Урок литературы по теме: «Книга и ее НЕчитатели»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 2 »
Методическая разработка урока литературы
Тема: Книга и ее НЕчитатели(в рамках социально-значимого проекта)
Преподаватель: Георгиевская И.А.,
учитель русского языка и литературы
п.г.т Тымовское, 2014
Урок литературы по теме: «Книга и ее НЕчитатели».
В рамках социально-значимого проекта «Классика – детям».
Тип урока: интегрированный (учитель литературы, педагог-психолог)
Вид урока: урок-исследование
Цель: формирование устойчивого интереса учащихся к чтению классической литературы.
Задачи:
обучающие:
- повторение сведений о тексте и о его типовых разновидностях;
- формирование навыков оценочной деятельности (анализ и сопоставление различных взглядов и явлений);
- выработка умений оценивать литературное явление с позиции аргумента, а не декларативных рассуждений.
развивающие:
- развитие читательского интереса через разнообразные формы работы учащихся с текстом;
- развитие эстетического восприятия художественной литературы старшеклассниками;
- расширение общекультурной компетенции учащихся.
воспитательные:
- воспитание полноценного читателя;
- привитие любви, уважительного отношения к книге.
Оборудование:
- стенд «Детство. Отрочество. Юность»;
-тетрадь, ручка, отрывки из художественных текстов (Л. Н. Толстой «Анна Каренина», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»);-листы-опросники (анкеты);
- видеофрагменты из кинолент «Преступление и наказание», «Анна Каренина».
Методы и приемы, используемые учителем на уроке Виды деятельности учащихся
* индуктивный метод (от частных явлений к общему выводу);
* эвристическая беседа;
*репродуктивный метод (проблемное изложение материала);
* метод творческого чтения (выразительное чтение, медленное чтение).
*чтение;
* слушание;
* рассказывание;
*редактирование текста;
*просмотр видеоматериалов;
* ведение записей.
Методическая справка:
Учителю в наше время предоставлен широкий выбор для поиска оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания. Самой удачной среди многочисленных методических «предложений» мы считаем интегрированные уроки. Их, конечно, может подготовить и один учитель, но лучше, интереснее, когда на уроке работают 2-3 учителя. Важнейшим условием интеграции является близость содержания ведущих тем разных предметов, их взаимосвязь. В ходе интеграции увеличивается функционирование отдельных частей в целостность объекта познания. Интеграция является источником нахождения новых фактов, снижает усталость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности. Повышается работоспособность, растет интерес обучающихся не к отдельному предмету, а к знаниям, к процессу познания. И потому все средства: наука, ораторское искусство, музыка, художественное слово писателя – хороши.
Ход урока
1. Организационный этап: объявление темы, цели, задач урока.
Педагог-словесник:
- Человек в своем развитии проходит определенные этапы: детство, отрочество, юность, зрелость. Каждый этап – это печать, отпечаток жизненного опыта. В детстве мы наивны, впечатлительны, свежи, готовы к познанию, к открытиям. С каким упоением мы слушаем взрослых: «Зайку бросила хозяйка…», «Плачет киска в коридоре…». Детское сердце способно переживать и сочувствовать.
В отрочестве мы уже более разборчивы в информационном материале, но все еще в поисках. К юности все порастратилось, что было, а новое в головах не появилось. Дети опустошены, они застряли на уровне «заек»- «кисок». Почему так происходит? Для дальнейшего развития нужно черпать информацию не только из сомнительных источников: социальные сети, подруги, «клубные» друзья, СМС-переписки. Необходимы серьезные источники, точнее, глубокая, осмысленная, пережитая, богатая в речевом плане литература. Вы спросите: зачем?
Что это мне даст: счастье, здоровье? Дуракам, как известно, живется легче и им всегда везет? Горе от ума?
Наша цель: исследовать проблему нечитающего поколения и ответить на вопрос: зачем человеку нужна «скучная» литература.
2. Анализ предварительных анкет.
