Классный час Дорожить званием кадета!


Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Севастопольское президентское кадетское училище»
Министерства обороны Российской Федерации












Классный час
«Дорожить званием кадета!
Умножать традиции кадетского училища»


разработала классный руководитель 7-Г класса 3 курса
Косенко В.Г.


















г. Севастополь
2015 г.


Цель: формирование у учащихся таких качеств, как патриотизм, любви и уважения к своему Отечеству, гражданственность, чувство долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам России, к военнослужащим; пробуждать готовность стать защитником Отечества, об этических традициях русского воинства; формировать представления учащихся о духовно- нравственном смысле понятия "честь", "патриот".

Задачи:
Способствовать утверждению патриотических ценностей, повышению престижа воинской службы и защиты Отечества.
Формировать позитивную оценку нравственных качеств: честь, долг, благородство.
Способствовать осознанию собственных возможностей в выборе будущей профессии, связанной с Вооружёнными силами России.
Воспитывать коммуникативную культуру. (Слайд 2)

Форма проведения: ток – шоу.

Подготовительная работа: распределить роли среди кадет: военные историки, знатоки кадетских традиций.

Оформление:
-презентация с портретами известных кадетов(М.И. Кутузов, П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, Д.Н.Сенявин, М.П. Лазарев, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Н.С. Лесков)

Эпиграф:
Честь - это стремление быть благородным, высшим существом по внутренним достоинствам, свершать поступки, достойные славы, без всякого принуждения извне и без всякого другого  вознаграждения, кроме одобрения своей совести.  П.А. Румянцев

Воспитатель:
Все помнят, как популярен был не так давно сериал «Кадетство». Причина его популярности – в героях, которые покорили всех своим благородством, искренностью, надёжностью. Эти 15 летние ребята проходят настоящую «школу выживания» и мы видим, что на них действительно можно положиться. Но больше всего покорил всех тот дух кадетского братства, который объединил и этих ребят, и их воспитателей. Не случайно после этого сериала так выросли конкурсы в суворовские училища, в кадетские корпуса. Но современные кадеты – это наследники русских традиций, которые идут ещё с 18 века. Истоки этих традиций мы и проследим сегодня в ходе нашего ток – шоу.
Но сначала мы посмотрим на экран портреты (М.И. Кутузов, П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, Д.Н.Сенявин, М.П. Лазарев, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Н.С. Лесков). Что объединяет всех этих великих людей?
Ответы детей: Они все были кадетами. Они гордость России. (Ими гордится Россия)
(Слайд 3)



Детство кадетства

Воспитатель: Традиции – это правила, взгляды, вкусы, обычаи, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются длительное время. Кадетские традиции, которые так привлекательны для современной молодёжи, складывались на протяжении 18 -19 веков в первых кадетских корпусах. Каковы истоки этих традиций? Годятся ли они для современной молодёжи? В чём причина такой популярности кадетских корпусов в наши дни? Эти вопросы мы обсудим сегодня.

Кадет – историк № 1: Французское слово cadet означает «младший», «несовершеннолетний». Так во Франции называли молодых дворян, зачисленных на военную службу, но не произведённых в офицеры. Потом в Европе так стали называть учеников специальных кадетских школ, где дворянские дети готовились к военной службе.

Кадет историк № 2: В России первые закрытые учебные заведения для кадетов появились при Петре I Навигационные, артиллерийские, инженерные школы, Морской корпус – это были учебные заведения интернатного типа, в которых готовились офицерские кадры для русской армии, а также чиновники для государственной службы. Но учебный процесс в этих заведениях был несовершенным, ученики часто совершали побеги, несмотря на жестокие наказания. Многие выпускники не хотели служить по полученной специальности. Армия и флот испытывали страшную нехватку профессиональных офицеров. Нужна была новая система организации военного образовании, которая сделала бы военную службу престижной и привлекательной.
Так появилась идея создания новых закрытых школ – кадетских корпусов.

