Занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Русская береза

воспитатель: Каракчиева Т.А.
Занятие по экологии в старшей группе №4
«Русская береза».

Цель: Систематизировать представления у детей о русской березе.
Образовательные задачи:
1. Формировать у детей культуру общения с природой.
2. Углубить знания о взаимосвязи березы и человека.
3. Расширять знания об охране природы.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи
2. Развитие познавательного интереса
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
2. Воспитывать чувство патриотизма.
Ход занятия.
В: Ребята, к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Ребята, сегодня мы с вашими отправляемся в гости к Буратино. Так как он нас с вами просит о помощи: освободить его любимое дерево. А вот какое, вам необходимо отгадать загадку:
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой!
Д: Береза (Картинка)
В: Р, посмотрите и сравните, что с деревом Буратино не так?
Д: На нем весят конвертики.
В: Все правильно, но данные конверты с заданиями, которые Буратино затрудняется сам решить и нуждается в наших с вами знаниях о березе. Как вы думаете, что нам надо сделать?
Д: Помочь Буратино выполнить эти задания.

"(1.)" В:Откроем 1конвертик: "Назовите строение березки."
- С чего начинает расти береза?
Д:Семечко попадает в землю и вырастает деревцо.
- Скажите, а что есть у березы, как и у любого другого дерева?

В: Молодцы!

"(2.)" Давайте откроем следующий конвертик:
"А где же мой листочек?"
Опыт: Детям предложены несколько видов листочков, среди которых нужно найти лист березы.
Д: Находят листик березы.
В: Мы с вами отыскали листочек и теперь можем снять еще один конверт. И наш Буратино переживает, что е6ще конверты есть на муляже березы
А давайте и мы с вами побудем деревцами. Встаньте врассыпную, и повторяйте за мной вместе с Буратино:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо!
Солнце ниже,ниже,
А Березка выше,выше!
"(3)" В: Открываем следующий загадочный конвертик:
Д/и "Красивые слова"
Д: Белоснежная красавица, кудрявая, стройная, светлая, пушистая
В : Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.  Но березка не только красивое, но и полезное дерево.

"(4)" Обратимся к следующему конвертику: "Дружба зверей, насекомых и березы."
- Р, а какая дружба может быть между ними? Кто лечит березу от жучков и червячков?
Д: Птицы: Дятел.
В: А как береза дружна?
Д: Сережки березы (показ картинки) служат кормом для птиц. Бересту едят лоси и зайцы.
"(5)" В:" Береза полезна для человека" .Чем она полезна?
Д: Дает чистый воздух (кислород), лечит от болезней, поит полезным соком.
В : Настой почек употребляют как лекарство. А кто знает как собирают почки?
Д: Собирают почки весной, когда они немного набухают. Срезают нижние ветки для веников, высохнут, отбивают ветки на ткань и собирают почки.
В :  Ранней весной собирают сок березы. Сделав надрез на березе и собрав сок, уходят, не поблагодарив березку. Что же станет с деревом дальше?
Д: Оно увянет к следующему году, постепенно будет усыхать ствол.
В: Не залечив ранку, сок продолжает течь – это береза плачет. Что нужно сделать, чтобы береза не плакала после сбора сока?
Д: Нужно замазать ранку глиной или землей, тогда дерево не погибнет.
В: А зачем люди собирают березовый сок?
Д: Он полезен, богат витамином А.
В: А что изготовляют с древесины?
Д: Мебель, лыжи, фанеру, игрушки, поделки, шкатулки (показ картинок).
В: Верхние слои коры, березы- бересты (показ бересты) изготавливают туески для сбора ягод, грибов, емкости для хранения молока, масла. В старину береста заменяла бумагу.
Опыт: Р, а определите бересту березы среди других.
Д: Среди предложенных вариантов находят бересту березы.
"(7)" В: Ребята, ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Как вы думаете? Поэтому она является символом нашей родины России. Да, где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям радость. Красоту берез воспевали художник. Поэт Сергей Есенин называл Россию страной «березового ситца», а березки так и описывал:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. И очень много посвятили загадок, стихов, картин. И сейчас мы тоже с вами станцуем хоровод и споем песенку : "Во поле береза стояла..."
Д: Дети водят хоровод вокруг муляжа березы.
В: Вы замечательно справились с заданием. На занятии мы много узнали о значении березы. Она является символом России, дает кислород, лечит болезни, поит полезным соком. А что мы можем хорошего сделать для деревьев?
Д: Беречь, не ломать, сажать новые деревья.
В: Конечно, человек не только должен любоваться природой, но и беречь ее. Поэтому и наша березка нуждается в охране. И наш Буратино благодарит за хорошую работу и восторгается своей березкой!
Рефлексия. Итог:? Чем занимались на занятие? Чем сегодня понравилось вам занятие? О чем хотели бы поговорить на следующем занятие?

Рисунок 315