Программа дополнительного образования на 216 часов 5-7 классы объединение Искусство кино и телевидения

1. Пояснительная записка

Трудно найти ребенка, который бы не любил кино. Искусство экрана привлекает детей своей зрелищностью, наглядными, легко воспринимаемыми образами. Оно дает им и героев для подражания, и темы для игр.
Зрительский опыт школьников начинает складываться еще в дошкольном детстве, ведь именно тогда начинается их приобщение к экранным искусствам: кино и телевидению. Опыт этот складывается, как правило, под влиянием семьи, где ребенок воспитывается. Но проходят годы, а модель взаимодействия подрастающего человека с кино не меняется. Кино по-прежнему остается лишь развлечением, всерьез не воспринимаемым ни семьей, ни школой. Если ребенка и приобщают к искусству, то, как правило, к музыке, изобразительному искусству, танцам. А вот кино остается невостребованным. Между тем, перед экраном телевизора дети проводят большую часть своего свободного времени, что вызывает много нареканий и со стороны педагогов, и со стороны родителей. Выход из подобной ситуации только один надо использовать тот большой потенциал, которым обладают экранные искусства в художественном развитии и эстетическом воспитании детей.
Как показывает опыт, экранные искусства, и прежде всего – кино, обладают большими возможностями для детского развития. Воспитательные возможности киноискусства настолько широки, что можно говорить об универсальности этого вида искусства для учреждений дополнительного образования. Киноэкран обладает огромной убедительной силой, идеи, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка. Изучение искусства экрана с детьми направлено, прежде всего на то, чтобы сформировать у них навыки восприятия экранных произведений, развить способность адекватно понимать экранный текст, сопереживать происходящему в фильме и эмоционально откликаться на элементы формы и содержания, уметь анализировать экранное произведение. Дети должны получить представление о том, что у экранных искусств есть свои особые выразительные средства, свой язык. Изучение основных понятий этого языка поможет лучше понимать аудиовизуальные (звукозрительные) искусства кинематограф, телевидение, а также применять эти знания в своем творчестве.
Фильмы для просмотра нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Выбор фрагментов фильмов для работы делает сам педагог, исходя из целей показа имеющихся в его распоряжении фильмов. Демонстрируются фильмы с помощью CD проигрывателя или компьютера. Просмотр полнометражных фильмов может происходить не на одном, а на двух занятиях.
Освоение искусства экрана происходит более эффективно, если дети включаются в творческую деятельность. Именно поэтому формирование экранной культуры предполагает не только просмотры и обсуждения мультипликационных, игровых и документальных фильмов, но и выполнение разнообразных творческих заданий, помогающих освоить язык экрана.
Этот этап направлен на приобщение детей к экранным искусствам на основе их собственной деятельности видеотворчества. Пройдя путь создания небольшого экранного произведения видеофильма, дети осваивают основные принципы создания образов в экранных (аудиовизуальных) искусствах. А анимационное направление дает возможность проявить ребенку свои способности и с художественной точки зрения, сделать что-то своими руками, создавая героев и декорации.
Детские и юношеские киностудии в нашей стране существуют давно. В таких студиях дети и подростки занимаются по нескольку лет, снимают фильмы, обучаются мастерству режиссера, оператора, актера. Изучение опыта работы школ в области эстетического воспитания показывает, что с развитием видеотехники значительно возрос интерес детей к самодеятельному творчеству в области киносъемки. Дети под руководством педагогов снимают игровые, документальные фильмы и видеосюжеты, в которых показывают о своей жизни, о жизни своего города, села. Возросший интерес к этому виду детского творчества выражается в том, что в нашей стране проводятся даже международные фестивали детского видеотворчества.
Прежде всего, педагог должен изучить с обучающимися некоторые элементарные сведения из области экранных искусств. Затраченное на это время полностью окупится в дальнейшей работе, сделает процесс творчества осмысленным, поможет найти адекватное выражение интересных идей и замыслов. Такая работа поможет эстетически развить детей, сформировать у них аудиовизуальное мышление.
