Сценарий Чтобы не было беды
Классный час «ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ»
Цель: создание условий для предупреждения возможных опасных жизненных ситуаций для учащихся.
Задачи:
обучающие: углубить и систематизировать знания учащихся о правилах безопасного поведения дома и на улице;
развивающие: способствовать формированию у учащихся осознанной потребности в сохранении своего здоровья;
развивать умение анализировать возможные опасные жизненные ситуации и способность принимать правильное решение;
развивать навыки осознанного применения основных правил безопасного поведения дома и на улице;
воспитывающие:
воспитывать у учащихся ответственное и бережное отношение к своему здоровью;
способствовать воспитанию у учащихся внимательности, ответственности за свои поступки, находчивости.
1. Вступительное слово учителя. Слайд 1.
Ребята, мы живём в современном и сложном мире. Жизнь, как бы сложна она ни была временами, замечательна. Недаром, все мы так дорожим ею. Однако на свете существует много опасностей, которые подстерегают людей на их жизненном пути. Надо сказать, что на протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают всё, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками. Для того чтобы обезопасить себя в той или иной сложной ситуации или вообще её избежать, вы должны знать, какие бывают чрезвычайные ситуации и как себя вести, если случилась беда. Но в первую очередь, вы должны знать, что при любой чрезвычайной ситуации необходимо звонить в службу спасения 01 или 112 (с мобильного телефона). И спасатели всегда придут к вам на помощь!
2. Беседа. Разбор чрезвычайных ситуаций.
А сейчас давайте отправимся в путешествие! Если каждый из вас дойдёт до заветной цели, вы получите приз. Но наше путешествие будет не простым, мы с вами повстречаемся со сложностями, но я думаю, что ваши знания помогут всё преодолеть.
Итак, полный вперёд!
Учитель. Сегодня мы поговорим о правилах безопасности при обращении с (огнём). А с чем мы встретимся на первой станции, вы узнаете, отгадав загадку. Внимание, загадка.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может – два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
Так о чём мы будем говорить? О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Учитель. Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку.
В старину огонь был судьёй в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится между двух огней.
Говорят, что огонь – друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.
Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.
При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на пути, и остановить его бывает трудно.
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают «ноль – один».
И вот машины красные
Спешат в места опасные.
Ребята, а кто же эти добрые друзья, которые всегда готовы прийти на помощь?
Дети. Это пожарные.
Учитель. Правильно,
Прохожие сторонятся – пожарные торопятся.
На борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди. Бросаясь в огонь для спасения людей, они часто забывают о собственной жизни.
1.Спички детям не игрушки!Но, устроив постирушки,Мама спички не убралаС нашего кухонного стола.И Илюша просто смогДостать заветный коробок.Развел он в детской костерок,Потушить его не смог.Команда пожарных трудилась,Илюша собой не гордился 2.Если в Вашей замечательной квартиреЗагорелся телевизор, нужно срочноВам звонить не «ноль четыре»,«Ноль один» звоните днем и ночью!А пока пожарная команда едет к Вам,Вы телевизор обезточьтеИ накройте одеялом или пледом.Огонь погаснет – это точно!3. Сначала капал дождик с неба и был он мелок как слезаНо резко туча налетела и приближается грозаГроза опасна, спору нету, но разум твой всегда с тобойТы должен знать немного правил: Ты рядом с деревом не стой,Не подходи к воде поближе. Она для тока проводникОб этом должен помнит каждый, в особенности ученик!4. Рано утром на работу, собираясь впопыхах,Позабыв о всех заботах, мчимся мы на всех парах.И примчавшись на работу, начинаем вспоминать,Не забыли ли случайно сделать что-нибудь не как.И в последнюю минуту, перебрав все в голове,Нас охватывает ужас, о включенном утюге.Позабыв про все на свете, про работу, про дела.И представив этот ужас, что могло нас ожидать.Так что ВЫ урок учтите, и запомните друзья,Прежде чем уйти из дома, проверяйте все сперва.
