Приобщение младших школьников к духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность классного коллектива и семьи
Приобщение младших школьников к духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность классного коллектива и семьи
Содержание
Введение3
Программа деятельности 7
Выводы.11
Список использованных источников 12
Приложения
Введение
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Причины данной ситуации: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики.
В Федеральных государственных образовательных стандартах процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и др. ценностей. Важнейшей целью современного отечественного образования в настоящее время и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры: кто же отвечает за нравственный мир детей: семья или школа? Наконец, большинство пришло к правильному выводу - именно в семье закладывается фундамент личности, ее нравственные ценности, ориентации и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Проблема заключается в том, что значительная часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В то же время, социологи отмечают тенденцию самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Актуальность: существующую проблему можно решить, если приобщать младших школьников к духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность учащихся и их родителей.
Цель проекта: создание единого воспитательного пространства взаимодействия семьи и классного коллектива, обеспечивающее приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям.
Задачи:
сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей через систему совместных дел;
формирование у учащихся : - ценностного отношения к своему народу, его истории, краю, старшему поколению ; - нравственных качеств (доброта, отзывчивость, ответственность), норм поведения и морали; - трудолюбия, уважения к своему и чужому труду;
эстетическое развитие учащихся, самовыражение в творчестве и искусстве;
воспитание гуманного отношения к природе;
приобщение к спорту, физической культуре.
Теоретическое обоснование
Духовно-нравственное воспитание - формирование системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие в общественной жизни, готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него.
Воспитательное пространство - это среда, механизмом организации которой является педагогическое событие детей и взрослых.
Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Гражданственность - это проявление ответственного отношения человека, осознающего не только свои права, но и обязанности, к другим людям и обществу в целом.
Патриотизм - социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, родному краю, старшему поколению.
Нравственное воспитание - это деятельность, направленная на внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование собственного достоинства, долга и др.)
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда, направленный на развитие у них трудовых умений и навыков, творческого практического мышления, трудолюбия.
Экологическое воспитание – это процесс формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.
Спортивно-оздоровительное воспитание – процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
Художественно-эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства.
Срок реализации проекта: один учебный год.
Необходимые ресурсы:
Информационные (методическая литература, интернет-ресурсы, медиатека)
Технические (видеоаппаратура, аудиоаппаратура, фотоаппаратура, интерактивная доска, компьютер, средства передвижения и т.д.)
Материальные (наглядные материалы, спортивный инвентарь, садовый инвентарь, канцтовары, природный материал, вторичное сырье и т.д.)
Кадровые ( классный руководитель, воспитатель, библиотекарь, водитель, родители, руководитель медиатеки, учитель физкультуры, учитель ОБЖ и т.д.)
Ожидаемые результаты
сплочение детского коллектива, самовыражение, сближение взрослых и детей на основе проявления положительных эмоций;
овладение первоначальными гражданственно-патриотическими ценностями;
усвоение детьми образцов и норм поведения, нравственных понятий;
ценностное отношение к труду и творчеству;
овладение элементарными практическими навыками в сфере искусства и передача через искусство своего внутреннего мира, творческих способностей;
получение первоначального опыта эстетического, эмоционально–нравственного отношения к природе;
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
создание сценариев, выставок, презентаций, фотоальбомов, стенгазет.
Критерии оценки результата
дружный коллектив, социально-активные ученики и их родители, способные общаться во благо друг друга;
ценностное отношение к своему народу, краю, старшему поколению;
приобретение привычек нравственного поведения, представлений о нормах морали;
уважение к труду, навыки трудового и творческого сотрудничества;
представления об эстетических и художественных ценностях, опыт самореализация в сфере искусства и творчества;
знания об экологии, бережном отношении к природе ;
представления о здоровье, гигиене, роли физической культуры и спорта в сохранении здоровья, о здоровом образе жизни;
создание выставок, презентаций, фотоальбомов.
Методика оценки результата
В начале учебного года – анкетирование семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия (Приложение №1)
В начале и в конце учебного года- анкетирование учащихся и родителей – анкеты «Моя семья» (Приложение №2), «Гражданственность» (Приложение №3), «Мой класс» (Приложение №4), «Мое здоровье» (Приложение №5), «Природа и мы» (Приложение №6), «Искусство, творчество» (Приложение №7), «Люблю ли я трудиться» (Приложение №8).
Сравнительный анализ анкет .
Формы деятельности
Тематические праздники
Интерактивные игры
Спортивные мероприятия
Выезды на природу
Шефские посещения детского дома
Создание фотовыставок, тематических стенгазет
Встречи с интересными людьми
Акции милосердия
Посещения театра, кинотеатра
Трудовой «десант»
Программа деятельности
Направле-ния деятельнос-ти
Мероприятия
Ответственные
Работа с детьми
Работа с родителями
Гражданско-патриоти- ческое воспитание
«День рождения гимназии» с выездом на природу
Интерактив-ная игра по ПДД
Военно-спортивная игра «Защитники Отечества»
Встреча с ветеранами «Наша победа»
Классный руковод., воспита-тель, родит. комитет
Классный руководит., воспита-тель, учителя физич. культуры и ОБЖ, инспектор ГИБДД
Классный руководи-тель, воспита-тель
Классный руководи-тель, воспита-тель
Изготовление открыток, разучивание стихотворений, Гимна гимназии, участие в игре
Подготовка «дом. задания»,изготовление эмблем, участие в игре
Разучивание названия команды, девиза, участие в соревнованиях
Изготовление подарков ветеранам, подготовка концертных номеров
Подготовка и проведение интерактивной игры
Подготовка «дом.задания», обеспечение инвентарем, участие в игре.
