Тезисы участника межрегиональной конференции Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку

И.Ю.Жилинская (Ульяновск)
СОВРЕМЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ТЕЗИСЫ).

Россия- многонациональная страна, этим обусловлена языковая ситуация, которая, в первую очередь, определяется социально-демографическим составом, характеризуемым полиэтничностью, и государственным устройством федеративного типа. Так, согласно последней переписи населения в России (в 2002 году) проживают представители свыше 160 этнических групп. Подавляющее большинство (81%) населения в этническом разрезе являются русскими.При этом на территории Российской Федерации в разной степени функционируют около 150 языков, из которых около 100 – языки коренных народов России, остальные – это языки компактно проживающих некоренных этносов. Государственным языком владеют 98% населения страны. Языковая панорама России характеризуется многообразием.
Целью языкового обучения является сознательное практическое овладение литературным языком, основанное на изучении его системы и закономерностей, определяющих его норму. Целью и смыслом языкового воспитания является выработка такого отношения к языку, к языковым проблемам и явлениям, которое совпадает с современным научным знанием о языке.
Ульяновская область географически расположена в окружении Татарии, Чувашии, Мордовии, что оказывает огромное влияние на речевую ситуацию определенного рода двуязычие «русский-чувашский», «русский-татарский», «русский-мордовский».Это историко-географическая особенность.[1] В настоящие время создается «искусственная особенность» с нехарактерным билингвизмом. Это создается из-за притока населения центральной Азии и Кавказа. В школу сейчас приходят ученики, совершенно не знающие русского языка, а те, кто знают переносят грамматические нормы родного языка на русский. Языковые права личности и народа гарантированы, прежде всего, Конституцией РФ[3], которая гласит: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Однако, в результате мы получаем «языковую кашу».при этом не стоит забывать о «засорении» языка заимствованиями, компьютеризмами, вульгаризмами, канцеляризмами и прочими -измами.
Одной из важнейших задач в современной лингвистике должна стоять задача сохранения языка как народного достояния и культурной ценности.

ЛИТЕРАТУРА
[1] Дьячков, М.В. Проблемы двуязычия (многоязычия) и образования. М. 1992. С. 64.
[2] Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 3 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации» от 18 сентября 2001 года.
[3] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]