Доклад на тему Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей детей с ОВЗ на уроках музыки и пения, и внеклассных мероприятиях посредством применения игровых технологий
(сл.№1) Доклад «Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения , и внеклассных мероприятиях посредством применения игровых технологий»
(сл.№2) Цель: применения игровой технологии: активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся и повышение мотивации обучения.
(сл.№3) Задачи:
повышение качества подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья на основе использования в учебном процессе игровых форм и приёмов;
организация самостоятельной работы детей с ограниченными возможностями здоровья по формированию основополагающих знаний школьного курса.
повышение эффективности урока через использование игровой технологии.
(сл.№4) Познание, в его социальном значении, рассматривается в психологии и педагогике как необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы природы, общества, межчеловеческих отношений, жизни самого человека. Именно в школе последовательно, год за годом все учащиеся овладевают знаниями, которые накопила история человечества.
В учебном процессе познавательная деятельность ученика представляет собой сложнейший процесс перехода от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых либо через средства массовой информации, к системе познания. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьников и формирования его личности. Сам по себе процесс познания требует значительной затраты умственных сил и напряжения и осуществляется он в школе через руководство учителя. Но обучение, при котором ученик действует только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, на него зря потрачены время, сила, и энергия учителя.
(сл.№5) Тем более, что контингент нашей школы - учащиеся с интеллектуальной недостаточностью, для которых значимы следующие проблемы:
- отсутствует мотивация к обучению, как следствие, низкий уровень познавательной активности на уроках и во внеурочной деятельности;
- опыт творческой деятельности недостаточно освоен, не развита эмоциональная сфера, что не дает возможности ученику раскрыть свою неповторимую индивидуальность, личностный потенциал;
- не сформирована коммуникативная компетенция. Наличие дефекта умственно-отсталых школьников проявляется в нарушении высших психических функций. У детей с ограниченными возможностями здоровья страдают познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь).
(Сл.№6) Следовательно, весь образовательный процесс специальной-коррекционной школы подчинён целенаправленной педагогической работе по коррекции и развитию личности ребенка с ОВЗ. Творческие способности являются самой существенной частью интеллекта человека, и задача их развития становится одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
(Сл.№7) В продолжение нескольких лет основная цель педагогической работы на уроках музыки и пения – формирование творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим решаются следующие задачи:
- развитие у детей чувства прекрасного, формирование эстетических чувств через музыку;
- развитие творческих способностей на уроках музыки;
- коррекция психофизических недостатков средствами уроков музыки.
Уроки музыки - это уроки творчества. Каждый из них должен способствовать развитию личности школьника, выявления его индивидуального Я, проявлению способностей, активизации мышления и воображения.
Уроки музыки не возможны без опоры на психолого-педагогические и дидактические аспекты. Эти аспекты представленные в работах Л.С. Выготскиго, П.Я. Гальперина, B.П. Зинченко, И.Я. Лернера, C.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, и др., в них ведущее место занимает проблема становления человеческой личности.
Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы. Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, хоровое и индивидуальное пение, ознакомление с основными музыкальными понятиями и музыкальное творчество в различных проявлениях (беседы, рассказы, сочинение по прослушанному произведению, музыкально - ритмические движения, метод «свободного дирижирования и т.п.).
(Сл.№8) Чтобы творческие проявления учащихся носили активный характер, учителю необходимо:
- подбирать дополнительный музыкальный материал для развития конкретных творческих навыков;
- с целью формирования мышления привлекать материал из других видов искусств;
- умело импровизировать в неожиданных ситуациях;
- использовать разнообразные формы работы, которые пробуждают активность, заинтересованность (словесно-иллюстративная, игровая, поисковая).
Дети очень любят слушать музыку. И поэтому на уроках не обойтись без музыкального центра. В последнее время уделяется немаловажное значение игре на народных музыкальных инструментах.
Очень важно, чтобы ребят окружала на уроке яркая, эмоционально-привлекательная и понятная музыка, чтобы любое произведение, которое прозвучит на уроке, было бы значимым для ребят, оставляло след в детской душе. Очень важно, научить умственно отсталого ребенка слушать и слышать музыку, понимать ее смысл. И здесь учитель должен создавать атмосферу доверия, доброжелательности, чтобы у ребят возникло желание высказаться о своих чувствах.
