Статья Роль духовно — нравственного направления внеурочной деятельности в формировании личности гражданина России.
Роль духовно-нравственного направления внеурочной деятельности в формировании личности гражданина России.
" Какие будут дети, всё зависит от воспитания. Чему в юности научимся, то и останется. Чему научен будет ребёнок, таким он и будет до смерти. Чему смолоду научится человек, того в жизни и держится… " Схиархимандрит Иоанн Маслов (Симфония)
Безусловно, в первую очередь ответственность за воспитание ребенка несет семья. Ещё в первой половине XX века русский философ А.И.Ильин утверждал, что мир управляется из детской. «Воспитание начинается в семье, и заменить её в этом деле ничто не может, ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь».
Но реалии нашего времени таковы, что далеко не все родители понимают всей ответственности за формирование личности своего ребенка. Многие переложили на плечи школы и образование и воспитание детей. Поэтому на школу, на учителя, и прежде всего на учителя русского языка и литературы возложена очень важная миссия- воспитание личности, гражданина, патриота своей страны.
Сам смысл воспитания заключается в воспитании духовности и нравственности. Это задача времени. Данный вопрос является одном из направлений внеурочной деятельности ФГОС.
В 2015-2016 учебном году, занимаясь с 5 классом внеурочной деятельностью, я выбрала наиболее близкое к русскому языку и литературе духовно- нравственное направление.
уховно-нравственное воспитание – понятие не новое, но в данное время, условия воспитания в школе изменились. Проявляется духовность в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Когда у человека есть духовность, то он высоконравственный. А вот высоконравственный человек не всегда духовно воспитан. Духовность – это почва для воспитания нравственности.. Если человек духовно воспитан, он не может быть безнравственным.
Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).
Для реализации своих планов в области духовно-нравственного воспитания я выбрала программу факультатива по литературе "Вокруг тебя -Мир", созданную на основе учебно-методического комплекса авторов К. Сухарева-Дериваз, И.Бурж, В.Ю.Выборновой и др. Данная программа призвана решать задачи литературного, нравственного воспитания и правового развития.
Актуальность программы заключена в том, что она расширяет читательский кругозор детей, обладает большим воспитательным потенциалом, знакомит понятием международного гуманитарного права. Именно художественная литература играет немаловажную роль в формировании человеческой личности, в ней заложен опыт многих поколений, главные моральные и духовные ценности. Художественная литература дает понятия истины, правды, добра, чести, совести, для размышления. Практическая значимость заключается в том, что школьники учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщаются к культурным ценностям, учатся видеть и понимать прекрасное, учатся выражать себя в разных видах творческой деятельности.
Цель курса: расширение читательского кругозора, содействие в развитии личности, гражданской позиции, социальной активности.
Задачи курса: совершенствовать читательскую культуру, развивать креативные способности школьников, создавать условия для формирования ценностных ориентаций личности.
В образовательном процессе используются следующие методы и приемы: метод творческого чтения, исследовательский метод, создание ситуации апперцепции ( опоры на жизненный опыт), создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний, проектная деятельность, технология критического мышления, технология дискуссий, групповая работа.
Основные формы организации занятий: беседа, викторина,экскурсия, презентация, выставка книг и рисунков, флеш-моб, создание проектов, создание коллажа и др.
В течение года пятиклассники познакомились с историей Российского общества Красного Креста, знакомились с отдельными эпизодами истории своей страны, познакомились с произведениями, рассказывающими о детях на войне, знакомились с понятием патриотизма,читали сказки о счастье и милосердии, сочиняли свои сказки, учились говорить "Нет" ( флеш-моб), составляли коллаж на тему "Общее счастье", учились уважению, добру и милосердию, писали отзывы на прочитанные произведения, учились жить в мире с друзьями и родственниками, учились вести личные дневники, спорили, учились отстаивать свою точку зрения, рисовали, слушали музыку. Занимались разнообразными видами деятельности.
Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно – нравственных качеств личности стало заметно, как ребята стали более терпимыми, что они учатся слушать и понимать друг друга , сопереживать, в целом учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.
Абросимова Н.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ Сонская СОШ