Выступление на МО Технология опорных сигналов и ее роль в формировании познавательных УУД





МБОУ ВЕРХНЕ – МОХОВИЧСКАЯ ОШ







ВЫСТУПЛЕНИЕ

на МО учителей русского языка и литературы
из опыта работы





ТЕХНОЛОГИЯ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ
И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД




Фадеева Г.В., учитель русского языка и литературы







2015г.
ПЛАН


1.Понятия: опорный сигнал, опорный конспект.
2.Средства выражения опорного сигнала.
3.Принципы технологии, особенности ее содержания.
4.Возможные этапы работы с опорными конспектами.
5.Примеры опорных конспектов учащихся.

ОПОРНЫЙ СИГНАЛ- ассоциативный символ ( знак, слово, рисунок и т.п.),заменяющий некое смысловое значение.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ( может называться «пиктограмма»-говорящий рисунок)- наглядная схема , в которой отражена подлежащая усвоению информация, связи между блоками, выделение значимого цветом, шрифтом.

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОПОРНОГО СИГНАЛА
Средствами выражения опорного сигнала могут служить:
-рисунок;
-буквы;
-схемы;
-цифры;
-графики;
-чертежи -слова;
-цвет;
-условные знаки;
-форма;
-размер.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ:
-лаконизм;
-простота;
-доступность восприятия и воспроизведения;
-оригинальность;
-непохожесть;
-многообразие форм;
-поблочная компоновка;
-эмоциональность.

ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИИ. ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ:
-Многократное повторение, обяз
·ательная поэтапность, изучение материала крупными блоками.
-Гуманизм ( все дети талантливы).
-Учение без принуждения.
-Бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспектив для исправления, роста, успеха.
-Соединение обучения и воспитания.

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИКИ:
-материал вводится крупными дозами;
-поблочная компоновка материала;
Оформление информации в виде опорных схем – конспектов.

ВОЗМОЖНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ С ОПОРНЫМИ КОНСПЕКТАМИ:
1.Изучение теории в классе:
-объяснение у доски, используется наглядность, ТСО;
-повторное объяснение по опорным конспектам;
-индивидуальная работа учащихся по своему конспекту в тетради;
-фронтальное закрепление по блокам конспекта.
2Домашнее задание: опорный конспект + учебник+ помощь родителей.
3.Первое повторение: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, учитель проверяет.
4Устное проговаривание опорного конспекта.
5Второе повторение: обобщение и систематизация (уроки коррекции, использование игровых технологий).
6.Контроль и оценка.
Используемые формы контроля: письменный опрос по опорному конспекту, самостоятельная работа,устный опрос, парный взаимоконтроль.





















15