Направленность данной программы – техническая. Дополнительные образовательные программы технической направленности ориентированы на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Обучение по программам технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности также дают возможность углубленного изучения таких предметов как фото и видео съемка, работа с компьютерными программами.
Новизна программы заключается в более комплексном изучении предметов и дисциплин, не входящих ни в одно стандартное обучении общеобразовательных школ. При создании видео фильма или ролика обучающиеся сталкиваются с изучением не знакомых ранее видов техники, компьютерными программами нового поколения.
Актуальность программы «Искусство кино и телевидения», в том, что она позволяет средствами дополнительного образования приобщить обучающихся к основам киноискусства и созданию собственных видео роликов, создать необходимые условия и мотивацию дальнейшего обучения и развития.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что данная программа позволит выявить заинтересованных обучающихся, проявивших интерес к данному направлению, оказать им помощь в формировании устойчивого интереса к профессиям, связанным с киноискусством и телевидением. В результате её успешной реализации ожидается увеличение числа желающих продолжить свое обучении в профильных учреждениях высшего и среднего звена.
Цель программы: эстетическое развитие и художественное образование обучающихся в процессе формирования навыков грамотного зрителя, создания собственного произведения на материале экранных искусств.
В процессе занятий с учащимися решаются следующие задачи:
Образовательные
– формирование представления о фильме как о произведении искусства;
– изучение основ языка экранных искусств;
– формирование навыков восприятия и анализа фильма;
– знакомство с основными видами и жанрами кинематографа;
– обобщение и систематизация стихийно сложившегося зрительского опыта;
– развитие эмоциональной отзывчивости, умения выражать свои мысли, коммуникабельности;
– расширение зрительского опыта, формирование художественного вкуса и интересов в области кино;
– расширение представлений о языке экранных искусств;
– формирование представлений о возможностях видеосъемки, монтажа, озвучивания фильма;
– знакомство с особенностями работы сценариста, режиссера, оператора, актеров в процессе работы над фильмом;
– знакомство в процессе практической работы с основными этапами работы над видеофильмом;
– расширение представлений о телевидении;
– знакомство с профессиями, связанными с ним.
Развивающие:
– знать особенности языка кино, отличие языка кино от языка других видов искусства;
– уметь выразить свое отношение к игровому и мультипликационному фильму;
– уметь рассказать о герое фильма, его характере, поступках;
– различать основные виды и жанры кинематографа;
– понимать роль музыки в фильме;
– иметь представление о том, что такое основная идея фильма (авторская позиция).
– знать в основных чертах специфику языка кино и уметь с его помощью выразить свою мысль, передать какое-то содержание;
– представлять, как написать небольшой сценарий и подготовить его к съемке (сделать монтажную запись);
– знать, какие существуют этапы работы над фильмом;
– активно включаться в работу на каждом из этапов, выполняя различные виды работ, связанные с созданием фильма (подготовка титров, выбор музыкального сопровождения, выбор объектов для съемок в интерьере или на природе, подготовка реквизита, исполнение ролей и т.д.)
Воспитательные
– формирование устойчивого интереса к техническому творчеству, умения работать в коллективе, стремления к достижению поставленной цели и самосовершенствованию;
– воспитание нравственных, эстетических и личностных качеств, доброжелательности, трудолюбия, честности, порядочности, ответственности, аккуратности, терпения, предприимчивости, патриотизма, чувства долга;
– воспитание интереса к данному направлению;
– воспитание гражданина и патриота своей Родины.
Особенности программы