Одной из важнейших сторон творческой деятельности учителя является искусство управления познавательной активностью учащихся на уроке музыки. Это создание проблемной ситуации на этапе целеполагания, организация коллективной музыкальной игры, конкурс солистов, использование активных методов обучения и т.д.
Умственно отсталый ребенок не может определять чужие эмоции, не способен высказаться о своих ощущениях и переживаниях. Для решения этой проблемы создаем «Словарь эмоций и чувств», игру-сочинение «Сказка о чувстве…», что способствует обогащению словаря, учит ребенка чувствовать и понимать эмоции свои и окружающих.
Еще одна немаловажная задача уроков музыки – открыть перед детской душой путь к дальнейшему самосовершенствованию, заронить в ребенке зерно прекрасного – любовь к правде и красоте. Дать понятие о том, что музыка затрагивает вечные темы жизни: добро и зло; справедливость и беззаконие; война и мир; любовь и ненависть; борьба и страдания; долг и совесть; жизнь и смерть.
Большую помощь детям с ОВЗ в становлении личности, познании человеческих ценностей, формировании и развитии творческих способностей оказывает использование учителем на уроках музыки и пения игровых технологий, игровых ситуаций и, наконец, музыкально-дидактических игр, даёт возможность увлечь, заинтересовать детей и обеспечить повышение эффективности занятий. Опыт подсказывает, что игровой метод наиболее целесообразен для обучающихся с ОВЗ, так как их интерес к игре достаточно велик.
(сл.№9) «Музыкальные игры пробуждают воображение, фантазию ребенка, обостряют восприятие окружающего мира, углубляют представление о предметах и явлениях, то есть активизируют творческие силы разума», - писал В.А.Сухомлинский.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
(сл.№10) Г.К. Селевко разделяет игры следующим образом:
по виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические;
по характеру педагогического процесса: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
по игровой среде: игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с различными средствами передвижения.
Первое музыкальное задание – учимся слушать тишину. Оказывается, этому надо учиться! Чтобы учиться было интересно, играем в игру
1.«Кто дольше слышит звук». Играется на инструменте один звук, прошу слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут слышать его. Сначала получается не у всех, потом лучше, лучше… И вот уже в классе стоит тишина, которая необходима для восприятия музыки. Интересно? Да! А теперь пробуем пропеть этот звук на «а», как бы продолжая звучание инструмента. Красиво получается не сразу, дети это замечают сами. Значит, надо поучиться. Дальше игра.
2. Представим, что в руках у каждого из нас – роза. Вдруг на наших глазах она распускается и становится большой и пышной. Мы удивляемся вместе со взмахом моей руки и тихо говорим: «Ах!». Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», затем мгновенная задержка дыхания от удивления и красоты и поём звук «фа» на гласный «а». Первое задание, первое удивление, первое активное познание.
(сл.№11) Игровая деятельность на уроках музыки включает в себя: пластическое интонирование, вокальную импровизацию, инструментальное музицирование и драматизацию.
(сл.№12) 1.Музыкальное приветствие, муз/знакомство.
2.Звукоподрожание (голоса зверей, птиц, настроения),
3.Напев музыкальных жанров (песня, танец, марш)
4.Импровизация с использованием стихов.
5.«Узнай песню». Выбирают водящих (одного или нескольких), они уходят за дверь. Все оставшиеся участники делятся на 4 группы. Из выбранного куплета песни каждая группа получает по одной строчке. Когда водящие (или водящий) входят, все группы поют одновременно свои строчки. Задание узнать, какая песня исполняется.
6.«Поймай темп». Ребята становятся парами и начинают танцевать. Вдруг музыка прерывается, но танец нужно продолжать (это заранее объясняет ведущий). Выигрывает пара, которая точно попадает в такт музыки, когда мелодия вновь зазвучит.
7.То же самое можно попробовать и с хором. Несколько человек начинают вслух петь песню. Затем по сигналу каждый продолжает петь её про себя, а потом и далее по команде все опять начинают петь вслух. Иногда получается очень смешно.
8.«Бубенчики» Жили-были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик-Динь пел тоненьким, высоким голоском. «Динь-динь!» — звенела его песенка. Средний бубенчик-Дан, пел свою песенку «Дан-дан» средним голоском. А у бубенчика-Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка «Дон-дон» звучала по-другому. В разных регистрах звучат интонации, а дети должны отгадать имя бубенчика.
