Конспект урока русского языка во 2 классе «Род имён существительных .Существительные общего рода» (система Занкова) Урок-праздник ОНЗ
Конспект урока русского языка
во 2 классе
«Род имён существительных .Существительные общего рода»
(система Занкова)
Урок-праздник ОНЗ
подготовила
Ногаева Алла Владимировна
учитель начальных классов
высшей категории
г Владикавказ
2014-2015 учебный год
Тема: Род имён существительных. Существительные общего рода. (2 класс)
Цель урока
Познакомить учащихся с существительными общего рода, их особенностями .Сформировать умение находить существительные общего рода в тексте, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.
Обогащать и развивать речь учащихся.
Воспитывать доброжелательность, интерес к русскому языку.
В ходе урока учащиеся знакомятся с существительными общего рода Урок способствует развитию всех видов универсальных учебных действий. На этапе рефлексии дети сами оценивают свою работу и товарищей, высказывают мнения делают выводы.
Оборудование: . Мультимедийный проектор, ноутбук, экран ,орфографические словари , раздаточные карточки ,памятка-алгоритм
Тип урока: Урок-праздник ОНЗ
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1)Организаци-онный момент. Мотивация к учебной деятельности У: - Готовы ль вы начать урок?Все ль на месте, все ль в порядкеКниги, ручки и тетрадки?Проверили? Садитесь!С усердием трудитесь!
У: Начинаем урок русского языка
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
2)Чистописа-ниеНа доске вперемежку записаны буквы и звуки(транскрипция)
а-(а) з-( з)-(з”) м-(м)-м” и-(и) -Какое задание можете предложить на чистописание?
-Найдите букву по её звуку:согл.,звонкий,парный,твёрдый.
-Составьте и запишите три соединения :буква з и гласные а, и
-Составьте слово из звуков, записанных на доске.
-Подберите два однокоренных слова.
-Найдите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Назовите грамматические признаки имени существительного с опорой на правила. 1.Прописать буквы
2.Составить сочетания из букв.
3.Составить слова
Дети в тетрадях пишут Зз Зз ЗзДети записывают
иза(?) заи зиаСлово ЗИМА
Зимушка, зимнийИмя существитель-ное,жен.р.,ед.ч.,нариц.,неодуш. 3)Актуализа-ция знаний
Национально-региональный компонент
1) Ввод в тему.
-О какой части речи будем говорить на уроке? Угадайте!
-Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья, вот главный мой секрет:
.
2) Тест
(приложение 1)
- Мы продолжаем изучение имени существительного, и вы уже достаточно много знаете об этой части речи.
- Мне приходилось слышать такой ответ: «Имена существительные изменяются по родам, числам ». Верно?
- Действительно, в русском языке, в отличие от английского, финского, турецкого, армянского, узбекского, где нет деления по родам, существительные относятся к одному из трех родов. А в осетинском языке?
-Как же можно определить род существительных в предложении?
Работа в парах.
-У вас на партах карточки. Разложите слова, записанные на них, в две группы-по родам.
Снеговик, вьюга,стекло,
метель,окно,узор. Об имени существительном
Нет. Имена существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему.
Тоже нет
Чтобы определить род имени существительного, надо подставить слова ОН МОЙ, ОНА МОЯ, ОНО МОЁ
Дети зачитывают слова по родам.
Цель: организовать актуализацию изученного материала, достаточного для изучения нового материала
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
4)Постановка проблемы
-Задание по вариантам.
1 вар.-выпишите существительные мужского рода
2 вар.-выпишите существительные женского рода
ХОЛОД
В(Ь,Ъ,_)ЮГА
МОРОЗ
ЗАДИРА
-Как получилось, что слово задира выписали оба варианта?
-Как понимаете значение слова ЗАДИРА? Это положительное качество человека?
-Как определить, какого рода эти существительные ? .Дети выписывают слова и по вариантам зачитывают.
?????
Цель:
1) зафиксиро-вать причину затруднения
2) организовать диалог по проблемному материалу
3)организовать уточнение и согласование темы урока
Познавательные УУД
5)Построение проекта выхода из затруднения
-Подставьте слова помощники. Какой же вывод можем сделать?
-От чего же зависит какого рода будут такие существительные? Он мой задира
Она моя задира
Так мы можем назвать и мальчика, и девочку,
- лицо и мужского, и женского пола.
Значит,есть такие слова,которые можно отнести одновременно к мужскому и женскому роду.
И зависит это от того, о ком мы говорим(о девочке или о мальчике) Личностные УУД
Регулятивные УУД
5).Проблемное объяснение нового материала
-Значит , у нас появился ещё один род? Но какой?
-Правильно ,ребята, это не четвёртый род существи-тельных.
Эти слова стали общими для мужского и женского рода, поэтому их и назвали словами ОБЩЕГО рода.
-Он общий для мужского и женского рода.
Цель:
соотнесение нового знания с правилом в учебнике
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
6).Физминутка«Метель»-движения снежинок
-Почему именно танец снежинок я вам предложила на физминутку? -Все слова у нас на уроке связаны одной темой –«Зима» 7).Этап закрепления новых знаний
Работа с лексическим значением слов
-Давайте по словарю уточним лексическое значение слова ЗИМА.
-Зима приходит не с пустыми руками.
Посмотрите, что она нам принесла.
На доске прикреплён подарок(за ним прикреплё бенгальский огонь) и подарки(за ними прикреплены билеты на новогоднюю ёлку)
-Какая разница между словами?
