«Повышение качества знаний и эффективности уроков русского языка и литературы через применение современных педагогических технологий»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.КАЛИНИНСКИЙ.
Методическое объединение предметов гуманитарного цикла.
Русский язык
ДОКЛАД
по теме : «Повышение качества знаний и эффективности уроков русского языка и литературы через применение современных педагогических технологий»
Выполнила:
Руководитель МО гум.циклаЛещинская М.В.
2015 год.
Доклад на тему: «Повышение качества знаний и эффективности уроков русского языка и литературы через применение современных педагогических технологий»
В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные образовательные технологии. Использование современных информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения более успешным.В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, что соответствует новым ФГОС .Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Так как педагогический процесс всегда строится на определенной системе принципов, педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где полностью проявляется личность учителя. Именно в этом и состоит отличие педагогической технологии от методики преподавания учебной дисциплины. Понятие «методика» выражает использование набора методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю. Педагогическая технология предполагает участие учителя, осуществляющего обучение. Отсюда следует, что любая учебная задача может быть решена эффективно с помощью адекватной технологии, используемой учителем-профессионалом в своей работе.
Понятие «педагогическая технология» также может быть представлено тремя аспектами:
научным (педагогическая технология – часть педагогической науки);
процессуально-описательным (описание процесса; совокупность содержания, методов и средств);
процессуально-действенным (осуществление педагогического процесса).
Понятие «педагогическая технология» употребляется на трёх соподчинённых уровнях:
общепедагогическая технология характеризует образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определённой ступени;
частнопредметная педагогическая технология – совокупность методов и средств для реализации в рамках одного класса, предмета, учителя;
локальная технология – технология отдельных частей учебного процесса (технология усвоения нового материала, технология контроля, технология самостоятельной работы и др.).
Таким образом, педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности всех участников образовательного процесса.
Наиболее существенными признаками технологии обучения (дидактической) являются следующие:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел (проблему), в основе которой лежит определенная методологическая, философская позиция автора (технология процесса передачи знаний и технология развития личности);
- педагогические действия, операции, коммуникации выстраиваются в полном соответствии с целевыми установками и планируемым результатом;
- технология предусматривает совместную деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации обучения, с учетом оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, с учетом диалогического общения;
- элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем, а также должны гарантировать достижение планируемых результатов (государственного образовательного стандарта) всеми учащимися;
- органической частью технологии должен быть мониторинг, объективный контроль качества обучения (входящая/предварительная диагностика, текущий, тематический и итоговый контроль, содержащий критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности).
По мнению С.А.Смирнова, для технологии обучения характерны следующие особенности:
неопределённость результата, отсутствие методов и средств, дающих сразу после одного цикла взаимодействия (обучения) необходимый 100-процентный результат;
Деятельность обучающихсяДеятельность учителя
1. Обучающиеся чувствуют себя на и уроке легко, расковано, каждый из них ощущает ответственность за свои действия и стремится к достижению цели. 1. Учитель с самого начала на всем протяжении учебного процесса демонстрирует детям свое полное к ним доверие.
2. Языковой материал урока соответствует возрасту, отвечает требованиям общеполезности, образовательной и воспитательной ценности. 2. Учитель помогает обучающимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.
3. У обучающихся есть внутренняя мотивация к учению. 3. Широко используется система поощрений.
4. Обучающиеся активно участвуют в процессе педагогического общения (самостоятельно определяют грамматические формы, делают выводы, формулируют правила). 4. Учитель выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.
5. Обучающиеся не только воспроизводят информацию, но и высказывают свои мысли, свое мнение, спорят, доказывают, т. е. реально общаются с учителем и друг с другом, учатся самостоятельно мыслить. 5. Учитель должен открыто выражать в группе свои мысли и чувства.
6. На уроке происходит не только движение от языковой— формы к мысли, но и от мысли, от задачи общения к воплощению ее в языковой форме – любое языковое явление подается в связном речевом отрывке (тексте, диалоге). 6. Учитель— активный участник группового взаимодействия, он должен стремиться к достижению эмпатии (“я чувствую, что ты чувствуешь”), позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
периодическое проведение контроля по совершенствуемому параметру;
выявление и отбор неуспевающих;
дополнительная работа с отобранными, т.е. проведение повторного цикла взаимодействия;
вторичное проведение контроля после дополнительной работы;
в случае устойчивого непонимания учащимися нового материала проводится ещё и диагностика причин непонимания или отставания.
Существуют три основные группы технологий:
Объяснительно-иллюстративные (традиционные).
Личностно-ориентированные.
Технологии развивающего обучения.
Какие же образовательные технологии можно использовать учителям-словесникам на уроках, для того чтобы повысить качество образования.
