Роль духовно — нравственного воспитание в формировании личности школьника
"Роль духовно-нравственного воспитания в Формировании личности школьника"
РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.
Аннотация
Важнейшей проблемой нашего времени является духовно- нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. В настоящее время необходимо поднимать общий уровень культуры граждан, уровень нравственных и духовных понятий и представлений.
Так уж исторически сложилось, что в России на протяжении последнего почти целого века попирались тысячелетние духовные традиции, породившие одну из высочайших культур, при-знанную всем миром, размывались нормы нравственности, душа человеческая ставилась ни во что. Целые поколения людей оказались духовно и душевно обделенными и искалеченными. И особенно больно эта разрушительная система ударила по самому дорогому в жизни – нашим де-тям. Быть личностью, пожалуй, это наиболее важный вопрос всей системы воспитания. Нравст-венно – эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовно-го облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его творческая направ-ленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим лю-дям. Для успешного развития российского общества в настоящее время необходимо поднимать общий уровень культуры граждан, уровень эстетических понятий, представлений, нравственно-эстетических потребностей и интересов. Вот поэтому все аспекты этой темы в данный момент для современной цивилизации имеют огромную актуальность. С чего же начинается духовно- нравственное воспитание? Наверное, с самого главного – с воспитания любви к своей Родине, к своему краю, к своей земле, к своим корням. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобре-тения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем насыщено сегодня это самое детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой. По мудрому высказыванию святителя Феофана Затворника “Воспитание – самое святое из всех святых дел”.
Каждая душа по природе христианка”. Учитель как заботливый садовник, поливающий и подкармливающий молодые деревца, может способствовать тому, чтобы юная душа со временем дала “плод обильный”. Это сравнение учителя с садовником взято мною из книги о свт. Тихоне Задонском о. Иоанна (Маслова). Не давая на школьной скамье знания Священного писания, мы тем самым препятствуем детям приходить к Отцу Небесному, Творцу и Спасителю. Детские годы являются самым благоприятным временем для более удобного восприятия духовного семени. Ду-ховно-нравственное воспитание, которое является главной задачей и семьи, и школы, и общества, состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку познать, в чем состоит добродетель и грех, и научить его в одном совершенствоваться, а другого избегать. Не заложив этого фундамента нрав-ственности в школьные годы, когда формируется мировоззрение человека, не объяснив, что такое грех и какую ответственность несет каждый за его совершение, мы получим плачевный результат, своими руками вырастим то, от чего придем в ужас.
Духовно-нравственное воспитание – это , по сути, основа всей многогранной системы вос-питания подрастающего поколения. Воспитывая ребенка нравственно, мы стремимся так воздей-ствовать на его личность, чтобы у него складывались взгляды на поведение; при этом мы побуж-даем нравственную активность самого ребенка, который сам усваивает моральные нормы, сам вы-рабатывает жизненные позиции и руководствуется ими в отношении к действительности, к Роди-не, к труду, к Людям, к своим обязанностям и к самому себе. Духовно-нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность. Педагоги в тесном союзе с родителями заботятся о воспитании подрастающем поколении подлинно общественной активно-сти, нравственности, которые не ограничиваются личным самоусовершенствованием, а требуют обязательного участия в совершенствовании всей окружающей жизни. В начальных классах ребенок не только овладевает основами знаний – у него уже заклады-ваются основы характера, воли всего нравственного облика. Если эти основы «добротные», то развитие ребенка идет должным образом. Было бы неверным рассматривать нравственное воспитание только как особый раздел вос-питания. Ведь духовно- нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую дея-тельность и интеллектуальную сферу, ибо проявление нравственности и духовности связаны с от-ношением к обществу, окружающим людям, к труду, к вещам и к самому себе. Воспитание вообще и духовно-нравственное воспитание в частности – эти два понятия не-отделимы друг от друга. Потому что воспитание предусматривает прежде всего привитие детям тех моральных качеств, ценностей, привычек, которые принято называть духовно-нравственными. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно стано-вится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. Школа сегодня – средоточие многих проблем, которые переживает государство. Тем не ме-нее она остается своеобразным островком, где несмотря ни на что, бурлит напряженная жизнь с ее проблемами и радостями, неудачами и успехами. Школу часто сравнивают с кораблем, где есть свой капитан, команда, матросы. Плывет этот корабль вопреки штормам к намеченной цели. Ус-пех плавания зависит от многих причин и прежде всего от того, есть ли в этой команде взаимопо-нимание, доверие, доброта, радость, поддержка, честность, справедливость и т.д. А все эти духов-но-нравственные критерии, ценности обязаны прививать детям мы взрослые – воспитатели, учи-теля , родители. И в школьной практике, и в семейном воспитании поступки детей, их взаимоотношения в коллективе постоянно оцениваются с нравственной стороны. Но отношение разных детей к нрав-ственным нормам и требованиям зависят от многих особенностей внутреннего облика ребенка: какие методы поведения действуют реально, как складывается направленность личности, насколь-ко он умеет видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков людей, какие нравствен-ные переживания были в его опыте. Научить ребёнка правильному выбору поступков – важная предпосылка мотивов поведения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок «прошёл» и через такие ситуации, в которых ему придётся решить нравственную проблему: помочь или не помочь това-рищу, помочь бескорыстно или за награду, сказать правду или промолчать.