Программа не ставит своей целью овладение большим объемом специальных знаний в области техники видеосъемки, видеозаписи, монтажа и т. п. Все знания, приобретаемые детьми в кружке, непосредственно связаны с решением тех практических задач, которые предстоит решать в ходе создания любительских фильмов в системе дополнительного образования и в семье. Полученные в объединении знания и умения ребята могут развивать и дальше, занимаясь в творческих мастерских и видеостудиях.
В конце года результатом работы будет считаться съемка небольшого видеофильма, или создание анимационного фильма, а может быть и то, и другое, в зависимости от возраста группы. Собственно, съемке предшествует период подготовки и освоения необходимых знаний и навыков.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы от 10 до 15 лет.
Формируются разнополые группы в количестве 12 человек. В группы принимаются дети независимо от наличия способностей в данной области.
Сроки реализации программы. Продолжительность образовательного процесса – 1 год, в объеме 216 часов. Три раза в неделю по два академических часа, с перерывом 10 минут.
Если занятия группы будут проходить в одной половине дня, а процесс работы потребует перенесения на другое время, то урок будет перенесен на удобное для занятия время.
Ожидаемые результаты.
К концу года обучения дети должны:
– уметь различать фильмы разных видов и жанров;
– уметь обсудить увиденное, выражать свое отношение к увиденному;
– освоить знания о языке и выразительных средствах экрана;
– выполнить ряд творческих заданий, помогающих совершенствовать навыки восприятия и анализа экранных произведений;
– усовершенствовать знания о языке и выразительных возможностях экранных искусств;
– выполнить практические задания по освоению языка кино в процессе видеосъемки;
– выполнить работу по созданию небольшого видеофильма (замысел, сочинение сценария, подготовительный период, съемки, перемонтаж, озвучивание, демонстрация фильма,
– принять участие в конкурсах, выставках, мероприятиях, обсуждении результатов работы.
Методы и формы отслеживания результативности.
Для отслеживания результативности образовательного процесса могут быть использованы следующие методы:
Педагогическое наблюдение;
Педагогический анализ результатов тестирования, диагностических знаний, участия в мероприятиях.
Указанные методы отслеживания могут использоваться как средство определения:
Текущей диагностики;
Промежуточной диагностики;
Итоговой диагностики.
Образовательный результат определяется как итог совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности. Аттестация основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Цель – выявление уровня развития способностей и личностных качеств, обучающихся и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Текущая аттестация проводится по усмотрению педагога с целью определения степени усвоения обучающихся изучаемого материала по окончании темы, раздела.
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 полугодия с целью определения результатов обучения.
Итоговая аттестация проводится с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей на конец срока реализации программы.
Формы проведения педагог определяет самостоятельно. Это могут быть:
диагностические задания;
устный опрос;
контрольные задания;
практические работы;
педагогическое наблюдение;
собеседование;
творческое задание;
выставки, конкурсы, концерты, мероприятия.
Результат аттестации фиксируется в 4-х ровнях:
минимальный;
базовый;
повышенный;
творческий.
Характеристика уровней.
Минимальный – обучающийся программу усвоил не полностью, т.е. не приобрел предусмотренную учебным планом всю сумму знаний, умений, навыков, не выполнил всех задач, поставленных перед ним педагогом.
Базовый – обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную программу, свободно ориентируется в изученном материале.
Повышенный – обучающийся проявляет устойчивый интерес к изучаемому предмету; не только выполняет программу, но и стремится к дополнительным знаниям, принимает участие в конкурсах, выставках, концертах, мероприятиях.
Творческий – обучающийся выполняет программу, дополнительно самостоятельно занимается, проявляет ярко выраженные способности к изучаемой дисциплине, стабильно участвует в конкурсах, выставках, мероприятиях, занимает призовые места.
Критерии образовательной деятельности по образовательной области разрабатываются самостоятельно. (Приложение 1). Итоги заносятся в ведомость, подготавливается аналитическая справка.






























