Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности.


Богомазова Т.М.,
заведующий,
Богомазова С.Н.,
старший воспитатель
МДОУ «Детский сад №6
п. Новосадовый Белгородского
района Белгородской области»
Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности.
«...Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность».
Д.А. Медведев
Одним из главных приоритетов развития российского образования на современном этапе определено духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, начиная с раннего возраста, так как именно воспитание обеспечивает формирование целостной личности ребенка и направлено на построение конструктивных отношений с миром, людьми, собой.
Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
Педагогу дошкольного образования принадлежит приоритетная роль в воспитании подрастающего поколения, в подготовке их к жизни и общественному труду. Воспитатель всегда является для воспитанника примером нравственности и преданного отношения к труду.
Дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. В этот период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление личности ребенка. Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности воспитателя детского сада, обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует достижению поставленных целей и задач. А в то время как потребности современного общества возлагают на детский сад задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире, реализация программы духовно-нравственного воспитания, в образовательном учреждении является особенно актуальной.
В связи с этим, особый акцент стоит сделать на формировании православных духовных ценностей, которые являются определяющим условием сохранения в нынешних условиях морального кризиса современного общества народного самосознания, самоидентификации русской нации, познания места нашей страны в истории мировых цивилизаций.
В нашем детском саду при разработке части образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений, по реализации приоритетного направления «Духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры» используется программа «Православная культура для малышей» Л.Л.Шевченко и учебно-методический комплект для дошкольников «Добрый мир».
Программа по духовно-нравственному воспитанию направлена на формирование гармонично развивающейся личности воспитанника детского сада и закрепление во взглядах ребенка основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Программа призвана обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
В процессе воспитания постоянно происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство дошкольников с окружающей средой: экскурсии по поселку, в храм, на природу.
Экскурсии с воспитанниками проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Они проводятся с воспитанниками разных возрастных групп. Для того чтобы экскурсия была нравственно ценной, воспитатель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между дошкольниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Такая форма работы с детьми дает возможность педагогу воспитывать у дошкольников чувство любви к Родине, бережного отношения к ее достоянию - природе.
Знания дошкольников о нравственных нормах, полученные во время основной образовательной деятельности, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в разных группах это может быть рассказ педагога, этическая беседа и другие.
Рассказ на этическую тему – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у дошкольников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. Этические рассказы помогают дошкольникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у воспитанников твердую нравственную позицию, помочь каждому ребенку осознать свой лично нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.
Диалог - основной путь обмена мыслями, универсальная форма информационного воздействие на сознание и формирование определенных взглядов, мотивов, чувств. Формирование убеждений у воспитанников идет на основе общего мировоззрения, носителем которого призван быть педагог.
Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматривались ситуации, в которых дошкольник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для воспитанников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на «нет». Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях дошкольников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.
Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок нравственной направленности помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети слушают сказки, рассказы и стихотворения, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.
Подводя итог, можно сказать, что вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. А наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Список используемой литературы:
Шевченко Л.Л. Основы православной культуры/Методическое пособие. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества,2010/-175 c.
Шевченко Л.Л. Добрый мир/Содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества,2014/-207 c.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М: 1979, т. 11.