О каком грамматическом признаке существительного можете рассказать?
-А может зима быть собственным им. существительным?
-Как называется такой приём в литературе?
Дети выполняют морфологический разбор слова ЗИМА с последующей ВЗАИМОПРОВЕРКОЙ по
Да.
«Зима недаром злится…».
«Поёт Зима,аукает..»
Олицетворение.
Зима-ж.р., мороз-м.р.
Дети выбирают и доказывают ,состав-ляя словосочетания или предложения.
Познавательные УУД
Цель: организовать усвоение детьми нового материала
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
8).Закрепление изученного материала
- Перед вами на доске слова.
Определите их род. Определите ,какие из них подходят к слову ЗИМА, а какие к слову МОРОЗ.
ЗАДИРА
ЗАБИЯКА
-Почему оба слова можно одновременно поставить к слову зима и мороз?
Работа по карточкам:
а)Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы:
1 вар.
З_ма задира ,в_сну так и дразнит.
2 вар.
М_ро_ задира за нос всех так и щиплет.
б) Из слов,написанных на карточке , выпишите только те, которые являются положительными качествами человека и будут существительными ОБЩЕГО РОДА.
Красивый,умная,капризуля,умничка,кривляка.
-Кого из вас по тому, как вы помогали мне на уроке я бы могла назвать этим словом?
-Почему среди поднявших руку есть и девочки и мальчики?
-А какие ещё слова общего рода вам встретились на карточке?
СИНКВЕЙН
УмничкаСтарательный, добрая
Радует помогает
УЧИТЕЛЬ
Каждый из вас у меня УМНИЧКА
ОБЩИЙ РОД Это существительные ОБЩЕГО РОДА,
Работают на листочках
УМНИЧКА.
Это существительное ОБЩЕГО рода.
Познаватель-ные УУД
Цель: организовать усвоение детьми нового материала
Регулятивные УУД
Познаватель-ные УУД
Коммуника-тивные УУД
12.Рефлексия О том, что нового вы узнали сегодня на уроке ,что вам запомнилось, удивило, может быть осталось непонятным нам расскажут ваши карточки.переверните их.На обороте вы видите снежинки.
Предлагаю устроить СНЕГОПАД знаний. Выходите к доске и высказываетесь о сегодняшнем уроке.
-Я тоже хочу выразить своё мнение об уроке. Спасибо вам за работу: я получила удовольствие от урока, я увидела, что у вас достаточно «надёжные» знания об имени существительном. Конечно,нам ещё многое предстоит узнать об этой части речи. Но мы можем теперь переходить к следующей теме. А каждый из вас у меня МОЛОДЕЦ (поняли?)
Вот вам мой подарок.
(Зажигается бенгальский огонь из ПОДАРКА, а ВНЕЗАПНО появившийся Дед Мороз достаёт спрятанные за картинкой на доске ПОДАРКИ: пригласительные на ёлкуЦель: организовать фиксацию нового материала ,изученного на уроке
Регулятивные УУД
Познаватель-ные УУД
Коммуника-тивные УУД
Личностные УУД
13.Домашнее задание Мини-проект: найти как можно больше слов общего рода.
Выделить текстовыделителем те слова , которые можно отнести к себе.
Нарисовать рисунки Цель: закрепление нового материала
Познаватель-ные УУД
Коммуника-тивные УУД
Личностные УУД
Приложение 1
.Имя существительное – это ...
а) часть речи; б) часть предложения; в) слово.
2.Имя существительное обозначает ...
а) признак предмета; б) предмет; в) действие предмета.
3.Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова:
он, мой?
а) Мужского рода; б) среднего рода; в) женского рода.
4.Найди ошибку.
а) м.р. – скрипач, аккордеон, кофе; б) ж..р. – земляника, зеркало, жизнь;в) ср.р. – яблоко, желание, подземелье.
5.На конце имен существительных какого рода после шипящих пишется Ь знак?
а) Мужского рода; б) среднего рода; в) женского рода.
6.Укажите собственное имя существительное
а) С(с)негирёв; б) С(с)негопад; в) И(и)ней.
Приложение 2.
В результате мини-проекта был составлен словарь имен существительных общего рода.
бедняга калека неумеха ревушкабедняжка каналья неумейка ровня
белоручка коротышка обжора самоучка
бродяга кривляка одиночка сирота
тараторка
душенька молодец полусирота тезка
егоза молодчина попрошайка тихоня
ехида мямля почемучка трещотка
ехидна невежа привереда трудягазубрилка неряха рева юла ябеда
растяпа шельмабрюзга кровопийца писака сладкоежка
всезнайка кроха пискля сластена
выскочка лакомка плакса соня
горемыка левша подлиза сутягагрязнуля лежебока подпевала
жадина невежда придира тупица
жадюга невеличка пройдоха умница
забияка невидимка проныра ханжа
задира недотепа простофиля хапуга
зазнайка недотрога пустомеля
чистюля
злючка неровня
тараторка
душенька молодец полусирота тезка
егоза молодчина попрошайка тихоня
ехида мямля почемучка трещотка
ехидна невежа привереда трудягажадина невежда придира тупица
жадюга невеличка пройдоха
хвастунишка
заика недоучка пьяница хитрюга
замарашка неженка работяга худышка
зевака незнайка разиня цареубийца
злюка непоседа растеряха