2. Учебно-тематический план

№ н/п
Тема
Всего
часов
Теория
Практика


Вводное занятие.
4
4



Развитие навыков восприятия и анализа увиденного.
12
6
6


Кино как вид искусства.
12
6
6


Виды фильмов.
22
11
11


Знакомство с жанрами кинематографа.
8
4
4


Этапы создания фильмов.
40
20
20


Основы языка кино.
28
18
10


Знакомство с видеокамерой и её возможностями.
16
6
10


Дальнейшая работа с отснятым материалом.
12
6
6


Работа над озвучиванием фильма.
10
4
6


Выход фильма на экран.
12
6
6


Знакомство с телевидением.
12
6
6


Участие в мероприятиях Центра, выставках, конкурсах.
26

26


Итоговое занятие.
2

2


Итого:
216
97
119























3. Содержание изучаемого курса

I. Вводное занятие. 4 ч.
1.1. Вводное занятие по ТБ.
1.2. Знакомство и правила поведения на занятиях объединения.
II. Развитие навыков восприятия и анализа увиденного. 12 ч.
2.1. Беседа о любимых фильмах.
2.2. Смена эмоциональных состояний в процессе просмотра.
2.3. Умение осмыслить свои чувства.
2.4. Просмотр фильма.
2.5. Обсуждение увиденного.
2.6. Поступки и характер героев. Рисование героев фильма.
III. Кино как вид искусства. 12 ч.
3.1. Знакомство с историей развития кинематографа.
3.2. Особенности кино как искусства.
3.3. Просмотр черно-белого фильма.
3.4. Обсуждение увиденного.
3.5. Просмотр цветного фильма.
3.6. Обсуждение увиденного.
IV. Виды фильмов. 22 ч.
4.1. Разные виды фильмов.
4.2. Мультипликация рисованная.
4.3. Мультипликация кукольная.
4.4. Использование новых технологий в создании мультфильмов.
4.5. Просмотр мультипликационного фильма.
4.6. Обсуждение увиденного. Рисование героев мультфильма.
4.7. Документальный кинематограф.
4.8. Просмотр документального фильма. Анализ увиденного.
4.9. Художественный кинематограф.
4.10. Просмотр художественного фильма.
4.11. Обсуждение увиденного. Рисование героев мультфильма.
V. Знакомство с жанрами кинематографа. 8 ч.
5.1. Виды жанров кинематографа.
5.2. Просмотр фильмов разного жанра.
5.3. Обсуждение увиденного.
5.4. Работа над созданием собственного жанра.
VI. Этапы создания фильмов. 40 ч.
6.1. Коллективное творчество в кино.
6.2. Основные кинопрофессии.
6.3. Выбор сюжета фильма.
6.4. Работа над сценарием.
6.5. Понятие о последовательности событий.
6.6. Непрямая последовательность событий.
6.7. Поступки и характеры героев.
6.8. Создание образов в кино.
6.9. Цветовые решения.
6.10. Звук и спецэффекты в кино.
6.11. Музыка в кино.
6.12. Профессия актер. Понятие амплуа.
6.13. Понятие кастинг.
6.14. Профессия каскадер.
6.15. Профессия художник в кино.
6.16. Работа режиссера.
6.17. Знакомство с режиссерами мирового уровня.
6.18. Знакомство с мировыми бестселлерами.
6.19. Просмотр фильма.
6.20. Обсуждение увиденного.
VII. Основы языка кино. 28 ч.
7.1. Кадр как часть пространства. (Фотографический кадр).
7.2. Учимся работать с фотокамерой.
7.3. Соединение кадров.
7.4. Разный масштаб изображения.
7.5. Средний, крупный и общий планы.
7.6. Понятие панорама.
7.7. Переход от одного кадра к другому.
7.8. Выбор сюжета фильма.
7.9. Рисование раскадровки по литературному произведению.
7.10. Правила создания сценария.
7.11. Создаем самостоятельный сценарий.
7.12. Просмотр фильма по литературному произведению.
7.13. Просмотр фильма по специально написанному сценарию.
7.14. Обсуждение увиденного.
VIII. Знакомство с видеокамерой и её возможностями. 16 ч.
8.1. Ракурс как точка зрения видеокамеры.
8.2. Учимся работать с видеокамерой.
8.3. Учимся работать с видеокамерой.
8.4. Особенности экранного произведения, их сходство и различие.
8.5. Просмотр отснятого материала.
8.6. Просмотр отснятого материала.
8.7. Практикуемся работать с видеокамерой.
8.8. Просмотр отснятого материала.
IX. Дальнейшая работа с отснятым материалом. 12 ч.
9.1. Понятие монтаж.
9.2. Использование компьютера в создании фильма.
9.3. Учимся монтировать отснятый материал.
9.4. Учимся монтировать отснятый материал.
9.5. Новые технологии в кино.
9.6. Просмотр и анализ смонтированного материала.
X. Работа над озвучиванием фильма. 10 ч.
10.1. Создание при помощи звуков образа реального мира в кадре.
10.2. Речь героев как средство передачи их образов и характеров.
10.3. Музыка в фильме.
10.4. Просмотр фильма.
10.5. Обсуждение увиденного.
XI. Выход фильма на экран. 12 ч.
11.1. Подготовка фильма к показу.
11.2. Понятие реклама, бюджет фильма.
11.3. Изготовление рекламной продукции.
11.4. Профессия продюсер.
11.5. Просмотр фильма.
11.6. Обсуждение и анализ готового фильма.
XII. Знакомство с телевидением. 12 ч.
12.1. История появления телевидения.
12.2. Обсуждение любимых телепередач. Понятие рейтинг.
12.3. Профессии на телевидении.
12.4. Экскурсия на местное телевидение.
12.5. Роль телевидения как средства массовой информации.
12.6. Играем в «Телевидение» (сюжетно-ролевые игры).
XIII. Участие в мероприятиях Центра, конкурсах, выставках. 26 ч.
X.IV. Итоговое занятие. 2 ч.



































