Развитие критического мышления у учащихся при изучении углерода
Развитие критического мышления у учащихся при изучении углерода
Хочу поделиться опытом применения технологии критического мышления. Предлагаю познакомиться с некоторыми приемами этой технологии, которые я использовала на уроках, построенных по типу взаимообучения.
«Концептуальная (сводная) таблица»
Этот прием используют для систематизации большого объема материала, развития умений анализировать, сравнивать различные объекты, явления. Он предполагает сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблицу можно строить так: по горизонтали то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение проводят.
«Учебный мозговой штурм»
Используется для развития креативности мышления учащихся, их коммуникативных качеств. Штурм проводится в группах численностью 7-9 человек. В каждой группе выбирают ведущего, следящего за выполнением правил, направляющего деятельность школьников, а также секретаря, фиксирующего предложенные идеи на отдельном листе ватмана.
Учитель проводит инструктаж, объясняя особенности предстоящей деятельности, и первичное обсуждение и уточнение проблемы, требующей решения.
В процессе проведения мозгового штурма выделяют три этапа:
Создание банка идей. Учащиеся стараются предложить максимальное количество вариантов решения (на этом этапе критики не допускается).
Анализ идей. Все высказанные идеи группа рассматривает критически, стараясь найти в каждой рациональное зерно.
Обработка результатов. Учащиеся отбирают от двух до пяти наиболее интересных решений, готовят на их основе проект ответа.
По окончании мозгового штурма учащиеся защищают и обсуждают предложенные проекты.
«Зигзаг»
Прием используют для активизации познавательной деятельности учащихся. Учитель предварительно разбивает текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с числом членов групп. Весь класс делится на экспертные группы, которые изучают текст своего смыслового отрывка и готовят его презентацию (партнеры-эксперты читают и изучают свой материал сообща, планируют эффективные способы его преподнесения).
Затем формируются группы для взаимообучения, в которых эксперты по очереди знакомят всех участников с изученным материалом. Задача группы состоит в том, чтобы каждый овладел всей темой целиком. Отдельным членам группы можно предложить продемонстрировать свои знания самыми разными способами (написать письменную проверочную работу, ответить устно на ряд вопросов, дать презентацию материала и т.д.).
Приведу пример урока по теме «Углерод» (9 класс) с применением рассмотренных приемов.
Цели урока: рассмотреть строение атома и аллотропию углерода, ознакомить учащихся с явлением адсорбции и химическими свойствами углерода; продолжить формирование критического мышления, умений проводить сравнение, анализ, устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами данных веществ, работать с учебником.
Ход урока:
Урок начинаем с проверки домашнего задания, затем следует фронтальный опрос:
Перечислите основные отличия белого фосфора от красного.
Как хранят белый фосфор?
Почему нельзя оставлять белый фосфор на воздухе?
Опишите физические и химические свойства ортофосфорной кислоты.
Изучение нового материала начинается со стадии вызова. Декламируем четверостишье и обращаемся к классу с предложением определить тему урока:
Из меня состоит все живое,
Я графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас.
Итак, тема сегодняшнего урока – «Углерод». Почему все живое состоит из углерода? Почему углерод – это графит, антрацит и алмаз? На эти вопросы и предстоит ответить на уроке.
Расскажите о положении углерода в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Составьте схему строения его атома.
Учащиеся работают в тетрадях, затем проверяем выполнение задания (один учащийся у доски).
Сообщаем, что для углерода характерно явление аллотропии (учащиеся вспоминают определение данного понятия), что причина разнообразия модификаций углерода заключается в различном строении кристаллических решеток. Демонстрируем модели кристаллических решеток алмаза и графита.
На стадии осмысления используем прием «Зигзаг». Предлагаем учащимся разойтись в экспертные группы (четыре группы по количеству текстов) и прочитать указанные отрывки из текста параграфа 28 (учебник О.С. Габриеляна «Химия-9». – М.:Дрофа), обсудить его, разработать алгоритм презентации для членов рабочей группы. Завершает урок стадия рефлексии. Предлагаем учащимся вернуться в рабочие группы, обменяться информацией, полученной в экспертных группах, заполнить сводную таблицу (смотри ниже) и подготовить ее презентацию.
Параметры сравнения Алмаз Графит
Физические свойства Химические свойства Получение Применение Далее рассказываем об адсорбции и о круговороте углерода в природе.
Для закрепления изученного проводим беседу:
Почему алмаз, графит и уголь называют родными братьями?
Почему алмаз твердый, а графит мягкий?
Какие явления, которые вы наблюдали в жизни, доказывают, что хлеб, мясо, молоко содержат углерод?
Подводим итоги урока, предлагаем домашнее задание.