Работа педагога-психолога:
1. Почему молодежь не любит читать художественную литературу:
А) это не модно
Б) это утомительно
В) это не интересно
Г) это не актуально
2. Какие Вы любите читать произведения:
А) назидательные (поучительные)
Б) смешные, юмористические
В) с захватывающим сюжетом
Г) про любовь, с долей эротики
3. Какие Вы любите читать произведения по объему:
А) короткие, страницы 2-3
Б) длинные, страниц 10-20
В) целую книгу
Г) я вообще не читаю
4. Классическое художественное произведение – это:
А) жизненный опыт
Б) развитие ума, памяти
В) развитие чувств
Г) развитие речи
Учитель-словесник:
- Проанализировав ваши анкеты, где большинство отвечали, что « чтение – это процесс неинтересный, развивающий только память. Если и возникает желание чтения, то только 2 странички, и только что-нибудь смешное»; я пришла к выводу, что ваша беда вот в чем:
Психолингвистами была разработана модель порождения речевых высказываний:
1. Мотив высказывания
(зачем я сейчас это говорю)→ 2. Осуществление замысла
(как я это скажу)→ 3. Результат
(что хотел сказать и что получилось)
Проблема состоит в осуществлении замысла, вы, к сожалению, не умеете оформлять мысль.
Часто можно слышать: « Я знаю, что сказать, но не знаю, как сказать».
3. Виды чтения. Техники чтения.
Педагог-психолог:
- Чтение – нечто, объединяющее зрение, слух, чутье и мышление. Чутье – значит текст практически мгновенно опознается и обрабатывается ( т.е. это больше, чем ум, глаза…). Существуют разные виды чтения:
1. скорочтение (быстрое чтение);
2. чтение-просмотр, или панорамное чтение;
3. выборочное чтение;
4. медленное чтение;
5. выразительное чтение.
Учащиеся демонстрируют такие виды чтения, как скорочтение, чтение-просмотр, выборочное чтение (Приложение 1).
Педагог-словесник:
- Перечисленные виды чтения могут использоваться при прочтении художественной литературы, но только в качестве либо предваряющих работу над текстом, либо как заключительное чтение для подтверждения каких-либо выводов. Поскольку, например, привычка к «скоростному чтению» ведет к заболеванию внимания. К тому же, это только видимость знаний.
При чтении художественной литературы важны внимательность, углубление, сосредоточение, т.е. это практически медитативное чтение, которое обеспечивается за счет техники медленного прочтения художественного произведения.
Вывод понятен:
Не знаете «как», т.к. очень мал словарный запас, он мал, потому что человек, судя по результатам анкет, не читает.
4. Техника «медленного» чтения.
Учитель-словесник:
- Цель любого чтения – создания адекватной картины окружающей человека действительности.
Обратимся к чтению предложенных отрывков из художественных произведений.
1. Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Приложение 2).
Выполнение учащимися письменной работы (Приложение 2).
Педагог-психолог:
- Психологический портрет Раскольникова:
Протест против социальной несправедливости. Безмерная человеческая мука, придавленность. Презрение к людям, непомерная гордыня, которая привела человека в тупик. Человек находится на грани безумия. Досада и ненависть к себе – он не властен рассчитывать на себя – это идейное рабство. Болезненно-раздражительный ум, который не в состоянии улавливать все богатство жизненных связей, всю полноту мира. Раскольников воспринимает мир «вспышками», выхватывает из окружающего лишь те впечатления, которые укрепляют его идею (принцип пирамиды). Что интересно, самое гадливое, самые страшные тайны и помыслы есть в каждом из нас.
Мораль: Жизнь в нас самих, а не во внешнем. Быть человеком между людьми и остаться человеком даже в несчастьях – вот в чем жизнь (Ф. М. Достоевский ).
Учащиеся делают вывод:
- Знания окружающего мира нужны человеку не сами по себе, а для практического использования или неиспользования (не наступать на одни и те же грабли).
- Текст – не самоцель, а средство выработки у человека желания быть лучше.
2. Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (Приложение 3).
Выполнение учащимися письменной работы (Приложение 3)
Педагог-словесник:
- Анна Каренина – это особый звук, особая мелодия. Светская женщина прекрасна, естественная, страстная, манящая, совершенная.
Суть этой художественной зарисовки состоит не в информативности, а в создании образа. В данном случае художественная литература выступает в функции эстетического наслаждения.
Учащиеся делают вывод:
- Книга развивает эстетические чувства.
