ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.


Батырбаева Н.К.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
В последнее время в мировоззрении школьников произошли серьезные изменения. Связано это, прежде всего с изменениями в социокультурной среде. Ребенку, оканчивающему школу, для полноценной жизни в новых условиях недостаточно одних лишь предметных знаний.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Обществу (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия “компетенции” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования. [1, с. 26].
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно-насыщенного пространства. И еще один фактор, актуализирующий проблему. Выпускники школ, награжденные золотыми медалями, должны обладать самым высоким уровнем ЗУНов. И это официально признается всеми компетентными инстанциями. Однако бывает, что медалисты не выдерживают выпускных экзаменов в форме ЕНТ . Значит, у них не хватило компетентности в применении знаний, умений и навыков в сложной нестандартной ситуации конкурса, а сами ЗУНы, наверное, были, и не маленькие. Такого рода издержки отечественного образования связаны с большим объемом фактического материала, который должен освоить школьник, и с неэффективностью методик обучения. Знаний много, умений тоже немало, но проблема остается – компетентности нет[3].
Учитывая количественное и качественное разнообразие теоретических разработок в области образования, считаю необходимым определиться в методологических основах компетентностно-ориентированного подхода, четко определить содержание основных терминов и понятий.
В качестве базовых понятий выступают такие понятия как компетентность (обладание человеком совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности) и компетенция (готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) [1, с. 29].
Я разделяю точку зрения, что для создания условий формирования той или иной компетентности необходим переход к тем педагогическим технологиям, которые понимают деятельность учителя как последовательную систему действий, связанную с решением педагогических задач или как планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Под технологией понимается совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой либо деятельности. Под методикой следует понимать использование комплекса методов и приемов обучения и воспитания для достижения определенных целей обучения.
На современных школьников буквально обрушиваются потоки информации:
Наглядные (карты, схемы, макеты)
Письменные (учебники, печатные тесты)
Новые информационные носители (СD-диски, Интернет)
Устные (речь учителя, речь одноклассников, информационные сообщения: ТВ, радио)
Можно увидеть, что все большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:
расширить информационное пространство;
увеличить скорость поиска информации;
интенсивность обработки полученных знаний.
Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей.
Применение проблемного обучения позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт. В данном случае создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия. Учащиеся формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу и используют события, происходящие вокруг них для ее аргументации.
Еще одна технология, приемы которой я с удовольствием использую на своих уроках – технология критического мышления. С помощью этой технологии школьники учатся вырабатывать свой взгляд на вещи, видеть чужое мнение, отличное от его, вырабатывать коммуникативные навыки общения, уважать различные точки зрения. Использование этой технологии особенно эффективно при проведении рефлексии учебного занятия. Например:
6 класс. Задание 1. "Верно-неверно".
Жерло на вулкане называется кратер;
Самый высокий вулкан на земле находится в Африке;
Гейзеры- это горячие источники воды;
Вулкан Казбек относится к активным вулканам;
В Казахстане очень много потухших вулканов;
В восточной части Европы нет вулканов;
Ключевская Сопка - самый крупный вулкан в Евразии.
Учащимся необходимо определить верные и неверные утверждения.
2 задание. Методический прием «Верите ли вы, что …»
1. Атомсофера - это воздушная оболочка земли;
2. Наиболее важным газом в воздухе является азот;
3. Наиболее загрязненными городами в Казахстане являются Костанай, Актобе;
4. Для стран Азии характерен экваториальный климатический пояс;
5. Барометр - это прибор определяющий скорость ветра;
6. Нормальное атмосферное давление - 760 мм рт ст;
7. Применяются 2 вида барометра - анероид и ртутный;
8. Температура воздуха повышается на 0, 6 градусов.
Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.
Использование приемов этой технологии способствует развитию способности учащихся исследовать и осмысливать факты, события, овладеть навыками поиска, обработки и систематизации информации, перевода материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта). Учебная игра, как еще одна технология личностно-ориентированного обучения, полностью отвечает задачам формирования информационно-коммуникативной компетенции благодаря следующему:
в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности;
учебная игра позволяет решать трудные проблемы, а не только быть наблюдателем;
игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
учебные игры обеспечивают среду, требующую от учащихся незамедлительного реагирования.
Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной ситуацией. Например:
Игра “Слова в словах”.
Написать на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.
Игра «Географические координаты».
- можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.
59 с.ш. 11 в.д. Осло
35 с.ш. 51 в.д. Тегеран
13 ю.ш. 76 з.д Лима
52 с.ш. 105 в.д. Иркутск
с.ш. 115 в.д. Чита
42 с.ш 78 з.д. Нью-Йорк
46 с.ш. 75 з.д. Оттава
Технология учебной деловой игры – педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений. Несмотря на то, что это сложная форма проведения урока, любую задачу по любой теме можно развернуть в деловую игру.
«Геоалфавит».
В этой игре может быть несколько вариантов.
1. В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 5 или 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.
1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.
2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай.
3. Назовите столицу европейского государства.Париж.
4. Какая река протекает в Южной Америке?Парана.
5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка.Петропавловск-Камчатский.
6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский.
7. Какую вы знаете горную страну?Памир.
8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”? Папанин.
9. Назовите известный вам канал. Панамский.
10. Какие горы расположены в Англии? Пеннины.
Участвовать могут команды или пары или каждый ученик отдельно. Задание – называть географические объекты или термины на буквы алфавита. Желательно географические объекты показывать на карте, а терминам давать определения.
Например. Атлантический океан – Белое море – Великобритания – Ганг река – Дрейка пролив – и т.д.
Азимут – Барометр – Ветер - Гейзер – Демография – и т.д.
Также в качестве задания можно предложить перечислить названия животных или растений с указанием материка или природной зоны, где они проживают.
«Пароль».
Данную игру можно использовать как в начале урока, так и при его завершении. Прежде чем сесть на свои места учащиеся должны назвать «пароль». В зависимости от пройденных тем это могут быть республики и их столицы, страны мира и их столицы, названия морей, островов и т.д. По окончании урока учащиеся должны назвать «пароль», чтобы выйти из класса.
Все популярнее на сегодняшний день становится проектная технология. Она, на мой взгляд, наиболее полно отвечает всем вышеперечисленным целям и задачам личностно ориентированного обучения. Проект побуждает учащихся проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способностью к самообразованию и самореализации. Главные условия для работы над проектом:
способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников;
стремление учащихся участвовать в работе над проектом;
начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту, следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем;
доступность информации о ходе проекта.
Проекты бывают краткосрочными – от одного урока до 1 недели, среднесрочными – от двух недель до одного месяца, долгосрочными – от двух до трех месяцев.
Для школьников, любящих проводить время за компьютерами и имеющих интерес к географии, предпочитающих индивидуальный стиль изучения материала, можно давать задания на дом на основе дополнительных мультимедиа-материалов. Презентация и защита своих проектов может осуществляться на общешкольных собраниях, конференциях и т.п.
Сочетание разнообразных приемов современных технологий личностно-ориентированного обучения, их систематическое применение на уроках проявляется у учащихся в виде сформированных навыков публичных выступлений, умений формировать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, подбирать и обрабатывать информацию. Ученикам старших классов не составляет труда написать реферат, участвовать в работе над проектом, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. И как следствие формирования информационно-коммуникативной компетентности у учащихся повышается интерес к процессу обучения, а значит и качество знаний.
Список использованный литературы:
[1] Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология, изд. «Народное образование», 2001 г.
[2] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед.вузов и системы повыш.квалиф. пед.кадров /Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. —  М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
Материал из INTERNET:
[3] http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении (25.03.14).