Роль научно-исследовательской деятельности студентов в формировании личности будущих специалистов

РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Возженникова Ф.Л.
ГАПОУ «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж»

Одной из главнейших задач среднего профессионального образования является многогранное развитие личности будущего специалиста. Исходя из этого, учебная деятельность в стенах учебного заведения должна рассматриваться как средство развития и воспитания единой системы профессиональных, личностных и социально-значимых качеств, без которых сложно стать успешным специалистом в условиях инновационной экономики и современного рынка труда. Система профессиональной подготовки должна быть построена на предоставлении студентам возможности размышлять, сопоставлять разные позиции, формулировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, на свой и чужой опыт. Вследствие этого, вполне закономерно, что в процессе обучения студенты должны постоянно привлекаться к активной познавательной деятельности, к самостоятельному разрешению актуальных проблем, к работе в составе творческих групп.
На процесс становления необходимых качеств будущего специалиста немаловажную роль оказывает научно-исследовательская деятельность. Научное исследование – это часть учебно-воспитательного процесса, а значит, в нем комплексно должна реализовываться воспитывающая функция обучения. Очень важно при этом применять все педагогические допустимые средства воспитания студентов, целенаправленно осуществляя работу над развитием их профессиональных и личностных качеств [2, 111].
Главным смыслом научного исследования в сфере педагогического образования есть то, что оно является учебным: приоритетными задачами здесь являются приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (являющихся новыми личностно-значимыми знаниями для конкретного студента). Таким образом, главной целью научного исследования в стенах образовательного учреждения является не столько получение объективно нового результата и производство новых знаний как в «большой» науке, сколько развитие творческой личности будущего специалиста.
В процессе научно-исследовательской деятельности у студентов развиваются такие характеристики мышления, как самостоятельность, глубина, гибкость, открытость (восприимчивость к новому), самокритичность, системность взглядов. Развиваются самостоятельность, инициатива, реализуется творческий потенциал - естественно, при условии, что методы и средства, используемые педагогами-руководителями, наиболее полно отвечают индивидуальным особенностям развития студентов.
Педагоги-практики отмечают в своих наблюдениях, что научно-исследовательская деятельность воспитывает у студентов правильное отношение к общечеловеческим ценностям, развивает навыки работы в команде, формирует нравственно-этические качества. При этом студенты овладевают твердыми профессиональными знаниями, вырабатывают активную гражданскую позицию, обретают способность эффективно трудиться в условиях современного общества.
Активизируются и поведенческие характеристики будущих специалистов: воля (целеустремленность, настойчивость, упорство, внутренняя дисциплина), организованность, ответственность.
Общение как система коммуникативных качеств также претерпевает существенные изменения: студенты приобретают умение слушать и слышать, проявлять терпимость, тактичность по отношению к иным (нежели собственная) точкам зрения. Совершенствуются речевые качества будущего специалиста: ясность, точность, краткость, логика речи помогают корректнее и глубже выражать свои мысли [3,25].
Учебное научное исследование развертывается под руководством педагога. От того, насколько педагогически грамотно осуществляется руководство, зависят результаты исследовательской работы студентов, их воспитания и развития. Педагогу-руководителю должны быть присущи педагогический такт, уважение личности студентов; равноправие и дух сотрудничества должны сочетаться и с особым стилем общения со студентами и способами педагогического воздействия на них. Весьма сомнительна результативность исследований под руководством педагога, всячески подавляющего своим авторитетом стремление студента к самостоятельному творчеству.
Следует отметить: очень важно, чтобы при занятиях научно-исследовательской деятельностью морально-дисциплинарный мотив у студентов не был ведущим - необходимо добиваться, чтобы для каждого студента участие в научном поиске стало осознанной потребностью. Совместное научное творчество студента и преподавателя должно и призвано стать самым эффективным средством развития студентов, становления их характера, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем.
Несомненно, что результат развития профессиональных и личностных качеств в процессе научно-исследовательской деятельности не всегда явно проявляется уже в стенах образовательного учреждения, что, к сожалению, делает этот вид деятельности зачастую малопривлекательным и популярным лишь на словах.
В Лениногорском музыкально-художественном педагогическом колледже накоплен огромный опыт по осуществлению совместной научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов. Подтверждение тому – успешное участие на протяжении многих лет наших студентов в научно-практических конференциях, семинарах, исследовательских конкурсах различного уровня. Серьёзной научной школой стали ежегодные всероссийские и республиканские конкурсы исследовательских работ, на которые студенты представляют свои первые значительные исследовательские работы и проекты в области педагогической науки.
В совместной работе со студентами педагогический коллектив колледжа старается учитывать момент сотрудничества, состязательности, коллективизма и общности «научного братства». В последние годы педагогический коллектив работает над тем, чтобы научно-исследовательская работа стала нормой для каждого обучающегося студента.
Преподаватель-руководитель не должен научить на всю жизнь, - он должен научить будущего специалиста учиться всю жизнь. В современном информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к быстрой потере актуальности, в силу этого очень важна сформированность у студентов способностей самостоятельно приобретать новые знания, быть ответственным в принятии решений, уметь делать правильные выводы из своего опыта, критически относиться к различным явлениям. Все эти приобретенные качества в будущем помогут стать студентам разносторонне подготовленными специалистами, и в своей педагогической работе они сумеют мобилизовать имеющиеся знания, опыт и стремление к поиску ответов на многие профессиональные вопросы [1,74].
И пусть далеко не всегда практические результаты научно-исследовательской деятельности студентов имеют научную новизну, но всегда в них остается ценным присутствие новизны личностной: сформированность профессиональных умений, навыков, развитие творческого облика будущего специалиста в соответствии с требованиями времени.

Список литературы
1.Обучающие семинары: Методическая поддержка компетентностного обучения /авт.-сост. Т.В. Хуртова/. – Волгоград: Учитель, 2007. – 191 с.
2.Самигуллин Г.Х., Багавиев И.И. Организация научно-исследовательской деятельности в школе. Набережные Челны. ИНПО. – 2005, 136 с.
3.Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2005. – 144 с.














13PAGE 15


13PAGE 14515




15