Роль опорных схем в формировании понятий об окружающем мире

Роль опорных схем в формировании понятий об окружающем мире.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в предметной области «Обществознание и естествознание» одним из основных требований выдвигается «освоение доступных способов изучения природы и общества».
Как же дети младшего школьного возраста могут освоить эти способы? Известно, что детям в значительной степени свойственно наглядно-образное мышление. Они могут решать задачи в уме, оперируя образами. Значит, высокая степень абстракции им доступна и необходима для формирования понятий. Любой иллюстративный материал несёт в себе элемент абстракции, например, схемы-опоры, которые позволяют моделировать экологические ситуации. Именно схема является одной из доступных форм абстракции для младших школьников. Не зря психологи (Л. А. Венгер) называют уровень наглядно-образного мышления наглядно-схематическим, основой логического мышления. Цель изучения окружающего мира - формирование понятий и системы этих понятий с разнообразными взаимосвязями. Именно схематическое изображение выделит из всех признаков предмета существенные, продемонстрирует структуру формируемого понятия.
В схемах лучше использовать лаконичный рисунок. Образ рисунка ближе к образу самого предмета. Схема помогает создать систему основных понятий, она показывает, как эти понятия соотносятся друг с другом. Проследим, как создаётся схема при формировании понятия «природа». Прежде всего определяем, что такое природа. «Природа – это деревья, трава, солнце, вода, птицы». Для символического изображения понятия выберем схематический рисунок солнца и ели. Заключим эти рисунки в прямоугольник. Природа содержит в себе два компонента: живая и неживая природа. Неживая природа – это вода, тучи, солнце и т. д. Выберем условный рисунок солнышка, поместим его ниже и обведём треугольником. Рядом - ещё один треугольник, в него поместим изображение символа живой природы. Человек-часть живой природы. Символическое изображение человечка обводим кружком и соединяем стрелкой с символом живой природы.Таб 1
Изучение окружающего мира предусматривает формирование не изолированных понятий, а понятий, объединённых в группы. Причем каждая группа понятий выделяется с учётом своего основания. При изучении темы «Что общего у разных растений?» (А. А. Плешаков Окружающий мир 1класс) выделяют группы растений, беря за основу строение их органов: деревья, кустарники и травы. Анализ признаков различных растений поможет отнести их к тому или иному из этих понятий, которые можно изобразить символическим рисунком дерева, кустарника и травянистого растения. (Рисунок используют во втором классе в теме «Какие бывают растения?».



) Он выделяет тот существенный признак, который отличает данную группу. Однако и деревья, и кустарники, и травы имеют общие признаки: наличие корня, стебля с листьями, цветка, из которого образуется плод. Это общее объединяет их в одно понятие - растения. Решая проблемную задачу «Что необходимо растениям для жизни?» (тема «Как живут растения?», выполняя практическую работу по уходу за комнатными растениями, дети составляют схему: растение- тепло –свет- воздух- вода- питание Табл2 Каждое обобщенное понятие объединяет несколько простых и обладает характерной для него совокупностью признаков. При изучении тем «Кто такие насекомые?», «Кто такие рыбы?», «Кто такие птицы?», «Кто такие звери?» раскрашивая насекомых, рисуя рыб, исследуя перья птиц и шерсть зверей, дети отмечают необходимые существенные признаки: только у насекомых есть три пары ножек, у рыб тело покрыто чешуёй, тело птиц покрыто перьями, тело зверей покрыто шерстью и они выкармливают детёнышей молоком. Насекомые, рыбы, птицы, звери объединяются одним понятие - животные. На этапе рефлексии, рисуя схему, от круга, в котором написано «животные», ведём стрелки к символам животных, которых поместим в треугольник. Таб 3Расширяя понятие «животные» (тема «Как живут животные?» 2класс), в ходе обсуждения на доске составляется схема «Что необходимо животным для жизни». Жив-отные пища, возд вода тепло свет Таб 4Во втором классе в теме «Какие бывают животные?» на этап актуализации знаний дети в рабочих тетрадях теперь уже схематически изображают главные признаки каждой группы, а схема дополняется группой «пресмыкающие»(змеи, ящерицы), земноводные(лягушки, жабы). Таб 5 Понятия «растения», «животные», «человек» объединяются ещё более общим - «живая природа». Это понятие объединяет всё живое, т. е. то, что дышит, питается, растёт, размножается, умирает. Постепенно формируется представление о том, то простые понятия входят в состав более сложных. Связи между понятиями носят характер взаимовлияния. Раскрытие взаимосвязей в природе – одна из задач изучения окружающего мира. Процессы в природе носят более или менее продолжительный характер. Фиксирование этапов процесса в виде схемы – рисунка поможет провести обобщение типа: «Весной солнце прогревает землю, поэтому тает снег, распускаются листья, появляются насекомые. Прилетают птицы, так как для них уже есть корм - растения и насекомые.» Т 6 Рассуждение обобщается: «Изменения неживой природы влияют на изменения живой природы».
Особый тип взаимодействия происходит между человеком и остальной природой. Люди используют природу. Последствия этого действия для природы можно тоже отобразить в схеме, зачёркивая рисунки, изображающие то, что погибло в результате необдуманных действий человека.
Схемы занимают особое место в УМК А. А. Плешакова «Окружающий мир». Они учат мыслить, анализировать, делать выводы, рассуждать. Работа со схемами необычайно разнообразна. Они используются учителем на разных этапах урока, помогают формированию природоведческих понятий.
15