4. Методическое обеспечение

Занятия по изучению искусства кино направлены на формирование у детей навыков восприятия экранных произведений, на развитие способности адекватно понимать экранный «текст», сопереживать и эмоционально откликаться на элементы формы и содержания, уметь оценивать эти произведения и аргументировать свою оценку.
Дети получают представление о том, что у экранных искусств есть свои особые выразительные средства, отличные от средств других видов искусства, это кадр, план, ракурс, монтаж, звук, цвет, движение и т. д.
Эти знания помогут сделать ребенку шаг к освоению тайн «аудиовизуальной речи» точно так же, как он узнает, что слова состоят из отдельных звуков, а их запись производится с помощью букв.
Экранная грамотность, формированию которой посвящены эти занятия, сводится к тому, чтобы воспринимающий (т.е. зритель) мог верно «раскодировать» тот художественный или документальный текст, который передает ему автор в определенных знаках движущемся и озвученном изображении на плоскости экрана. Кроме того, зритель должен в общих чертах представлять, себе, как составляется такой текст.
Знакомство с особенностями языка экрана не является самоцелью это важное и необходимое, но не единственное условие формирования грамотного зрителя. Особое внимание следует обратить на организацию просмотров детьми мультипликационных игровых художественных фильмов, видеофильмов, на проведение обсуждений, в процессе которых ребята должны научиться высказывать свои суждения по поводу увиденного, делиться своими чувствами, впечатлениями. Работа по анализу, совместному обсуждению экранных произведений воспитывает у детей самостоятельность суждений, интерес к мнению товарищей, развивает речь, пополняет словарный запас, учит рассказывать о своих чувствах, вызванных фильмами.
На первых этапах работы над восприятием важно акцентировать внимание на том, чтобы развивать способность активно смотреть и слушать. Педагог показывает ребенку фильмы несколько с другой стороны: оказывается, не просто нужно их с интересом смотреть, но и стараться разобраться в своих чувствах, возникших при просмотре, поделиться своими впечатлениями, услышать другое мнение. Важно увидеть то, чего раньше не увидел, понять то, чего раньше не понял.
Программа включает много таких фильмов, которые могут быть знакомы детям, но это не снижает интереса к ним. Кроме того, самостоятельные просмотры зачастую оставляют экранное произведение для ребенка непонятым или понятым не совсем верно. Часто это происходит из-за того, что дети не задумываются об увиденном, не успевают осознать многих смыслов и значений, понять причинно-следственные связи. То, что очевидно для взрослого, часто бывает непонятным для ребенка. Поэтому детям надо чаще задавать вопросы, активизирующие восприятие, добиваясь подробных описаний облика героев, места действия, времени года.
Важной является работа по усвоению смысла, причинно-следственных связей в событиях, происходящих в фильме. Поэтому надо уделять достаточно внимания даже простому пересказу сюжета, особенно для детей младшего возраста. Обсуждать фильм имеет смысл лишь после того, как педагог убедится, что все дети правильно поняли его содержание.
Рассказывая детям о кино, можно сообщить много интересных фактов из его истории, об основных кинопрофессиях, об интересных ситуациях, произошедших на съемках фильмов. Безусловно, это расширит знания детей о кинематографе, но никоим образом не повлияет на совершенствование навыков восприятия фильмов. Развить навыки восприятия у детей можно, начиная с рассматривания самой маленькой частички фильма кадрика (фотографического кадра), так как здесь уже можно говорить о композиции, о роли цвета в создании настроения, облика героя и т. д. Введение понятия монтажа дает представление об эффекте соединения кадров и рождении нового смысла. Творческая работа по созданию фотофильма, рисование раскадровки помогают закрепить эти знания. Дальнейшее совершенствование навыков восприятия происходит на уровне формирования понятий о кинематографическом кадре. В данном случае он выступает как модель фильма. Будучи небольшим по продолжительности, он позволяет говорить на доступном для детей уровне о звуке, пластике героев, свете и цвете, внутрикадровой композиции. В дальнейшем можно проводить анализ сцены, эпизода.
Изучение языка экрана проводится в доступной для детей форме, с использованием игровых приемов. Так же интересно надо проводить и обсуждение фильма.