ШУТОЧНАЯ СКАЗОЧНАЯ СЦЕНКА
Действующие лица:
Два рассказчика,
Царь,
Иван Царевич,
Царевна-лягушка.Первый рассказчик:Жил-был Царь, а с ним ИванВ царстве отдаленном,И не знали ничегоПро огонь определенноВторой рассказчик:Ваню Царь к себе зоветИ наказ такой дает.Царь:Ведь пора тебе жениться,А то как же без жены,Если вдруг пожар случится,Все погибнем быстро мы!Ты найди жену такую,Чтобы знала, что сказать,Потушить кого позвать.Нам такую молодицуНадо в царство зазывать!Первый рассказчик:И надумал наш ЦаревичВ темный-темный лес пойти,Чтоб по кочкам прогулятьсяИ жену себе найти.Второй рассказчик:И зашел он в темный бор:Ветки, хворост, косогор.Ноги, руки – все сломаешь,И решил сложить костер.Первый рассказчик:Чтоб поесть и отдохнуть,Ну а после – в долгий путь,Ведь жену себе он ищет,А не просто что-нибудь!Второй рассказчик:Только спичку он зажег,Жаба из болота – скок.Говорит ему по-русски:Царевна-лягушка:Совершаешь ты поджог!Ты, Царевич, идиот,Полный олух, обормот!Загорится лес в секунду,И ничто нас не спасет!Первый рассказчик:Посмотрел на жабу ВаняИ подумал про себя.Иван Царевич:Несмотря на то, что жаба,Будешь ты жена моя!Ведь такую я искал,Чтоб, раз где-нибудь пожар,Вмиг подскажет, что нам делать,В царстве без нее – аврал!Все, теперь решил – женюсь!С ней пожаров не боюсь!Ну и что, что как лягушка,И зеленая что! Пусть!Знает технику онаБезопасности пожарной!Это клад, а не жена!Все со мною солидарны!Первый рассказчик:Сказка – ложь, да в ней намек,Добрым молодцам урок.Коль надумал ты женитьсяИ невесту приволокВторой рассказчик:Изучай ты с ней вдвоем,Как вести себя с огнем,Чтобы вам с женой в дальнейшемНе спалить всем вместе дом!
_____________________________
А сейчас сотрудник МЧС, выпускник нашей школы Берёзка Анатолий проведёт с вами викторину по пожарной безопасности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Викторина по ПБ»
Игра на внимание «Это – я, это – я, это все мои друзья!»
Учитель: Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Ребята: (Молчат)
Учитель: Кто соседской детворе
· Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол -
Еле сам живой ушёл?
Ребята: (Молчат)
Учитель: Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.
_______________________________________________________
Станция «ОДИН ДОМА»
ОДИН ДОМА: ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В СТИХАХ
1.Если вдруг остановилась
На обочине машина
И тебя туда позвали, вроде что-то расспросить,
Притворись, что ты не слышишь,
Проходи спокойно мимо,
Это может быть уловка, чтобы силой затащить.
А потом, поди, отбейся,
Если ты не Шварценеггер
И силачка как Валуев, или как Жан-Клод Ван Дамм.
На настойчивые просьбы
Ни за что не отзывайся
Кто их знает, что им надо, этим странным господам.
2.Не открывай дверь чужим людям
Коль дверной звонит звонок –
Посмотри сперва в глазок,
Кто пришёл к тебе, узнай,
Но чужим не открывай!
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать –
Дверь не вздумай открывать!
Если в дверь начнут ломиться –
То звони скорей в милицию!
3.Не разговаривай по телефону с незнакомыми людьми
Если телефон звонит,
Кто-то в трубку говорит:
– Как тебя зовут, малыш?
Дома с кем сейчас сидишь?
И куда же я попал?
Номер я какой набрал? –
Ничего не отвечай,
Срочно маму подзывай!
Если взрослых дома нет,
Не веди ни с кем бесед,
– До свидания! – скажи,
Быстро трубку положи!
4.Не трогай незнакомые предметы
Есть в квартире много скляночек,
Разных тюбиков и баночек.
В них хранятся средства разные,
Даже иногда опасные.
Кремы, пасты и таблеточки
В рот тащить не надо, деточки –
Отравленье обеспечено
И здоровье изувечено!
5.Если с кем-то случилась беда, окажи посильную помощь
С другом твоим приключилась беда?
Не покидай ты его никогда,
А подбодри, «всё в порядке!» - скажи,
Помощь посильную сам окажи.
Если ему не сумеешь помочь,
Не убегай ты испуганно прочь,
Взрослых на помощь зови поскорей!
Время и силы свои не жалей!
Помни: в лесу, на земле, на воде
Люди людей не бросают в беде!
6. Будь осторожен при обращении с источником тока
Ты, малыш, запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в неё совать.
Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что, прости,
Могут даже не спасти.
Дело кончится бедой –
Ток в розетке очень злой!!!
Песенка "Одни дома"
(На мотив песни «Улыбка»)
На работе взрослые с утра,
И одни остались дома сын и дочка,
Учит брата старшая сестра
Чиркать палочкой о спинку коробочка.
И когда наверняка
Дрогнет детская рука –
Испугается ребёнок с непривычки,
Безо всякого труда
Начинается беда.
Так как пламя начинается со спички.
Пробежал весёлый огонёк,
И, как зайчик, он запрыгал по газете.
Что опасно, им и невдомёк,
И следят за ним с улыбкой наши дети.