Кадет – историк № 3: В 1732 г в России был открыт Сухопутный шляхетский кадетский корпус. В 1800 г. он и был переименован в Первый кадетский корпус. Это престижное учебное заведение располагалось в роскошном дворце Меньшикова в Санкт – Петербург. В его стенах учились генерал Пётр Александрович Румянцев, многие герои русско– турецких войн, победители Наполеона. А второй кадетский корпус был открыт ровно через 30 лет, в 1762 году. Тогда он назывался Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус. В 1800 году его переименовали во Второй кадетский. Это учебное заведение стало крупнейшим в России центром по подготовке артиллерийских инженерных кадров русской армии. В числе его выпускников – сам фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев – Кутузов. Он, кстати, впоследствии был руководителем Первого кадетского корпуса. (Слайд 4)
Кадет историк № 2: В 1752 году указом императрицы Елизаветы Петровны был образован Морской шляхетный кадетский корпус, который стал подлинным центром подготовки офицеров для российского флота. Среди выпускников – адмиралы Ф.Ф. Ушаков, Дмитрий Николаевич Сенявин, Михаил Петрович Лазарев, отважные мореплаватели Иван Фёдорович Крузенштерн и Фаддей Фадеевич Беллинсгаузен. (Слайд 5)

Кадет – историк № 1: А был ещё Пажеский корпус, горный кадетский корпус, Сиротский кадетский корпус, Финляндский топографический - 49 кадетских корпусов было создано в России за 200 лет. Это были учебные центры по подготовке элиты русского общества – офицеров, государственных чиновников, общественных деятелей. (Слайд 6)

Блок обсуждения

Воспитатель : Какие современные кадетские школы вам известны? (Нахимовское училище, суворовские училища, кадетские гимназии, кадетские классы)





«Школа выживания»

Информационный блок.

Знаток №1
Учёба в кадетском корпусе была для первых кадет настоящей школой выживания. Будущих воинов родители отдавали в корпус с 6, а то и с 4 лет. Тут на казарменном положении дети находились, пока им не исполнится 21 год. При этом родители оставляли подписку, что они добровольно отдают детей в заведение не менее чем на 15 лет и «даже во временные отпуски их брать не будут».

Знаток №2.
Воспитание и обучение кадет строилось так, чтобы подготовить их к трудной военной жизни. «Надо взрастить младенца, - сказано в приложении к уставу, - здорового, гибкого и крепкого, вскоренить в душе его спокойствие, твёрдость и неустрашимость.». Распорядок дня в кадетском корпусе был казарменный. Дети поднимались в 4-5 часов утра. На классные занятия отводилось 6 часов в день, на строевые упражнения – 4. Температура в классных помещениях была не выше 15 градусов.

Знаток №1.
Ежегодно весь корпус вывозился на 2 месяца в летний лагерь для отработки управления войсками и несения военной службы. Так что условия воспитания были далеко не тепличными. А на встречи с родителями оставались считанные дни.

Знаток №2.
К каждому кадету учителя подходили индивидуально: на одного учителя приходилось 5-7 кадет, а в обычных школах и училищах 30-50. Да и учителей для кадет подбирали особых – каждый мог служить примером для воспитанников.

Знаток №1.
В распорядке дня отводилось время и для молитвы, и для посещения библиотеки, драмкружка, музея, танцевального класса. Треть всего учебного времени отводилось на изучение языков. Было время, когда к кадетам Первого кадетского корпуса приставлялись иностранные гувернёры- «аббаты». Аббаты дежурили по две недели, и какой национальности был дежурный аббат, на том языке должны были все говорить. Неудивительно, что Первый кадетский корпус дал так много послов и военных дипломатов.

Знаток №2.
Телесные наказания кадет не приветствовались. Но выбор наказаний был богатым:
- выговоры при собрании своих товарищей
-штрафной стол (т.е питание отдельно от товарищей)
- сажание под арест и на осла (дворянин мог ездить только на лошади, посадить его на осла считалось бесчестьем)
- лишение постели и подушек
- одевали специальный штрафной китель чёрного цвета
- прислуживание кадетам во время обеда
- ограничение в питании (хлеб, вода)
- заключение в кандалы
Что из перечисленного предпочли бы вы? (Дать детям время для обсуждения) ( Слайд 7)

Знаток №1
Несколько раз в году кадеты сдавали экзамены, которые проходили публично в присутствии высших чинов военного ведомства. Лучшие ученики награждались золотыми и серебряными медалями. А выпускники, отличившиеся в учёбе, приобретали право на чин поручика, а также могли за казённый счёт «отправляться в чужие края на три года».

