
Определение
изученным
понятиям
2. Установка познавательной задачи Продолжим Путешествие в историю древнего Востока?
Определим какие еще государства возникли на этой территории в Древности?
Работа по карте стр 52
Что мы должны о нем выяснить?
Как мы можем об этом узнать?
Проблемный вопрос
Почему это государство получило название державы или империи? Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач
урока
3. Ассирийская держава -Какие государства в древности называли империями?
- с чего началась истории Ассирийской империи?
Чем она отличалась от других народов?
Чтение стр 52
Работа по рисунку
Как могло образоваться по территории такое большое государство?
- что представляла собой армия ассирийцев?
Стр 52 п.2
Какую роль он сыграл цари в жизни ассирийского народа?
Заполнение таблицы- схемы
Достижения Ассирии
назвать стр 53 п 4
Работа в группах
–составить рассказ
1.правлении царей
2. о достижениях
Рассказ по учебнику стр 53 Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование
появлений
о первой письменности
человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить
Представлений
о достижениях
культуры
в древности
4.Рефлексия урока вопросы стр 54 Оценка своей деятельности 5.Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеНововавилонское царство 25.11.14 г. Халдеи. Завоевания Нововавилонских царей. Вавилонское пленение иудеев. Город Вавилон-«царь городов», символ могущества и власти и смешения народов. Ветхозаветное повествование о Вавилонской башне. Вавилонские зиккураты. Висячие сады - одно из семи чудес света. Падение Вавилона Пир Валтасара, Висячие сады Научатся показывать на карте территорию Нововавилонского царства, рассказывать об управлении государством, его расцвете и крушении Будет сформировано освоение общекультурного наследия, на примере ознакомления с одним из семи чудес света – Висячие сады Смогут высказать предположения: в чем трагичность переплетения судеб вавилонян и иудеев (Р).
Научатся составлять
развернутый план параграфа (П).
Смогут выразить свое мнение по поводу смысла мифа о Валтасаре (К) §20
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
-Какие государства в древности называли империями?
- с чего началась истории Ассирийской империи?
Чем она отличалась от других народов?
Как могло образоваться по территории такое большое государство?
- что представляла собой армия ассирийцев?
Что стало с Ассирей в 7 в до н.э. Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать
Определение
изученным
понятиям
2. Установка познавательной задачи Продолжим Путешествие в историю древнего Востока?
Определим какие еще государства возникли на этой территории в Древности?
Работа по карте стр 52
Что мы должны о нем выяснить?
Как мы можем об этом узнать?
Проблемный вопрос
Какие общие черты и различия у Древневавилонского и Нововавилонского царств?Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач
урока
3. Ассирийская держава - с чего началась истории Нововавилонского царства?
Чтение стр 52
Работа по карте
Как могло образоваться это царство?
- при каком царе государство стало могущественным?
Стр 54 п.2
Каким стал сам Вавилон?
Заполнение таблицы- схемы
Достижения государства
назвать стр 53 п 4
Работа в группах
–составить рассказ
1. о вавилонской башне
2. о висячих садах
Рассказ по учебнику стр 54-55
Что стало с царством в 539 г до н.э. Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование
появлений
о первой письменности
человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить
Представлений
о достижениях
культуры
в древности
4.Рефлексия урока вопросы стр 55 Оценка своей деятельности 5.Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеДревняя Персия-«Страна стран» Персия-«Страна стран». Кир великий, его завоевания, гибель в войне с массагетами. Дарий I во главе «Страны стран». Устройство Персидской империи. Сатрапии. Учреждение государственной почты. Обновление денежной системы. Столицы персов. Народы в составе Персидской империи. Зороастризм - религия древних персов Зороастризм, сатрапии, деспотия Научатся показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась, называть правителей державы, рассказывать об их политике Будет сформирован историко-географический образ Персидской империи, как самого большого и могущественного государства Древнего Востока Смогут выдвинуть версии о причинах недолговечности Персидской державы (Р).
Работая с текстом, смогут выделить признаки понятия «деспотия» и проиллюстрировать их конкретными примерами (П).
Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, смогут составить рассказ об армии персов (К) §21
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
-Какие государства в древности называли империями?
- с чего началась истории Нововавилонского государства?
Чем она отличалась от других народов?
Как могло образоваться по территории такое большое государство?
-объяснить понятия висячие сада, зиккурат, Вавилонская башня, дорога процессий?
Что стало с Вавилоном в 539 до н.э. Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать
Определение
изученным
понятиям
2. Установка познавательной задачи Продолжим Путешествие в историю древнего Востока?
Определим какие еще государства возникли на этой территории в Древности?
Работа по карте
Что мы должны о нем выяснить?
Как мы можем об этом узнать?
Проблемный вопрос
Какие общие черты и различия у Ассирийской империи и империи персов? Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач
урока
3. Ассирийская держава - с чего началась история персидского государства?
