Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Берегите воду!»
-569773-294788
Непосредственная образовательная деятельность
по экологическому воспитанию для детей
старшего дошкольного возраста
333375473710«Берегите воду!»
МКДОУ № 3 «Березка», Алипкачева А.Г.
Цель: Формировать у детей понятия значимости воды.
Задачи:
- расширить представления о свойствах воды
- способствовать формированию у детей познавательного интереса
- развивать любознательность, любознательность
- умение делать выводы
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов
- свободно общаться со взрослыми и детьми
- закреплять навык самооценки
- развивать связную речь
- приобщать детей к словестному искусству
- развивать координацию движений
- развивать умение заботиться о своем здоровье
- закрепить умение детей убирать оборудование на места
- воспитывать осторожность в обращение с лабораторным оборудованием
- развитие музыкальности у детей, способность эмоционально воспринимать музыку.
Материал: Запись со звуками воды и «Песенкой Водяного»; приборы для проведения опыта по фильтрованию воды (чистый стакан, стакан с мутной водой, воронка, фильтр (вата, салфетка); игровой персонаж – Водяной; модели взаимосвязи воды с растениями и животными; глобус; 2 яблока; 2 стакана с водой – морская (соленая) вода и пресная вода; трехлитровая банка с небольшим количеством воды, эмблемы защитников воды, и фишки красного и синего цвета для самоанализа.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации с загрязнением воды, заучивание четверостишья, рассматривание глобуса, деление целого на части. Наблюдение на прогулках, проведение опытов. Слушанье музыки. Просмотр мультфильма по теме.
Ход занятия:
Дети стоят в шеренгу перед воспитателем.
- Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Вопрос - ответ» (Земля, вода, воздух), я буду бросать вам мяч и говорить слово Земля, вода или воздух, вы ловите мяч и, отвечаете кто или что находиться в воде, на земле или в воздухе и бросаете мяч обратно мне.
Идет игра.
Включается запись со звуком журчащего ручейка, плеск волн, шум волн, шторм.
Воспитатель: ребята, что вы слышите? (Звуки воды, журчание воды)
Воспитатель: Правильно ребята, это звуки воды, помните на прошлых занятиях говори о том как загрязняется вода и кто ее загрязняет, сегодня мы с вами узнаем значение воды в жизни живой природы, научимся бережно и разумно использовать воду и заботиться о ней. Вот у меня есть фишки красного и синего цвета они понадобятся нам позже, а сейчас вам нужно слушать внимательно, работать старательно, друг друга не перебивать, ответы друг друга уважать. Хорошо? (Да)
Появляется Водяной под музыку «Песенка Водяного», он очень расстроен. Водяной пытается очистить свое озеро от мусора.
Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите кто это, и что делает? (Водяной). А кто это такой? (Водяной, который живет в воде) Почему его так называют? (Потому, что он живет в воде) Давайте спросим, почему он плачет.(Давайте) Здравствуй, водяной! Ты почему такой печальный, что случилось?
Водяной: Ох, здравствуйте, ребята… Беда ко мне пришла: гибнуть стали растения в моем подводном царстве, а рыбы стали покидать его. Не знаю, что мне теперь делать? Вот что я стал находить в своей реке вместо рыб. (Достает и показывает пустые консервные банки и прочий мусор). Почему все это происходит? Может быть вы, ребята, знаете как мне помочь?
Воспитатель - Ребята, давайте попробуем помочь Водяному.(Давайте) Ты, Водяной, не переживай, возвращайся в свой водоем, а мы тебе обязательно поможем.
Водяной: Ну раз говорите, что поможете, значит я спокоен. Пойду пока в свое Царство, посмотрю, как там дела. (Уходит).
- Ребята, ну что решим проблему Водяного. (Да) Рассмотрим сначала модели, что на них изображено? (Растения, животные, река). Покажите взаимосвязь между ними стрелочками. Молодцы! Ребята, а почему в реке у Водяного стали гибнуть растения и рыбы? (Потому что люди загрязняют реки). А как они их загрязняют? (Бросают туда мусор, моют автомобили, выпускают выбросы и т.д.). Значит загрязнение воды приводит к исчезновению растений, что в свою очередь не дает жить животным. (По ходу рассказа перевернуть карточки черной стороной вверх, исчезновение всех обитателей водоема).
- А что нужно сделать, чтобы река Водяного снова ожила? (Почистить воду в ней) – переворачивается карточка со значком воды, тогда снова появятся растения – переворачивается карточка со значком растений, приплывут рыбы – переворачивается соответствующая карточка).Значит водоем начнет жизнь сначала.
- Тогда давайте попробуем очистить воду в этой реке. Проведем с вами опыт по фильтрованию воды. (Давайте)
Проводится опыт «Фильтрование воды».
Для опыта нам понадобится чистые стаканы, стаканы с мутной водой, воронки, фильтры (вата, салфетка). Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан.
Что происходит? (вода очищается)
Почему песок не поступает в стакан с чистой водой? (он остается на фильтре)
Вывод: Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой.