9.«Допой песню» Предлогаю строку из песни, а ребята поют куплет.
10.«Сам себе оркестр» («Если весело живётся, делай так…», «Давайте все делать, как я!», «Каравай», «Лавата»)
11.«Чёрный ящик» Вспомнить и исполнить песню по предмету из чёрного ящика или сюжетной картинке.
12.«Покажи песню» При помощи жестов, мимики и подручных материалов нужно исполнить заданную песню, молча.
13.«Инсценировки известных песен» («Два весёлых гуся», «Савка и Гришка», «А я по лугу»)
14.«Драматизация» Разобрав роли, исполнить песню, обыграв её («Раз морозною зимой», «Как на тоненький ледок», «Как вставала я ранёшенько») и т.д.
15. «Сложи песню» Ребята получают листочки со строчками текстов нескольких песен и отбирают указанную учителем песню, малышам – сложить отрывок песни из нескольких слов.
На уроках я использую музыкальные сказки, тестовые задания, даю детям разгадывать шарады, ребусы, загадки:
1.Игра (сл.№13-19) «Угадай-ка»
2.Сказка-игра(сл.№20-21) «Музыкальный теремок»
– Ребята, а вы любите сказки? Сегодня я хочу вам рассказать, замечательную сказку, но не простую, а музыкальную. Садитесь поудобней, слушайте…Есть на свете такая волшебная страна – Звукляндия, в которой правит королева Музыка. Но однажды до королевы дошли слухи о том, что в стране начались беспорядки,что, мол, все музыкальные инструменты играют, что хотят и как хотят. Тогда королева Музыка издала такой указ: Построить красивый терем, чтобы музыкальные инструменты жили вместе, уважали своих соседей и прислушивались друг к другу!!! Так поочереди заселились в теремок все изучаемые инструменты. Теремок весь заселился – так оркестр получился… (Слайд)
3. (сл.№22) Игра «На что похож музыкальный инструмент?»
скрипка – овал
барабан – круг
арфа – треугольник
пианино – прямоугольник
4. (сл.№23-24) «Музыкальный тест»Учитель музыки зачитывает задания, учащиеся выбирают вариант правильного ответа и с помощью сигнальных карточек показывают свой выбор. Учитель может осуществляет этот выбор в презентации. После каждого задания учащиеся наглядно видят правильность своего выбора: «правильно», «неправильно».
Выбери название духового инструмента
1.Труба2.Пианино3.Арфа
Выбери название струнного инструмента:
1.Труба2.Барабан3.Скрипка
Выбери название клавишного инструмента
1.Пианино2.Колокольчик3.Арфа
5. (сл.№25) Игра-физминутка «Весёлые музыканты»
Дети проговаривают физминутку, сопровождая действия показом игры на данных инструментах:
Мы пришли и встали, на трубе все заигралиДу-ду-ду-ду-д-уд-у.Мы пришли и встали на барабане заиграли.Тра-та-та, тра-та-та.Мы пришли и встали на арфе заигралиДи-ли-ли-ли-динь.Мы пришли и встали на скрипке заигралиЛии-лии-ли…Мы пришли и встали, на колокольцах заигралиДинь-динь-динь…Мы пришли и сели, устали(садятся за парты)Клавиши нажали, на пианино заигралиЛя-ля-ля-…
6. (сл.№26-30) «Музыкальные шарады, ребусы, загадки»
7. (сл.№31-33) «Музыкальное лото»
(сл.№34) Игровые технологии на внеклассных мероприятиях.
(сл.№35)Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…
В заключении хотелось бы сказать, что игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни, накопленных знаниях. Игровая деятельность является полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий.
Литература:
«Музыкальные игры и праздники» И.Агапова, М.Давыдова, РИПОЛ Классик Дом. XXI век. Москва-2008 г
«Уроки музыки» М.А. Давыдова, Москва. ВАКО. 2010 г.
«Музыкальное воспитание в детском саду» М.А. Давыдова, Москва. ВАКО. 2006 г.
«Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах» О.П. Власенко, Волгоград, Учитель, 2007 г.
«Музыка. 1-7 классы» Е.Н. Арсенина, Волгоград, Учитель, 2008 г.