Методическая справка:
Многие методисты выступают против распространенного в школе «идейного анализа», предлагая заменить его «медленным чтением», т.е. эмоциональным восприятием текста, которое может сопровождаться тактичным комментарием.
5. Итоги урока.
Педагог-психолог:
- Часто можно слышать такие высказывания: «Дуракам всегда везет», «Дуракам живется легче».
Т. е. от ума горе? Во-первых, горе не от ума, а от неумения им пользоваться и применять по назначению. Во-вторых, историей не должны управлять дураки. Дураки – это исключение из правила, а не наоборот.
Учащиеся формулируют выводы:
1. Чтение художественной литературы – это приобретение жизненного…
2. Читая текст, мы развиваем ум, память,…
3. Читая художественный текст, мы получаем эстетическое наслаждение, т. е развиваем….
6. Выставление оценок. Сдача тетрадей.
Приложение 1
1. Прочтите текст очень быстро.
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не боятся такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзику усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его – и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
2. Просмотрите текст и сформулируйте тему этого текста. О чем этот текст?
Комплекс неполноценности – огромная разрушительная сила. Молодой Шикльгрубер увлекался рисованием. Причем с особым рвением изображал цветы. Значительного таланта не обнаружил. Обиделся. Надулся. И постепенно стал Адольфом Гитлером.
Савинков в молодости писал стихи. Выпустил два посредственных романа. Успеха не достиг. С горя пошел убивать министров
3. Прочтите текст и ответьте на вопросы: Что такое флуоресцентная лампа?
Какая польза от галогенной лампы?
Ученые и изобретатели придумали множество разнообразных осветительных приборов: уличные фонари, специальное освещение для фабрик, школ и других помещений, автомобильные фары, домашние светильники и многое другое. Флуоресцентные и галогенные светильники являются более современными по сравнению с электрической лампочкой, которую также называют «лампой накаливания». Флуоресцентная, или неоновая, лампа была изобретена в 1934 году. Свет неоновых ламп не такой яркий и менее приятный для глаз, сем свет обычной лампочки, зато он требует очень мало электроэнергии. Еще позднее были изобретены галогенные лампы – совершенно новый тип освещения: они достаточно яркие и потребляют еще меньше энергии, что позволяет экономить электричество.
Приложение 2
Анализ эпизода из романа ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Задание: Вставьте пропущенные слова. Слова для справок даны ниже.
«На какое … хочу покуситься и в то же время каких пустяков … ! - подумал он с странной улыбкой. Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной … . Это уж аксиома. Любопытно, чего люди больше всего бояться? Нового шага, нового собственного … они больше всего боятся. А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Ну, зачем я теперь иду? Разве я способен на … ? И неужели такой ужас мог прийти мне в … ? На какую грязь, способно, однако мое сердце? Главное: грязно, пакостно, … !Слова для справок:
Мероприятие
Боюсь
Гадко
Это
Дело
Трусости
Слова
В живот
В голову
В мозг
Приятно
Гордости
Приложение 3
Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Задание: Соберите части текста в единое смысловое целое.
1.Бал только что начался. Анна стояла, окруженная дамами и мужчинами, разговаривая. Анна была не в лиловом, как того хотела Кити, но в черном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем ее полные плечи и грудь и округлые руки с тонкой крошечной кистью. Все платье было обшито венецианским гипюром. На голове у нее, в черных волосах, была маленькая гирлянда анютиных глазок.
2. Это была только рамка, и была видна только она, простая, естественная, изящная и вместе веселая и оживленная.
3. Теперь она поняла, что Анна не могла быть в лиловом и что ее прелесть состояла именно в том, что она всегда выступала из своего туалета, что туалет никогда не мог быть виден на ней.4. Но теперь, увидав ее в черном, она почувствовала, что не понимала всей ее прелести. Она теперь увидала ее совершенно новою и неожиданною для себя.
5. Прическа ее была незаметна. Заметны были только, украшая ее, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивавшиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была нитка жемчугу. Кити видела каждый день Анну и представляла себе ее непременно в лиловом.
Литература
1. Г. А. Обернихина. Литература: учебник для студ. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов. – 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: Роман: Для учащихся ст. классов ср. шк. – М.: Просвещение, 1995.
4. Толстой Л. Н. Анна Каренина: Роман в восьми частях. М.: Худож. лит., 1981.