Чтение стр 56
Работа по карте
Как могло образоваться это царство?
- при каком царе государство стало могущественным?
Стр 56 п.2
Какой стала Персия, сравнить с Ассирией?
Заполнение таблицы- схемы
Достижения и религия государства
назвать стр 53 п 4
Работа в группах
–составить рассказ
1. о столице персов
2. о религии персов
Рассказ по учебнику стр 57 Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование
появлений
о первой письменности
человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить
Представлений
о достижениях
культуры
в древности
4.Рефлексия урока вопросы стр 57 Оценка своей деятельности 5.Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеРанние цивилизации древней Индии 2.12.14 г. Ранние цивилизации Древней Индии. Труд и занятия древнейших жителей Индии. Первые города государства и жизнь в них. Арии в Индии. Санскрит. Веды. Древние поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Индуизм-религия древних индийцев. Карма. Йога. Знания древних индийцев, цифры, изобретение нуля, шахматы Санскрит, индуизм Научатся показывать на карте территорию Древней Индии, характеризовать условия жизни и занятия населения Будет сформирован устойчивый познавательный интерес к индийской истории и культуре Научатся адекватно выполнять и оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в исполнение при работе с вопросом: «Какую роль играли арии в формировании цивилизаций Древней Индии?» (Р).
Работая с текстом параграфа, смогут доказать, что в индуизме отразился опыт борьбы древних индийцев с трудностями жизни (П).
Работая в парах с учебником и дополнительной литературой, смогут объяснить, как проявилась связь между природой и человеком в индуизме (К) §22
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
-Какие государства в древности называли империями?
- с чего началась истории Персидского государства?
Чем она отличалась от других народов?
Как могло образоваться по территории такое большое государство?
-объяснить понятия сатрапия, деспотия, царская дорога, дарки, зороастризм, ПесепольОценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать
Определение
изученным
понятиям
2. Установка познавательной задачи Продолжим Путешествие в историю древнего Востока?
Определим какие еще государства возникли на территории Азии в Древности?
Работа по карте
Что мы должны о нем выяснить?
Как мы можем об этом узнать?
Проблемный вопрос
Какие особенности имело это государство? Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач
урока
3. Ассирийская держава -местоположение Индии- работа с картой
с чего началась история индийского государства?
Особенности природы
Чтение стр 58
Работа по учебнику
Занятия п 21 стр58
Как образовались первые гос-ва?
- кто такие арии?
Стр 59 п 3?
Заполнение таблицы- схемы
Достижения и религия государства
назвать стр 59 п 4
Работа в группах
–составить рассказ
1. о ведах
2. о религии
Рассказ по учебнику стр 57 Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование
появлений
о первой письменности
человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить
Представлений
о достижениях
культуры
в древности
4.Рефлексия урока вопросы стр 59 Оценка своей деятельности 5.Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеКак было устроено общество в Древней Индии. Новая религия 8.12.14 г. Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия. Варны и касты. Образ жизни представителей разных варн и каст. Возникновение буддизма. Жизнь Будды. Государство Маурьев. Дети в кастовой системе Каста, буддизм, варнаНаучатся объяснять значение понятия «каста», рассказывать об общественном строе Древней Индии, положении представителей различных каст Обучающиеся смогут дать свои оценки учения Будды с позиции человека XXI века Смогут высказать предположения о том, как образовались касты (Р).
Научатся давать характеристику учению Будды, объяснять, почему не все индийцы его воспринимали, и почему учение Будды распространилось не только в Индии, но и в других странах мира (П).
Смогут выразить свое мнение о причине долговечности кастового деления индийского общества, сохранившегося до наших дней (К) §23
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
-историю какого государства мы начали изучать на прошлом уроке?
- с чего началась истории Индийского государства?
Чем она отличалась от других народов?
Что вы узнали об этом государстве?
-объяснить понятия джунгли, дравиды, веды
Какие религии возникли в Индии в древности Оценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать
Определение
изученным
понятиям
2. Установка познавательной задачи Продолжим Путешествие в историю древней Индии?
Определим какие еще религии возникли в Индии в Древности?
Работа по карте
Что мы должны о нем выяснить?
Как мы можем об этом узнать?
Проблемный вопрос
Какие особенности имели древнеиндийские религии ? Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач
урока
3. Древняя Индия -Особенности верований новой религии
Чтение стр 60
Как делилось общество в Д.Индии
Работа по учебнику
Занятия п 1 стр60
Было ли справедливым такое деление? Почему?
Как образовались первые гос-ва?
- кто касты? заполнение таблицы
Стр 61 п 2 как называлось новая религия, почему она появилась?