Важным является и понятие авторства экранного произведения.
Поскольку под автором здесь понимается режиссер, дети получают представление о том, что все в фильме зависит от выбора режиссера. Например, рассматривая фильм-экранизацию и сравнивая литературный источник и экранное воплощение произведения, нужно подвести детей к пониманию роли режиссера в создании фильма. Каким режиссер представил нам героев, что изменил в содержании, схожи ли настроения, вызываемые литературным произведением и фильмом, и т. д.
Фактически здесь сравниваются позиции двух авторов писателя и режиссера. Программой предусмотрено знакомство с произведениями художественного и документального кино. Дети должны понимать разницу между художественным фильмом, где все от начала до конца вымысел, и документальным фильмом, где материалом для осмысления являются подлинные события и факты. Показывать документальные фильмы можно в случае необходимости замеришь демонстрацией документальных телефильмов или их фрагментов. Здесь также существует реальная возможность продолжить разговор о роли автора в создании экранного произведения. Знакомство с жанрами кино помогает формированию навыков грамотного зрителя. Знакомясь с основными жанрами кино, дети учатся ориентироваться в выборе фильмов, понимать, чем они различаются, адекватно выстраивать свои зрительские ожидания. Хотя в начале обучения ведется работа по формированию навыков восприятия и анализа фильмов, постоянно происходит с закрепление полученных навыков на новом материале. Тематика занятий обучения во второй половине года делится на четыре блока, каждый из которых решает определенную задачу, формирует те или иные знания, умения и навыки ребят.
Первый блок занятий знакомит с правила техники безопасности и правилами поведения на занятиях, дает возможность познакомиться и освоиться в новой аудитории.
Второй блок занятий позволяет выработать в процессе обсуждения и анализа фильмов единую художественную позицию педагога и детей, на материале фильмов выдающихся мастеров проследить, как воплощается в киноматериале авторская мысль, как экран рассказывает о чувствах и поступках героев. Находясь в позиции зрителя, ребята учатся творческому восприятию сотворчеству с автором, стремлению понять его замысел, прочитать авторскую мысль, выраженную языком искусства экрана.
Третий блок занятий дает возможность познакомиться с кинематографом как с видом искусства, узнать историю возникновения и развития.
Четвертый и пятый блоки занятий направлены на более глубокое изучение фильмов: документальных, художественных и анимационных. Подробное раскрытие всех жанров кинематографа. Знакомство с мировыми шедеврами киноискусства.
Шестой блок подробно знакомит с этапами создания фильма, с профессиями кинематографа и дает возможность уже от теории перейти к практике: почувствовать себя в роли авторов, режиссеров, актеров и др. Именно на этом этапе реализуется главная задача: на основе знаний, умений и навыков, приобретенных на предшествующих занятиях, дети воплощают в реальность свои замыслы, становятся авторами собственного фильма. В процесс съемок фильма ребята сталкиваются с необходимостью решать разнообразные творческие задачи, и именно в этой деятельности они постигают специфику экранных искусств, овладевают их языком.
Седьмой и восьмой блоки направлены на изучение языка кино. Постижение этого языка помогает детям не только получить теоретические знания, но и позволяет перейти к практике, в творческой деятельности с использованием видеокамеры проследить возникновение аудиовизуальных образов на базе образов словесных.
Девятый и десятый блоки – это этап деятельности по созданию монтажа и озвучивания фильма. Изучение и использование новейших технологий в современном кинематографе.
Одиннадцатый блок служит завершением общей работы, подробно знакомит с этапами подготовки фильма к выходу на экран и проведением рекламной компании.
Двенадцатый блок дает возможность познакомиться с телевидением и профессиями, связанными с ним.
Для работы в кружке необходима следующая видеовоспроизводящая и видеозаписывающая аппаратура:
– видеокамеры (профессиональная, или полупрофессиональная, с русским интерфейсом);
– видеопроектор;
– компьютеры;
– компьютерные программы для видеообработки отснятого материала; для создания мультфильмов;
– диски или другие носители для записи готовой продукции.




















































