Статья «Особенности обучения иностранному языку в начальной школе» на международной научно-практической конференции в г. Елабуга (выступление и публикация)
ЕЛАБУЖСКИИ ИНСТИТУТКАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 80+ 372.881.1 ББК 80 + 74.261.7 С 56
Печатается по решению редакционно- издательского совета Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета.
Протокол №34 от 28.11.2013 г.
ISBN 978-5-9904287-2-0
Редакционная коллегия:
д. филол. н., профессор Е.М. Шастина(ответственный редактор)
к. пед.н. А.А. Сибгатуллинак.филол.н. Н.В. Поспелова
к пед.н. А.М. Борисов
к.филол.н. А.В. Теренинст.преп. И.Ю. Дулалаевак.филол.н. Т.К. Елизова
к.филол.н. Л.И. Ильясова
к.филол.н. А.М. ЯхинаХ.М. Джонсон
Т.В. КасиловаЖ.И. Романова
А Н. Тарасова
Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (22 ноября 2013 г.): Сборник научных трудов. - Елабуга: Изд-во Елабужского института Казанского федерального университета, 2013. - 308 с.
ISBN 978-5-9904287-2-0
Настоящий сборник включает статьи по лингвистическим дисциплинам преподавателей, молодых ученых, студентов Елабужского института Казанского федерального университета и участников конференции — представителей различных вузов Российской Федерации и зарубежья: Азербайджана, Германии, Соединенных Штатов Америки, Узбекистана.
Большинство статей представлены в авторской редакции.ISBN 978-5-9904287-2-0
© Издательство Елабужского института КФУ, 2013 г. © Коллектив авторов, 2013 г.
© Нутфуллин Р.Р., дизайн и верстка, 2013 г
СТУДЕНТЫР.Р. Азарная
Елабужский институт Казанского федерального университетаНаучный руководитель - НС. Субботина
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕЦелью данной статьи является выявление особенностей обучения иностранному языку в начальной школе.
Согласно концепции новой структуры и содержания нового среднего образования, начиная со второго класса начальной школы, вводится изучение иностранных языков, которые опираются на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования [4, с. 4].
Раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможность для обучения второму, третьему иностранным языкам, необходимость владения которым становится все более очевидной.
Современная парадигма языкового образования базируется на том, что раннее обучение иностранным языкам способствует самоидентификации личности ребенка в большей степени, нежели обучение иностранным языкам в старшем возрасте, создает предпосылки для формирования интереса к другим, не менее ценным культурам и языкам.
Основным аргументом в пользу раннего обучения иностранному языку выдвигается положение о том, что обучение дает более высокие результаты, ибо осуществляется в сензитивный период развития ребенка: то, что запомнено в этом возрасте, уже не забудется никогда и при необходимости легко восстанавливается.
Следовательно, можно сказать, что мотивация учения вообще и обучение иностранному языку, в частности, складываются из ряда постоянно изменяющихся и всту пающих друг с другом в новые отношения побуждений: мотивы, цели, эмоции и т.д; поэтому7 становление мотивации - очень важный и сложный процесс в обучении, который ставит в качестве первостепенной задачу определения доминирующего побудителя и всей структуры мотивационной сферы обучаемого [1, с. 1501.
I фактическая значимость работы состоит в возможности использования в педагогической практике выработанных практических рекомендаций для учителя иностранного языка.
Данная работа посвящена психологическим аспектам обучения иностранному языку, которые включают:
Психологические особенности младшего школьника. Основными компонентами иноязычных способностей, которые могут' быть развиты у детей в процессе овладения иностранным языком, являются память, внимание и мышление. От того, в какой степени развиты эти процессы или функции у ребенка, зависит успешность формирования навыков и умений иноязычного общения, легкость и быстрота их приобретения.
Самооценку личности в усвоении иностранного языка, которая оказывает заметные воздействия на процесс усвоения ребенком иностранного языка. В свою очередь, сам этот процесс и его результаты влияют па изменения представления ребенка о себе [3, с. 98].
Цели и задачи обучения иностранному языку в начальной школе, а именно основное назначение иностранного языка состоит в формировании комму никативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и культурное общение с носителями языка [2, с. 15J.
Также рассматриваются педагогические технологии раннего обучения иностранному языку. Уделяется внимание:
• созданию культурной среды при обучении английскому языку; применению проектного
метода;
использованию игровых ситуаций как стимула коммуникативной речевой деятельности учащихся; организации самостоятельной работы учащихся как условию их саморазвития;
Языковому Портфелю.
Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношения к предмету- во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам для учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем больше использует учитель игровые приемы, наглядность, тем прочнее усваивается материал.
Таким образом, успех практической реализации инновационных обучающих стратегий в начальной школе в большей степени зависит от готовности учителя иностранного языка к новым условиям социокультурной среды, формируемой в школе, и от способностей преподавать язык функционально, с ориентацией на межкультурную коммуникацию.
Литература
Зимняя И.А. Психология обучения иностранного языка в школе. - М.: Книга, 2004 - 346 с.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / 2-с издание - М: Просвещение, 1991. —223 с.
Уланова О.Б. Английский язык для дошкольников. Играем и учим - М.: издательский центр «Академия», 2000 - 160 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения - М.: Просвещение, 2009 - 41с.
Ф.М. АхметшинаЕлабужский институт Казанского федерального университетаНаучный руководитель - Н.В. Поспелова
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ШКОЛЫ США КАК ОБЪЕКТЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯЦелью данной статьи является лингвокультурологический анализ лексических единиц, относящихся к школьному делу- США в целом, и к альтернативным школам США в частности.
Школы в США отличаются по размеру, по уровню обучения: от небольших частных в зеленых пригородах с высококвалифицированными учителями, прекрасным оборудованием, небольшими классами для детей обеспеченных родителей до огромных школ в центре промышленных городов с переполненными классами, нехваткой персонала.
Большой популярностью в США пользуется альтернативное образование (alternative education). Оно возникло в 60-х годах XX века. На волне критики регламентированной, стандартизированной классно-урочной системы, осуществлялись поиски путей интенсификации школьного обучения и воспитания посредством неформальных способов и приемов, которые должны были помочь школьникам приобретать знания и жизненный опыт, входить в мир взрослых. Для альтернативных школ характерен отказ от стандартизации, углубление содержательного и методического многообразия, гуманизация отношений участников учебно-воспитательного процесса, развитие индивидуальных и творческих способностей каждого ученика, внедрение педагогических новаций, обеспечивающих интеллектуальную, творческую, эмоционально-нравственную, социальную самореализацию личности. В настоящее время альтернативные школы составляют большую часть начального звена и являются яркой особенностью образовательной системы Штатов.
К альтернативным школам можно отнести школы-магниты (magnet schools). Суть школ- магнитов в США состоит в разнообразии учебных программ. При помощи таких школ администрация надеется привлечь учащихся из расовых меньшинств в школы, где преиму щественно занимаю гея белые учащиеся и. наоборот, снизить их процент в расово-изолированных школах. Magnet