Роль внеурочной учебной деятельности в формировании универсальных учебных действий.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
муниципального образования город Ноябрьск
Роль внеурочной учебной деятельности в формировании универсальных учебных действий
(личностных и метапредметных)
Подготовила:
учитель начальных классов
Чумакина Людмила Ивановна
2015
«Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам»
Брюс Ли
В условиях построения модели современной школы, обозначенной в государственной образовательной инициативе «Наша новая школа», в Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» заложена долгосрочная перспектива развития образования». Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования ЯНАО на 2011-2015» ставит перед учителями цель «…формирования необходимых компетентностей (повышение мобильности, развитие аналитического мышления, формирование техник самоорганизации и самоопределения, в том числе развитие лидерства». Стратегия, предлагаемая ФГОС НОО, нацелена на:
– формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
– поддержку внеурочных, внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;
– непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского (родительского) сообщества, представленного в общественных советах образовательных учреждений.
Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным ценностно-целевым ориентиром Стандарта.
В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Организация проектной деятельности способствует формированию указанных выше умений.
В современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к уровню универсальных учебных действий (компетенций), с одной стороны, и сложившимися способами организации данного процесса с другой стороны.
Инновационный процесс распростране исследовательской деятельности в педагогике закономерен: об использовании исследований и их эффективности писали Н.П. Гузик, Н.П. Шаталов, Г.К. Селевко, В.В. Гузеев, Т.В. Щукина и другие. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменкской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым, под руководством Александра Григорьевича Асмолова. Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах Н.П. Аникеевой, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, А.С. Макаренко, Л.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения представляет совокупность образовательных технологий, форм организации урочной и внеурочной деятельности, материально-технических условий, социальных компонентов.
Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программы социализации учащихся, воспитательные программы, которые работают по основным направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- научно-познавательное;
- проектная деятельность;
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников реализуется в рамках курса «Я – исследователь». Курс «Я – исследователь» разработан на основе авторской программы Александра Ильича Савенкова «Программа исследовательского обучения младших школьников».
Цель программы – трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития».
Проект – (от лат. projectus «выброшенный вперёд») специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением.
Проектная деятельность направлена на:
- развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка;
- развитие навыков взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач;
- формирование умений работать с различными источниками информации, добывать и осмыслить её, использовать для выполнения проекта.
Для результата необходимо:
- научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей;
- прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; умения устанавливать причинно-следственные связи.
Виды учебных проектов (по И.С. Сергееву):
1. Информационно – познавательные;
2. Исследовательские;
3. Практико – ориентированные;
4. Творческие;
5. Ролевые.
Савенков А.И. выделяет следующие общие исследовательские умения и навыки: видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; структурировать полученный в ходе исследования материал; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи. Исходя из этого, определены
Этапы работы над проектом:
1. Выбор темы исследования.
2. Поиск и предложение возможных вариантов решения.
3. Сбор материала.
4. Обобщение полученных данных.
5. Подготовка к защите и защита (сообщение, доклад, макет, буклет).
В своей работе я придерживалась следующей Структуры деятельности:
I этап - Выбор темы исследования.
На этом этапе очень важно правильно выбрать тему, чтобы увлечь ребёнка
II этап – Поиск и предложение возможных вариантов решения.
Цель: Правильно спланировать поисково-исследовательские операции.
III этап – Сбор материала.
lV этап - Обобщение полученных данных.
На этом этапе необходимо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.
V этап - Подготовка к защите и защита (сообщение, доклад, макет, буклет, альбом и др).
Сложность этапа заключается в умении обосновывать своё мнение, анализе полученной информации, в обобщении, выделении главного, исключении второстепенного.
VI этап – Итоговый – Защита.
На итоговом этапе необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого ученика, чтобы ребёнок был удовлетворён результатами своей работы.
Универсальные учебные действия (УУД).
Педагогу необходимо организовать деятельность ребёнка таким образом, чтобы тот получил возможность и развил способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта, к самостоятельному усвоению новых знаний, формированию умений учиться, выполнять учебные действия и операции (ориентировка, целеполагание, преобразование материала, контроль и оценка, поиск информации, умение слушать и сотрудничать и др). И все эти результаты объединяет понятие «универсальные учебные действия»
- личностные
- познавательные
- коммуникативные
- регулятивные.
Я остановлюсь на 2-х последних, формирование, которых лежит в основе проектной деятельности.
К регулятивным УУД относятся умения:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
- развитие умения слушать и вступать в диалог;
- участие в коллективном обсуждении проблем;
- интеграцию в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
На каждом этапе проектной деятельности выполняется та или иная деятельность, которая способствует формированию определённого умения.
Работая над созданием проекта нужно использовать приёмы и методы, позволяющие детям сделать шаг к большей самостоятельности в деятельности. Для этого необходимо перевести ученика в активную позицию: дать ему возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с учителем организовывать деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора. Например, приём целеполагание я используя для активизации внимания, проблемное введение в рассмотрение материала - для активизации усвоения услышанного и увиденного. Целеполагание - процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи.
Работая по каждому этапу, включая предложенные методы и приёмы, правильно организуя деятельность учащихся, в результате проектной деятельности формируются умения и навыки:
- исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
- презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Проследить динамику формирования УУД можно по результатам Мониторинга сформированности исследовательских умений (Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова), который проводился по следующим критериям: выбор темы и составление плана проектно – исследовательской работы; сбор материала; защита работы. В начальной школе именно эти этапы формирования проектно – исследовательской деятельности могут перейти на самостоятельный уровень.
Сравнительный анализ результатов мониторинга за сформированностью исследовательских умений выпускников 4-а класса показывают положительную динамику в формировании:
-умения выбора темы и составления плана исследования
- сбора информации и материала
- защита работы
На конец 4-го класса была проведена Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев). По результатам диагностики видно на каком уровне сформированы конкретные умения регулятивных УУД, коммуникативных УУД:
Регулятивные УУД – 74% успешных решений всего класса.
Коммуникативные УУД – 78% успешных решений всего класса.
Результатом проектной деятельности считаю следующие достижения учащихся:
Классный конкурс проектных работ – 25 участников (100%);
Школьный конкурс проектных работ – 6 участников (1, 3 место);
Городской конкурс проектных работ – 3 участника (2 место);
VI Окружные заочные соревнования юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор» (Диплом I степени);
Международный конкурс действующих моделей «ТЕХНОГРАД» - 2 участника.
Весь класс принял участие в создании учебного Проекта «Спасибо, начальная школа», в создании и защите «Портфолио 4-а класса»
«ЧЕЛОВЕК РОЖДЁН ДЛЯ МЫСЛИ И ДЕЙСТВИЯ», - говорили древние мудрецы.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. И мы, педагоги должны создать условия, чтобы каждый ученик в этой лаборатории стал творцом.
Используемые источники информации.
1. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. – Москва, БАЛАСС, 2012.
2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
3. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара, издательский дом «Фёдоров», 2011.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
6. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – Москва, 2005.
8. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
9. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проекты. – Москва, издательство «Рост», 2012.