5. Условия реализации

Для успешной реализации программы необходима аудитория, соответствующая нормам СанПиНа. В помещении должны быть открывающиеся окна для проветривания. Естественное и искусственное освещение мастерской должно удовлетворять требованиям Санитарных правил. Вентиляция может быть естественной, механической или смешанной и должна обеспечивать воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренными санитарными нормами. Отопление должно обеспечивать равномерно температуру.
Перечень мебели, необходимой для работы объединения: рабочие столы, стулья, стол руководителя, шкаф руководителя.
Для работы в кружке необходима следующая видеовоспроизводящая и видеозаписывающая аппаратура:
– видеокамеры (профессиональная, или полупрофессиональная, с русским интерфейсом);
– видеопроектор;
– компьютеры;
– компьютерные программы для видеообработки отснятого материала; для создания мультфильмов;
– диски или другие носители для записи готовой продукции.
























6. Список литературы

Для педагога.
1. Баженова Л. М. В мире экранных искусств: Книга для учителей начальных классов, воспитателей и родителей. М.,1992.
2. Баженова Л. М. Герои книг на экране. Работа с фильмом-экранизацией // Начальная школа. 1998. № 2.
3. Баженова Л. М. Изучение экранных искусств в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. 2000. № 1.
4. Вайсфельд И. В. Кино как вид искусства. М.,1980.
5. Захарова Е. А. Развивающий экран // Искусство в жизни детей: опыт занятий с младшими школьниками. М., 1991.
6. Кино: Энциклопедический словарь. М., 1987.
7. Кино юным. М., 1985.
8. Красный Ю. Е., Курд юкова Л. И. Мультфильм руками детей: Книга для учителя. М., 1990.
9. Мудрость вымысла. М., 1983.
Усов Ю. Н. В мире экранных искусств. М., 1995.

Для учащихся.
1. Баженова Л. М. Наш друг экран. Вып. 1,2. М., 1995.
2. Бондаренко Е. А. Экскурсия в мир экрана. М., 1994.
3. Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. М., 1994.
4. Усов Ю. Н. В мире экранных искусств. М., 1995.

15