Изготовление эмблем, участие в мероприятии
Приглашение ветеранов, подготовка подарков, организация праздничного чаепития
Нравствен- ное воспита- ние
Здравствуй, школа! (Праздник-знакомство, посвященный началу учебного года)
«Мама - главное слово в каждой судьбе» -фотовыставка посвященная Дню матери
«Семья, где друг другу рады» конкурсная программа
Акция «Милосер-дие»
Шефское посещение детского дома
Классный руковод., воспита-тель, родители
Классный руководи-тель, воспита-тель
Классный руководи-тель, воспита-тель
Классный руковод., воспита-тель, родители
Классный руковод., воспита-тель, родители
Участие в празднике
Участие в фотосессии с мамой
Подготовка номеров художественной самодеятельности
Изготовление подарков, открыток
Подготовка номеров художественной самодеятельности, изготовление поделок и открыток
Распределение ролей в
организации совместного мероприятия, подготовка и участие в празднике
Подготовка фотографий, посещение выставки
Подготовка презентации команды (эмблемы, девиза, «домашнего задания»)
Подарки и помощь для больных детей
Подготовка подарков для воспитанников детского дома, саженцев растений для облагораживания территории
Экологическое воспитание
Фотоконкурс «Сделаем город чище»
Создание уголка «Азбука содержания животных»
Познаватель-ная прогулка по парку Ю.А.Гагари-на
Выставки поделок из
-природного материала
-вторичного материала
Классный руководи-тель, воспита-тель
Классный руководи-тель, воспита-тель
Классный руковод., воспита-тель, родит. комитет
Классный руководи-тель, воспита-тель
Участие в фотосессии на улицах города
Рисунки, рассказы, фотографии домашних питомцев
Участие в экскурсии
Изготовление поделок, создание выставки
Участие
в фотосессии на улицах города, подготовка фотографий, посещение выставки
Подготовка фотографий, посещение выставки
Организация питания детей, участие в экскурсии
Помощь в подборе материала, в изготовлении поделок
Трудовое воспитание
Облагоражи-вание территории детского
дома
Подготовка к новогоднему празднику «Укрась елку своими руками»
Конкурсная программа «Делаем сами»
Классный руковод., воспита-тель, родит. Комитет
Классный руководи-тель, воспита-тель
Классный руководи-тель, воспита-тель
Участие в акции
Изготовление игрушек, участие в украшении класса
Участие в игре
Подготовка посадочного материала, инвентаря, участие в акции
Участие в украшении классного кабинета и елки совместно с детьми
Участие в игре
Спортивно- оздорови- тельное воспитание
День здоровья «Всей семьей – на лыжи»
Игровая программа с выездом на природу, посвященная окончанию учебного года «Ура! Каникулы!»
Классный руковод., воспита-тель, родит. комитет
Классный руковод., воспита-тель, родит. комитет
Участие в лыжном пробеге
Участие в игре
Организация выезда, горячего питания, участие в лыжном пробеге
Подготовка и проведение игры
Художест-венно-эстетичес-кое воспитание
«В театр всей семьей»
Новогодний праздник «Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим Новый год»
Праздничная конкурсная программа, посвященная 8 марта
Создание тематических стенгазет
Создание фотоальбома класса «Наш веселый, дружный класс» по итогам всех мероприятий года
Классный руководи-тель, воспита-тель
Классный руковод., воспита-тель, родит. комитет
Классный руковод., воспита-тель, родит. комитет
Классный руководи-тель, воспита-тель
Классный руковод., воспита-тель, родит. комитет
Просмотр спектакля
Разучивание ролей, совместно с родителями изготовление костюмов, декораций, участие в празднике
Разучивание концертных номеров, подготовка презентации своей и мамы, участие в конкурсе
Заметки, рисунки
Подготовка рисунков, заметок для оформления фотоальбома
Просмотр спектакля
Распределение ролей в
организации совместного мероприятия, изготовление костюмов, декораций, подготовка и участие в празднике
Подготовка концертных номеров, «домашнего задания», участие в конкурсе
Помощь в оформлении
Подготовка рисунков для оформления фотоальбома
Выводы
Воспитание всегда большой труд, а духовно-нравственное воспитание один из самых сложных видов этого труда. Нравственное отношение к другим людям, ценность другого человека формируется в семье.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Список использованных источников
Литература:
1. Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе.- Волгоград: Учитель, 2005.-185 с.
2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещении, 2009. 00 с. (Стандарты второго поколения). ISBN 978-5-09-022138-2
3. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» 2009. №2.-с.65
4. Жукова Н.М. Методика воспитательной работы: Учебное пособие. - М.: МГАУ, 2005. - 104 с
5. Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом - М., ТЕИС, 2007.
6. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников [Текст] / Молодежь и наука: реальность и будущее. Материалы I Международной научно-практической конференции. Невинномысск, 2008. с. 194-197
7. Подласый И.П. Процессы воспитания. Книга вторая. - М., Феникс, 2006. - 67 c.
8.Семья и духовно-нравственное воспитание ребенка: методическое пособие/ Составители Луценко И.А., Неверова Л.И. – Белгород: Издательский центр ООО «Логия», 2005. – 62с.
9. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.
10.ФГОС НОО М.: Просвещение, 2012.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15