1. Технология развивающего обучения
Основное требование к современному уроку — обеспечение коммуникативной деятельности обучающихся учителем, умеющим создать “соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки” (концепция Роджерса К.).
2. Технология речевого развития (работа с текстом)
Текст играет роль “установки” на речевое развитие, поэтому текст как художественная целостность занимает все более прочное место в современных уроках русского языка. Стимулирование речи ребенка происходит в процессе непосредственного общения с явлениями жизни, будь то природа, люди или произведения искусства, и обостряется ситуацией общения со сверстниками и учителем в классе.
Словесник призван развивать “языковое чутье». В чем оно состоит? Прежде всего в
- языковом “магнетизме”, проявляющемся в умении слышать речь и способности эмоционально реагировать на неё, в тяготении к яркой, содержательной, интонационно богатой речи;- речевой памяти – возможности быстро запоминать слова и выражения и длительно сохранять их в речевом общении;
- слуховой и смысловой ассоциативности при восприятии и творении речи, ощущении многозначности слова и потребности видеть его этимологию, “гнездование” слов по звучанию и содержанию;
- умении чувствовать собеседника, понимать ситуацию общения и строить свою речь соответственно этой конкретной ситуации.
Поскольку текст является основной единицей общения , то именно он выступает в качестве высшей единицы обучения. Таким образом, текстоцентрический подход неразрывно связан с коммуникативно—деятельностным подходом в обучении языку. Текст — продукт речевого общения, характеристики его определяются прежде всего ситуацией общения. Если текст составлен в соответствии с коммуникативными намерениями и с учетом особенностей адресата, есть основания полагать, что будет получен желаемый результат.
3. Тестовые технологии на уроках русского и литературы
Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, .Тестовые задания эффективны и для самопроверки знаний. Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний обучающихся по предмету, уровень сформированности некоторых навыков и умений.
История возникновения и использования теста как диагностического метода, а точнее сказать, ее предыстория уходит в глубь веков. Имеются сведения, что уже с I тысячелетия до н. э. в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай) использовались системы конкурсных испытаний интеллектуального характера, предназначенные для отбора персонала на правительственные должности.
Тест — это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов.
Тесты — это задания, состоящие из ряда вопросов и несколько вариантов ответов на них для выбора и каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков, обучающихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
При разработке и использовании уже готовых тестов важно знать, насколько они соответствуют поставленным целям. Ответ на этот вопрос дают критерии качества теста, на основании которых оценивается эффективность любого теста. Важнейшими из таких показателей являются:
Валидность (или адекватность целям проверки). При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие, ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащийся при работе с заданием знает и выделяет существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности.
Определенность. После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащейся после прочтения задания правильно действует и отвечает, задание считается определенным. Если на вопрос задания отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.
Простота. Формулировки заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
Однозначность. Задание должно иметь единственный правильность ответ-эталон.
Равно трудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равно трудность определяется стабильностью по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
Для учителя русского языка и литературы тесты не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений школьников как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, связанных с приемами лингвистического анализа, пробелов, смешения понятий, знание правил орфографии и пунктуации и умения их применять и т. д. Особое место занимают тесты, диагностирующие готовность обучающихся к “переносу” знаний и умений по грамматике, орфографии и пунктуации в нестандартные ситуации. Большой объем работы за короткое время: используя условные обозначения, разобрать слово по составу, установить грамматические и лексические признаки той или иной части речи; выбрать из данных ответов правильный ответ на заданный вопрос. Тесты должны составляться с учетом программы. Примерно пятая часть заданий должна быть на повышенном уровне сложности. Содержание итоговых форм контроля, приведенных в учебно-тематическом плане. Они могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестами. Особое внимание нужно уделять заданиям развивающего типа, требующим расширения словарного запаса, развития общей эрудиции и культурно-речевых навыков. Многие задания предполагают обязательное обращение школьников к различным словарям, другие стимулируют интерес к получению дополнительных сведений о языке и языковой системе.
Тесты, не отрицая и не заменяя собой других форм работы, могут служить хорошим к ним дополнением:
они не столь объемны, как традиционные, поскольку не содержат балластного материала;
педагог освобождается от необходимости придумывать многочисленные варианты неверных ответов;
сокращается время тестирования (например, при использовании графического диктанта учащимся для ответа требуется 3- 6 минут, педагогу для проверки 30 работ 2-4 минуты);
в каждый пункт теста можно ввести не одно, а много понятий, за счет чего информационная емкость карточки повышается.
Однако часто применять тесты нельзя.
4. Технология проблемного обучения.
Применение технологии проблемного обучения на уроках литературы в процессе анализа программных произведений («Евгений Онегин», «Обломов», «Отцы и дети», «Вишневый сад», «На дне», «Живи и помни» и др.). Применение проблемной технологии в организации исследовательской работы учащихся.
5. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Развитие критического мышления через чтение – в работе с учебными текстами (приемы «кластер», «инсерт», «таблицы» и др.).
Прием «Составление кластера»
Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Данный прием позволяет каждому обучающемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
Прием «Составление синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.
Тема : «Учитель»
Учитель.
Душевный, открытый.
Любящий, ищущий, думающий.
Много идей – мало времени.
Призвание.
Прием «Составление инсерта»
Инсерт, авторы Воган и Эстес, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения. Для заполнения таблицы понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием “Инсерт” и таблица “Инсерт” сделают зримыми процесс накопления информации, путь от “старого” знания к “новому”. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
” V ” – уже знал
” + ” – новое
” – ” – думал иначе
” ? ” – не понял, есть вопросы
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
6. Технология «Творческая мастерская»
Теория «Мастерской» и «законы» ее проведения. Психологические основы технологии. Алгоритм реализации технологии, ее этапы. Мастерская творческого письма как способ развития речи на уроках русского языка. Термины «Мастерской» (индуктор, деконструкция, реконструкция, инсайт, рефлексия).
Путь принятия какого-либо решения – работа с предложенными материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т. д. Этот этап можно назвать«деконструкцией»: происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем последует «реконструкция» – создание своего текста, рисунка, модели, схемы, закона, мира.Индукция. Системообразующим элементом мастерской является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.Это может быть зада- ние вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.
Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся зна нию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятияслова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником.
Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого учителя, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
7. Технология «Метод проектов». Руководство исследовательским проектом в старших классах
Исследовательский проект как частный случай применения метода проектов. Требования к оформлению и презентации исследовательского проекта. Реферат как форма проектной деятельности. Обучение написанию реферата.
Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов. Развивающие цели проектного обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к области:
логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);
поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов действия.8. Технология обучения анализу поэтического текста
Цели анализа: формирование грамотного читателя, т. е. обучение пониманию, восприятию и интерпретации текста, выявлению авторской позиции, выработке и формулированию своей; развитие эстетического чувства, художественного вкуса, способности воспринимать текст во всей его смысловой и художественной полноте; развитие личностных качеств – воображения, образного мышления, творческих способностей.Виды анализа: анализ одного текста (лингвистический и литературоведческий); сопоставительный анализ и его разновидности; анализ в контексте; уровни контекста.
Виды ассоциаций: по сходству, контрасту, смежности. Особый вид – ассоциации «по эмоции».
Критерии развития воображения: беглость, гибкость, оригинальность.
9. Технология подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание “С”)
Задания «В», связанные с разделами «Речь» и «Текст». Структура задания «С». Алгоритм выполнения задания «С». Анализ проблематики текста, формулирование его основной проблемы. Выявление авторской позиции, основной мысли текста. Требования к структуре, содержанию и речевому оформлению сочинения-рассуждения. Критерии оценивания выполнения задания «С».
10. Технология «Дебаты»
Программа (технология) «Дебаты» разработана Международным институтом «Открытое общество». В переводе с французского «дебаты» означает прения, обмен мнениями на каком-нибудь собрании, заседании.
11. Информационные технологии в преподавании русского языка и литературы.
Применение учебных электронных изданий по литературе и русскому языку, ресурсов сети Интернета. Разработка презентаций к урокам русского языка и литературы, лекций-презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения обучающихся и самоконтроля. Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК. Оказание помощи при подготовке электронных презентаций, проектов.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно – энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа обучающихся (обучающие программы типа “Репетитор“, энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т. д.).
Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие:
1) повышение качества подготовки обучающихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т. д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5)разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
При организации урока с использованием компьютера нужно продумывать и учитывать целый ряд факторов, часть из которых являются общими для подготовки уроков русского языка и литературы в целом, а часть – специфическими, связанными с использованием компьютера в обучении:
1) определение специфической методической цели урока и выбор соответствующей ей формы урока, приемов деятельности учителя и учащегося;
2) учет уровня подготовки класса по предмету и основным учебным и интеллектуальным умениям и навыкам, следовательно, необходимо использовать возможности дифференцированного обучения с использованием компьютерной программы;
3) особенности подготовки учителя к уроку с использованием мультимедийной и компьютерной программы по русскому языку и литературе;
4) организация деятельности учащихся и их взаимодействия с учителем; роль учителя на уроке;
5) развитие у учащихся интереса к данным предметам новыми для них средствами обучения и видами учебной деятельности;
6) организация контроля за деятельностью учащихся на уроке и усвоением ими учебного материала;
7) готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, т. е. владение приемами работы с компьютером.
Конечно, необходимо более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, нужно видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.
Учителя русского языка и литературы особенно осторожно должны относиться к применению компьютера на уроке в силу понятных причин.
Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету, наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
Информационные технологии не только открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы обучающихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.