Знаток №2
Выпускников не теряли из виду, следили за их воинскими успехами. Особенно это касалось георгиевских кавалеров. Имена выпускников, награждённых орденом святого Георгия, заносились на мемориальные доски. Были и специальные «черные доски», на которые заносились имена погибших в боях с кратким описанием их подвигов. Всё это давало образцы для подражания, наполняло сердца кадет гордостью за своих товарищей, за своё учебное заведение.
Блок обсуждения.

Воспитатель : Да, учёба в кадетских корпусах и жизнь вдали от дома – всё это было нелегко, особенно для маленьких детей. Но что же заставляло родителей отрывать от сердца своих любимых крошек и отдавать их в эти суровые военные заведения, расставаясь с детьми на долгие годы? Что думают по этому поводу участники ток-шоу?

Примерные ответы детей:
- Забота о будущем детей, желание дать им хорошее образование.
- Бедность – многие учились за государственный счёт.
- Раньше семьи были многодетными, детей не так опекали как сейчас
- Желание продолжить офицерскую династию: многие дворяне были офицерами.
- Чувство патриотизма, долга перед Отечеством.

Воспитатель : Какие порядки в кадетских корпусах вам понравились, а какие показались чрезмерно суровыми? (Ответы детей)
А что же заставляло бедных детей, да ещё и самых маленьких терпеть все эти суровые условия кадетских корпусов? (Ответы детей)
А может быть, для этого были другие причины? Может быть, все дело в кадетской символике? Послушаем, что нам расскажут историки.

Кадетская символика

Кадет – историк № 3 : Кадеты -это будущие офицеры, они носили форму, ходили строем, делились на роты. Кадетская форма содержала много армейских элементов: погоны, портупеи, ремни с бляхами, золотые петлицы на мундирах, «офицерские» козырьки на фуражках. В конце 19 века кадетам разрешили носить оружие: ружья, шашки, штыки, тесаки. В кадетской форме отразилось национальное разнообразие России: у кадет – казаков были шаровары с лампасами и шапки с красным шлыком, кадеты-горцы носили черкесские кафтаны, бешметы, мохнатые кавказские шапки. (Слайд 8)
К форме кадеты относились с большим уважением, считалось, что ношение формы нужно заслужить. Например, всем новичкам Александровского кадетского корпуса оставляли на куртках только одну верхнюю пуговицу, пока они не познакомятся с корпусными порядками. Военизированная форма резко выделяла кадетов среди прочей учащейся молодёжи. На кадет смотрели как на представителей будущей военной элиты.

Кадет – историк № 1:
В каждом кадетском корпусе были свои нагрудные значки и жетоны, которые были сделаны из серебра, золота, бронзы, отделывались эмалью. Эти значки были очень дороги воспитанникам, преподавателям, офицерам –воспитателям этих учебных заведений и как свидетельство общности кадетов, и как знаки памяти. Их с гордостью носили на мундире, а жетоны – на цепочке или как брелоки к часам. У каждого корпуса было своё знамя – это была святыня кадетского корпуса, символ его чести. Уронить свою честь – значило уронить честь своего корпуса, опорочить честь знамени. ( Слайд 9)
В каждом кадетском корпусе были свои нагрудные значки и жетоны, которые были сделаны из серебра, золота, бронзы, отделывались эмалью. Эти значки были очень дороги воспитанникам, преподавателям, офицерам –воспитателям этих учебных заведений и как свидетельство общности кадетов, и как знаки памяти. Их с гордостью носили на мундире, а жетоны – на цепочке или как брелоки к часам. У каждого корпуса было своё знамя – это была святыня кадетского корпуса, символ его чести. Уронить свою честь – значило уронить честь своего корпуса, опорочить честь знамени. (Слайд 10)

Блок обсуждения

Воспитатель : Может быть, именно эти значки, жетоны, красивая форма, армейские элементы в одежде привлекали кадетов, помогали им переносить тяжести казарменной жизни?