Заполнение таблицы- схемы
Достижения нового государства
назвать стр 61 п 3
Работа в группах
–составить рассказ
1. о правителях
2. о государстве
Рассказ по учебнику стр 61 Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование
появлений
о первой письменности
человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить
Представлений
о достижениях
культуры
в древности
4.Рефлексия урока вопросы стр 61 Оценка своей деятельности 5.Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеДревняя мудрость и изобретения китайцев 15.12.14 г Древняя мудрость и изобретения китайцев. Великая Китайская стена. Китайские иероглифы, каллиграфия. Китайские мудрецы. Конфуций и его учение. Представление древних китайцев об устройстве мира. Изобретения и открытия древних китайцев. Великий шелковый путь. Обучение детей в Древнем Китае Великая Китайская стена, Великий шелковый путь, конфуцианство Научатся объяснять значение понятия «конфуцианство», рассказывать о Конфуции и его учении, объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества, называть изобретения и достижения древних китайцев Будет сформирована ориентация в системе моральных норм и ценностей при ознакомлении с учением Конфуция Научатся выдвигать версии по вопросу «Чем китайская письменность похожа на египетскую?» (Р).
Работая с текстом учебника, смогут дать характеристику учению Конфуция и высказать свое мнение, что привлекает, а что неприемлемо в учении Конфуция
(П, К).
Смогут раскрыть смысл изречения Конфуция «Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения», представив письменный ответ (П) §25
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Пункты плана Система учебных заданий Возможности реализации поставленных заданий
Личностные МетопредметныеПредметные
1.Актуализация
знаний
-историю какого государства мы начали изучать на прошлом уроке?
- с чего началась истории Китайского государства?
Чем она отличалась от других народов?
Что вы узнали об этом государстве?
-объяснить понятия хуанди, Поднебесная,Хуанхэ, Янцзы
Какие гос-ва возникли в Китае в древностиОценка своей деятельности по д\зСтроить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи Уметь давать
Определение
изученным
понятиям
2. Установка познавательной задачи Продолжим Путешествие в историю древнего Китая?
Определим какие еще религии возникли в Индии в Древности?
Работа по карте
Что мы должны о нем выяснить?
Как мы можем об этом узнать?
Проблемный вопрос
Какие изобретения в Д Китае были сделаны и прим еняются? В наше время Формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Определение основного содержания урока Определение задач
урока
3. Древняя Индия -Особенности изобретений
Чтение стр 64
Какие новые взляды на человека и государство были обоснованы?
Кто обосновал эти взгляды?
Какие учения появились в Д. Китае?
Работа по учебнику
Задания п 3 стр65
Используя текст учебника заполнить таблицу?
Как образовались первые гос-ва?
- какие еще изобретения были сделаны в Д Китае?
заполнение таблицы
Стр 65 п 3
Заполнение таблицы- схемы
Оценить Достижения
Работа в группах
–составить рассказ
1. о китайских мудрецах
2. об изобретениях
Рассказ по учебнику стр 64-65 Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное , составлять по тексту рассказ Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Формирование
появлений
о первой письменности
человека
Закрепление знаний. Решение познавательных задач в группах
Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главное Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваться мнениями по поводу своей точки зрения на решение вопроса Закрепить
Представлений
о достижениях
культуры
в древности
4.Рефлексия урока вопросы стр 65 Оценка своей деятельности 5.Д\з определяется совместно с детьми
Тема
урока Дата
проведения Основные элементы содержания
образования Основные
понятия Планируемые результаты Д З
Предметные Личностные МетапредметныеБоги греков 12.01.15 г Боги греков. Мифы и легенды эллинов Религия Научатся характеризовать религию древних греков, рассказывать о пантеоне греческих богов, объяснять значение религии в жизни Древней Греции Будет сформировано освоение общемирового наследия, при ознакомлении с религией древних греков Научатся выдвигать версии по вопросу «Почему Зевса греки почитали как царя богов и людей?» (Р).
Научатся сравнивать пантеон богов древних греков и египтян (П).
Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, смогут представить информацию о традициях почитания древнегреческих богов и определить, как культ богов влиял на развитие греческой культуры (К) §27
Ход урока
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и задач урока
3. Изучение нового материала
1. Первые религиозные верования
XI-IXвв. До нэ- заложение основ античной цивилизации- расцвет
Олимп- олимпийские горы
Возникновение мира--- Хаос (зияющая бездна, наполненная мраком и туманом)
Первые боги--- Земля- Гея, Небо- Уран
2-поколение—6 дочерей и 6 сыновей –могучие титаны
Титан Крон –бог времени
Эриния- богиня мщения, Апатэ- обман, Кер- уничтожение, Гипнос- мрачный сон
2. Боги третьего поколение
Составление схемы
Мифы о богах
- какие явления природы раскрыты в мифах
4.Итог урока оценка работы уч- ся5. Д\з п 24 вопросы , пересказ
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Осуществляемые действия Осуществляемые действия Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Организационный момент. Подготовка к активной познавательной деятельности. Установка познавательной задачи. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний. Самопроверка знаний. Итог. Домашнее задание.