А дорога коротка
Для любого огонька,
И уже дымятся разные вещички.
Безо всякого труда
Начинается беда,
Так как пламя начинается со спички.
Вот уж дым пошёл из-под дверей.
И соседи «01» набрать успели,
И спасли пожарные детей,
А вещички, извините, все сгорели.
Не случилась бы беда,
Если б взрослые всегда
Убирали от детей подальше спички.
Безо всякого труда
Начинается беда,
Так как пламя начинается со спички.
Сюжетно-ролевая игра «Один дома».
А сейчас давайте немного поиграем.
Учащимся на карточках предлагаются ситуации для разыгрывания сценок. Задание для зрителей: прокомментировать действия участников, обосновать, насколько они были правильными.
Ситуация 1. Миша один дома. Звонит телефон. Мальчик берёт трубку и слышит незнакомый голос: «Здравствуйте, а родители дома?»
Как бы вы поступили на месте Миши?
Ситуация № 2. Виталик дома один. Звонок (стук) в дверь. Смотрит в глазок, увидел незнакомого человека, спрашивает: «Кто там?»
Последовал ответ: «Откройте, милиция! Человеку плохо, от вас вызовем «Скорую помощь».
Как бы вы поступили на месте Виталика?
Ситуация № 3. Сергей один дома. Кто-то пытается ключом открыть входную дверь. Сергей спрашивает: «Кто там?»
Последовал ответ: «Сантехники! Мы проверяем отопительную систему!»
Как бы вы поступили на месте Сергея?
Молодцы, ребята! Вы правильно прокомментировали данные возможные ситуации.
Станция «Дорожное движение»
АЗБУКА ДВИЖЕНИЯ
Раньше счёта и письма,
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Правила движения!
Транспорт разный на дороге:
Легковой и грузовой,
Государственный и частный,
Пассажирский городской.
По проезжей части ездят
Все по правой стороне,
Это Правило движенья
В нашей действует в стране.
Люди по обочине
Двигаться должны
Транспорту навстречу
С левой стороны.
Переход через дорогу
Мы с тобой всегда найдём:
Полосатая дорожка
Нарисована на нём.
Рядом знак дорожный ставят:
«Пешеходный переход»,
Здесь дорогу переходит
Весь сознательный народ.
Если же под перекрестком
Есть подземный переход,
По нему через дорогу
Ходит каждый пешеход.
Перекресток переехать
И дорогу перейти
Всем нельзя одновременно,
Не столкнувшись на пути.
Регулирует движенье
Электроприспособленье
Под названьем СВЕТОФОР.
Светит ярко он нам с вами
Разноцветными огнями,
И про них наш разговор.
Загорелся Красный Свет,
Это значит – хода нет.
Светофор сигналит строго:
«Не ходите на дорогу!»
Если Желтый Свет горит,
Подождать он нам велит.
А когда горит зелёный,
Ясно всем, определенно
Светофор тот говорит:
«Переход для вас открыт!»
Если светофора
Нет на переходе,
Посмотрите влево
Прежде, чем пойдёте.
Посреди дороги
Вправо посмотрите,
Транспорт пропустите,
А потом идите.
Где вдоль улицы барьер,
Там нет перехода.
Транспорт движется за ним,
Не сбавляя хода.
За барьером можно сразу
Под колёса угодить:
Ведь тяжёлую машину
Нелегко остановить.
Мчатся по дороге
Быстрые машины,
Там вы попадёте
Прямо к ним под шины.
Если транспорт на дороге
У обочины стоит,
Он обычно пешеходам
Закрывает общий вид.
Грузовик или автобус
Обходить опасно,
Это каждый пешеход
Должен знать прекрасно.
Чтоб дорогу видеть слева
И машины пропустить,
Грузовик или автобус
Надо сзади обходить.
Спереди трамвай обходят
Пешеходы, зная,
Что опасность им грозит
От встречного трамвая.
Во дворе играют дети,
По дороге транспорт едет.
Не случилась, чтоб беда,
Не ходи играть туда.
И всегда в любой игре
Оставайтесь во дворе.
На проезжей части
Может быть несчастье.
Просмотр фильма.
4. Заключительное слово учителя.
Знают взрослые и дети,
Что ценней всего на свете:
Безопасность и здоровье
В жизни – главное условие.
Ребята, мы разобрали с вами много чрезвычайных ситуаций. Надеюсь, что вы запомнили, что нужно делать, если с вами случится беда. В заключение нашей беседы запомните Формулу Безопасности, она заключается в следующем:
- предвидеть опасность;
- по возможности избегать её;
- при необходимости действовать решительно и чётко;
- бороться до последнего, активно, всеми возможными способами просить о помощи и самому её оказывать тем, кто попал в беду.
Рисунок 155