Можно ли сейчас после такой очистки (фильтрации) употреблять эту воду в пищу? (нет)
Почему? (потому что в пищу можно употреблять только кипяченую воду)
- А пока наша вода очищается, давайте отдохнем.
Проводится игра-имитация «Чистая вода».
- Представьте, что вы пришли искупаться на речку, а вода там холодная. Дотроньтесь до воды. (Дети имитируют движения: трогают воду, плещутся в ней, плавают). Какие вы теперь мокрые! Вытритесь полотенцем. А теперь помогите друг другу вытереться. Встряхнитесь. Ну вот мы и освежились в прохладной чистой воде.
- Вы знаете, я вчера по телевизору видела отрывок про двух мальчиков которые летом встретились и завели разговор. Хотите я вам прочитаю их разговор? (Да)
« - Петя, привет! А мы с ребятами так здорово сейчас играли! Налили полную ванну воды и пускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пистолеты, и пошли на улицу.
- Кран-то закрыли?
- Зачем? Воды итак много, пусть себе течет, потом закроем.
- А что потом делали?
- Стали брызгать друг в друга из водяных пистолетов. Столько воды налили! Зато весело было!»
- Ребята, как бы вы оценили поведение мальчиков? Хорошо ли они поступили? (Нет воду надо беречь). Как береч? (просто так воду нельзя лить, закрывать краны нужно)
- Ребята, а кому нужна вода? (Деревьям, птицам, людям). А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Умываться, поливать растения, поить животных, стирать белье, мыть посуду и пол, готовить обед и т.д.). Да, без воды все живое на Земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно ее расходовать.
Опыт с яблоком.
- Давайте посмотрим, что у меня в руках? (Глобус). Каким цветом на глобусе обозначена вода?(синим) Покажите на глобусе воду. Много или мало воды на планете? (Много) У меня в руке яблоко. Представьте, что это наша планета. Четвертая ее часть – это суша, а вот эта большая часть – вода. Значит мы убедились, что воды на Земле много.
Но вся ли она пригодна для питья? Давайте проверим.
Опыт с пресной и морской водой.
Подвести детей к столу, где стоят12 стаканов: в 6 вода соленая, «морская», в 6 – обычная из-под крана, отстоянная, пресная.
Попробуйте, ребята, сначала из этого стакана воду. Какая она нам вкус? (Соленая, невкусная, морская). Можно ее пить? (нет) Готовить пищу на ней? (нет) А теперь попробуйте вот из этого стакана воду. Какая она на вкус? (Чистая, несоленая, пресная, вкусная).
- Где в природе есть пресная вода? (В реках, озерах). Покажите на глобусе реки. Много их или мало? (много) Давайте представим, что вся вода на планете поместится в трехлитровой банке, а пресной хватит всего на пол стакана. Так много или мало пресной воды на планете? (Мало). Значит, как нужно относиться к воде? (Разумно, бережно, экономно).
И, что бы воды стало больше давайте отдохнем и позовем дождь:
Динамическая пауза:
«Дождик»
Капля раз, Капля два, Прыжки на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом
- Проверим, как вы научились экономить воду.
Предлагаю Грише одному из детей почистить зубы. Самой в это время включить другой кран и подставить туда банку, чтобы в нее налилось столько воды, сколько бежит у ребенка, пока он чистит зубы. Показать детям.
- Экономно ли использовал воду Гриша? (Нет). Посмотрите, сколько ее вылилось впустую. Если из крана целый день будет бежать вода, то сколько ее израсходуется впустую? (Целое ведро). Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды? (Включить воду тонкой струйкой; хорошо, плотно закрывать кран; не допускать, чтобы в доме были неисправные краны).
- Можно подумать, куда можно израсходовать воду, которая у меня в банке, чтобы не выливать ее впустую. (Полить цветы, попоить животных и т.д.).
- Что вы можете пожелать всем людям?(экономить воду, просто так не лить ее, закрывать краны плотно)
- А теперь давайте посмотрим, как наша вода очистилась. Какая она стала? (Чистая, прозрачная). Давайте отнесем ее Водяному в реку.
Несем воду. Выливаю ее в тазик,а сейчас давайте ребята все людям расскаже наше четверостишье о воде:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги, -
Мы ведь на планете не одни!
Воду попусту не лей.
Дорожить водой умей!
Появляется Водяной.
Водяной: Ой, спасибо! Молодцы! Выручили! Теперь в моем Царстве снова будет добро, чисто, весело! Я хочу вас за это поблагодарить – посвятить вас в отряд «Защитников природы». Ну, а мне пора встречать рыб обратно. До свидания! Приходите ко мне в гости, я вам покажу мое подводное Царство! (Уходит).
Подведение итогов: Ребята, что интересного мы с вами узнали сегодня мы ? Что нужно делать, что бы не загрязнять воду? Молодцы!
- Ребята, помните я вам говорила про сигналы синего и красного цвета?(Да) а правила которые я вам говорила? (да) Вот сейчас каждый из вас вспомнит как сегодня работал, как выполнял правила и возьмёт себе красный сигнал, а кто считает, что не очень хорошо, возьмет синего цвета сигнал. (Спросить у детей почему взяли именно такие сигналы.) Молодцы!