Обратим внимание на довольно распространённую ошибку взрослых, желающих поощрить хорошие нравственные поступки – они начинают побуждать самого ребёнка вспомнить о своих хороших поступках, полезных делах и получается, что ребенок невольно начинает думать о том, какую пользу ему самому принёс этот полезный поступок. Есть опасность, что теперь мотивом действий ребёнка может стать не нравственное отношение к другим, а желание получить похвалу, поощрение от родителей, от друзей. Усвоение детьми нравственных знаний дело сложное, оно требует нравственной активности от самого ребёнка, а от педагогов известного педагогического такта, тонкости. Этические беседы позволяют свести воедино единичные наблюдения детей, их разрозненные знания. Но вести разговоры на общие темы целесообразны, видимо, только тогда, когда у детей накоплены необходимые наблюдения, факты, когда у них есть запас собственных впечатлений, которые надо обобщить. Надо сказать, что представление детей о нравственности богаче, правильнее, чем их поведение. Личный опыт нравственного поведения детей ещё ограни-чен, не очень богат ситуациями, где дети сами должны решать нравственные вопросы своих от-ношений в социуме. Большой запас нравственных представлений позволит ребёнку иметь ориен-тир для выбора способа поведения в новых для него ситуациях. Конкретных правил поведения много, однако в жизни всегда может создаться такая ситуация, которая не встречалась детям, по-этому очень важно учить ребёнка и конкретным правилам поведения, и умению находить пра-вильный способ поведения в новой обстановке на основе уже известных правил. Воспитанием культуры поведения нужно заниматься только систематически, если браться от случая к случаю, толку всё равно не будет.
Мы живём в сложное время, многие нравственные ценности утратили свой первоначаль-ный смысл и значимость. Надо согласиться, что путь возрождения нравственного здоровья нашего общества лёгким и скорым не будет. И возрождение это зависит от каждого из нас. Будем пом-нить, что есть время сеять, время ухаживать за посевами и время убирать урожай, ведь народная мудрость гласит:
Посеешь Поступок – пожнёшь Привычку;
Посеешь Привычку – пожнёшь Характер;
Посеешь Характер – пожнёшь Судьбу.
«Делайте всё, чтобы дети были патриотами своей Родины, горячо любящими родную Землю и трудовой народ, честными, правдивыми, трудолюбивыми, добрыми и сердечными, от-зывчивыми и непримиримыми, к злу и неправде, мужественными и настойчивыми в преодолении трудностей, скромными и нравственно красивыми, здоровыми и физически закалёнными» В.А. Сухомлинский
Список использованной литературы:
1.Казимирская И.И., Гаврилов К.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. М.: Наука.-1996.-265с. 2. Кузнецов Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника М.,1988.-298с. 3. Кушаева Н.А. Основы эстетического воспитания.-М.: Просвещение, 1999.-294с. 4. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие.СП.:Питер,2004.-316с. 5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
+ђЗаголовок 115