Развитие творческих способностей учащихся младших классов посредством использования современных образовательных технологий


Выступление Кривошеиной О.И., учителя начальных классов МОУ «СОШ №7», на III Городской научно-практической конференции педагогических работников образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Администрации городского округа Стрежевой
Развитие творческих способностей учащихся младших классов посредством использования современных образовательных технологий
(слайд 1).
Слайдовая презентация http://yadi.sk/d/NltwhLR3LCDMg
Не секрет, что сегодня проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников является очень важной. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» делается акцент на развитие творческих способностей учащихся. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников.
В данных условиях необычайно актуализируется построение педагогических технологий, создающих необходимые предпосылки для раскрытия и развития творческих способностей каждого школьника.
В своей педагогической деятельности я использую (слайд2):

Проблемно-поисковые образовательные технологии (слайд 3)
Знакомство учеников с работой над проектами предполагается проводить во внеурочное время. Поэтому в рамках внеурочной деятельности в нашей школе появился новый курс «Проектная деятельность». В освоении данного курса нам помогает пособие по проектной деятельности в начальной школе «Всё узнаю, всё смогу», разработанной авторским коллективом развивающей Образовательной системы «Школа 2100» под руководством Горячева А.В.
В чем особенность нашего подхода к работе над проектами в начальной школе? Это двухкомпонентная организация проектной деятельности:
Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершению представляют готовые проекты.
Результат использования технологии (слайд 4)
Формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций.
Создание условий для организаторской деятельности и сотрудничества.
Развитие исследовательских навыков в процессе обучения с последующей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада, сообщения, отчета
Технологии имитационно-моделирующего обучения (слайд 5)
Педагогический коллектив нашей школы № 7 находится в непрерывном процессе поиска и апробации новых образовательных технологий. Игровые технологии, вроде бы давно уже известны и изучены. Но, тем не менее, они постоянно обновляются. Появляются новые формы, расширяются возможности интеллектуальных игр через сетевое пространство.
Ежегодно в нашей школе проходит фестиваль интеллектуальных игр для начальной школы. Первоклассники у нас путешествуют по школе в игре-кругосветке «Умники и умницы». Не менее увлекательно проходит и игра «Шпаргалка» для второклассников и учащихся 4-х классов. Интеллектуальная игра для 3-х классов «Я познаю слово» способствует развитию информационных умений учащихся младших классов. На базе нашей школы проходят межшкольные игры «Математическая карусель». Карусель – это командное соревнование по решению математических задач. Уже 2 года подряд мы участвуем во Всероссийском дистанционном турнире школьных команд знатоков «Знайки».
Результат использования технологии (слайд 6)
Повышение эффективности урока и занятий по внеурочной деятельности.
Формирование исследовательского и творческого отношения к действительности.
Реализация потребности личности учащегося в самовыражении, самоопределения, саморегуляции.
Усиление здоровьесберегающего аспекта обучения.
Коммуникативно-диалоговые технологии (слайд 7)
Проблемно-диалогическая технология (автор - Мельникова Елена Леонидовна) дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Это такой тип обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного диалога. Сначала в диалоге учитель помогает ученикам поставить учебную проблему, а затем организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Результат использования технологии (слайд 8)
Обеспечение активного характера педагогического процесса.
Создание условий для развития учащихся посредством учебного предмета.
Формирование у учащихся умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.
Выработка навыков групповой учебно-поисковой деятельности, совместный поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта.
Информационно-коммуникативные технологии (слайд 9)
Повысить эффективность учебной деятельности, несомненно, помогают информационные технологии. Я активно использую возможности глобальной сети Internet, программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office, работаю в программе Power Point. На уроках использую интерактивную доску, а результаты детей оцениваю в электронном журнале.
Кроме этого, оценить уровень знаний обучающихся, а затем проанализировать полученные результаты контроля мне помогает компьютерная система мониторинга знаний, которую я получаю в результате работы с электронным репетитором «Символ-тест».
Internet открыл для меня новые возможности для саморазвития. С его помощью я смогла создать свой уголок виртуальности в сети с помощью персонального сайта http://krivosheinaoi.jimdo.com/
В течение 3 лет я работаю над темой «Формирование информационных компетентностей у учащихся младших классов по внеклассному чтению во внеурочной деятельности».
Результат использования технологии (слайд 10)
Повышение эффективности уроков и занятий по внеурочной деятельности за счет использования мультимедиа средств, Интернет-технологий.
Формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций.
Технология уровневой дифференциации "Лестница достижений" (слайд 11)
Это одна из наиболее эффективных технологий разноуровневого обучения в личностно-ориентированном образовании.
Сущность данной технологии заключается в том, что к относительно законченному отрезку учебного процесса составляется «лестница» заданий для самостоятельного выполнения учащихся. В основании «лестницы» представлены задания базового уровня, обязательные для выполнения каждым учеником (Н- необходимый). Далее идут более сложные задания программного уровня (П) задания, требующие размышлений и самостоятельного применения знаний максимального характера (М) (слайд 12)
Во всех учебных тетрадях ОС «Школа 2100» задания распределены по уровням успешности в соответствии с технологией оценивания образовательных достижений Д.Д.Данилова.
Результат использования технологии (слайд 13)
Стимулирование саморазвития ученика, ведя его по ступенькам познания к более высоким уровням.
Технология "Портфолио" (слайд 14)
«Портфель ученика» - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии своей деятельности.
Работу с «Портфолио» начинаю уже в 1 классе. На родительском собрании знакомлю родителей со структурой «Портфолио», предлагаю разные формы ведения данной папки. В этом году некоторые ученики перешли на ведение электронного «Портфолио».
С детьми я провожу серию уроков по оформлению «Портфолио» в занимательной форме. Далее ученики по выбору отбирают в своё «досье» работы, выполненные им на уроке самостоятельно или дома, во внеклассной работе.
Результат использования технологии (слайд 15)
Стимулирование учащихся на достижение высоких учебных результатов и развитие познавательных и творческих способностей.
Все эти современные технологии позволяют развивать творческое мышление, повысить интеллектуальный потенциал обучающихся, а также, способствуют развитию их личностных качеств.
Таким образом, можно сказать, что одним из социально-педагогических условий развития творческих способностей учащихся является интеграция педагогических технологий.
(слайд 16)