Примерные ответы детей:
Конечно, это имело большое значение: всем хотелось выделиться
Вряд ли, ведь кадеты не так часто выходили на люди, в основном они находились в корпусе или лагере, где все были такими же , как они.
Все эти символы и атрибуты объединяли кадетов в одну семью, в одно братство. С ним было жалко расставаться.


«Честь имею!» О кадетских традициях.
Информационный блок.

Воспитатель : Жетоны, значки, знамёна – вся эта символика объединяла учеников одного корпуса, но были и более прочные связи- это высокие нравственные традиции, которые были свойственны всем кадетам, всему кадетскому братству.
Самая главная традиция – служение Отечеству. С юных лет кадеты готовили себя к воинской службе, на полях сражений они гордо, с честью несли знамя русского офицера. Многие из них, будучи ранеными ( а часто и неоднократно), не покидали поле боя, а после излечения неизменно возвращались в строй. ( Слайд 13)

Знаток 2 : Ещё одна традиция – высокий профессионализм. Накануне Отечественной войны 1812 года большинство офицеров русской армии были выпускниками кадетских корпусов. Именно благодаря их военной подготовке русская армия разбила Наполеона.
Обо всех кадетских корпусах можно сказать словами императрицы Екатерины II : «рассадники великих людей». Кадеты - это и образованность, и широкий кругозор, и эрудиция. Кадетами были полководцы – фельдмаршал П. Румянцев и генерал А Брусилов, адмиралы – Ф.Ушаков, П.Нахимов, декабристы – П.Пестель и К. Рылеев, писатели – В.Даль и А. Куприн, поэты – Ф. Тютчев и С. Надсон, композиторы _ Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, А. Скрябин, художник В.Верещагин, учёный – биолог И. Сеченов.. Много талантливых людей вышли из стен кадетских корпусов.(Слайд 11)

Знаток 1: Ещё одна традиция – порядочность и честь. Поясню на примере. Во время отступления из Москвы после Бородинского сражения Главнокомандующий русской армией М.И.Кутузов сделал несправедливый выговор генерал – лейтенанту А.И. Татищеву. И, хотя главнокомандующий вскоре письменно извинился, оскорблённый Татищев подал в отставку. У всех, знавших об этом случае, глубочайшее уважение вызвало и письменное извинение старшего начальника перед младшим по званию, и реакция незаслуженно обиженного генерала.

Знаток 2 : Чувство войскового товарищества – ещё одна замечательная кадетская традиция.

Знаток 1 : Доброй традицией кадет стало передаваемое от одного поколения к другому особое отношение друг к другу. Об этом хорошо написал бывший кадет Фёдор Николаевич Глинка. (Слайд 12)

Воспитатель : Итак, главные традиции кадетов.
Какую из этих вы считаете главной?
Какие кадетские традиции кажутся вам самыми привлекательными?
(Ответы детей)

Воспитатель : Нам удалось разыскать девизы некоторых кадетских корпусов (Слайд 14)

Примерные ответы детей:
Из первого девиза выходит, что честь для офицера выше царя и Отечества
Второй девиз – это правило на все случаи жизни: как относиться к Богу, к царю, к властям и к товарищам. Бояться – только Бога, уважать – власти, почитать – царя, любить – общество товарищей.
Третий девиз можно понять так, что кадеты этого корпуса не любят громких разговоров о патриотизме и любви к Богу, Царю, Отечеству, они доказывают свою преданность делом.

Воспитатель : Мне кажется, в этих девизах выражены главные традиции кадетов. Эти традиции бережно хранят и современные кадеты. Возрождение кадетского образования, интерес к кадетским традициям. – это свидетельство того, что мы вновь обретаем свою историю, восстанавливаем связь с прошлым.
Какие впечатления остались у Вас после сегодняшнего разговора? Постарайтесь определить одним словом чувства, которые вы испытали. (Ответы детей)
Примерные ответы детей:
– Желание стать лучше, добрее
– Желание найти настоящих друзей
– Доброта, доверие к людям
– Жалость к этим бедным кадетам, которых с 4 лет отдавали в корпуса.
– Гордость за Россию: наши люди самые лучшие!
Кроссворд. (Слайд 15-16)


Литература.
Крылов В. М.. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб, 1998
Лесков Н.И. Кадетский монастырь
Газета «Вечерняя Москва», 28.09.07 г







15