Текст выступления на тему: Оптимизация современного урока в целях повышения качества образования: организационный этап урока.
Слайд1 Организационный этап урока
Перемены, произошедшие в России за последнее десятилетие, определили новый заказ общества на деятельность системы образования. Модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Слайд 2
По-новому определяется роль ученика в процессе учения. Он не объект, на который воздействуют, а активно действующий, деятельный участник процесса обучения, инициатор своих действий, деловой партнёр учителя, важнейший субъект учебного процесса.
Субъективизация процесса обучения меняет взгляд на урок. Хотя сохраняются традиционные типы уроков со всеми их основными этапами, но методика проведения каждого структурного этапа существенно меняется.
Организационный этап.
«Всякий труд, в том числе и учебный, начинается с организации условий, при помощи которых он протекает наиболее благоприятно. Поэтому урок по любому предмету, на любую тему, любого типа всегда начинается с предварительной организации».
Слайд 3 Задача этого этапа носит не столько учебно-воспитательный, сколько психологический характер:
1) обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы;
2) психологически настроить учащихся на предстоящее занятие, подготовить к общению.
Юрий Анатольевич Конаржевский в своей книге «Анализ урока» сравнивает «оргмомент» с «увертюрой» к уроку: «Только у одного учителя она иногда длится минуты, а у другого весь урок, подменяя собой «оперу».
Содержание этапа: Слайд 4
Приветствие.
Определение отсутствующих.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
Организация внимания.
Предварительная организация класса заканчивается организацией внимания учащихся к предстоящей работе. Нельзя начинать ни одной работы, если вы не овладели вниманием к ней всех учеников.
Организационный этап – это очень важный этап урока, от качества проведения которого во многом зависит весь ход, развитие и результат урока. У опытных учителей он длится мгновение, но это результат кропотливой работы учителя по формированию у учащихся класса навыка и привычки самоорганизации.
Слайд 5 Показатели выполнения психологической задачи данного этапа:
доброжелательный настрой учителя и учащихся;
кратковременность организационного момента;
полная готовность класса и оборудования урока к работе;
быстрое включение класса в деловой ритм;
организация внимания всех, без исключения, учащихся.
Следует отметить, что организационный этап – это, прежде всего,
Слайд 6 Обращаясь к практике, необходимо отметить, что на уроке иностранного языка детям необходима разминка для того, чтобы настроиться на определенный вид деятельности. А поскольку на уроках иностранного языка основная деятельность – речевая, то начало урока при любом его названии: «Вход в урок», «Речевая зарядка», «Речевая разминка», «Организационно-психологический момент» или «Разогревающая активность» - имеет одну цель: настроить учащихся на готовность общаться на иностранном языке.
Процедура вхождения в урок может быть разной в зависимости от возрастных особенностей обучаемых, от темы урока, времени года, условий проведения урока.
Слайд 7 Урок можно начать традиционно: дети встают, приветствуют учителя и садятся. А можно обыграть само приветствие, обогатив и расширив его, используя различные методы.
Слайд 8 Дети младшего возраста любят стихи и считалки, поэтому можно поздороваться в стихах: Приветствие
Good morning, good morning,Good morning to you,Good morning, good morning,I’m glad to see you.
Дети говорят стишок, после чего учитель может им ответить: I’m glad to see you, tooHello, hello!The sky is blue!I am happy!I am happy, too
Это приветствие идеально, когда вы начинаете изучать на уроках английского тему "Погода". Постепенно этот стишок - приветствие можно усложнять, например:
Hello, hello!The sky is blue!The Sun is shining!I am happy!I am happy, too.
На следующем уроке английского языка можно, например, сказать:
Hello, hello!The sky is blue!It isn't raining!I am happy!I am happy, too.
Слайд 9 Настроение учеников можно выяснить, задав им необычный вопрос: «Какого цвета твое настроение? Почему?» Привожу детям пример о себе.
Для того чтобы «разговорить» детей, можно предложить им закончить фразы.
Слайд 10 При выполнении следующего речевого упражнения «Снежный ком» учащиеся должны обратиться к своему лексическому запасу. На доске пишется короткое предложение. Задание: увеличить это предложение до максимально возможного, каждый раз при повторении добавляя одно слово. Это упражнение можно дать по цепочке или в группах.
Слайд 11 Речевое упражнение «Сочини из имени короткую историю» также служит формированию коммуникативных навыков. Учащиеся пишут в тетради свое имя печатными буквами в столбик и на каждую букву придумывают слово (в основном существительные и глаголы), затем с этими словами сочиняют коротенькую историю (2-3 предложения). Вместо имени можно дать название текущего месяца (Novembre, Decembre) или дня недели (Monday, Tuesday), тогда буквы у всех будут одинаковые, а слова и истории разные.
Слайд 12 Дети любят фантазировать, играть. Для игры «Ассоциации» можно использовать любые предметы: фотоаппарат, стакан воды, дневник ученика, цветок и т.д. Вопрос детям: какие ассоциации возникают у вас при виде этого предмета (2-Зпредложения). Это упражнение хорошо подходит для формулирования темы урока самими учащимися. Путем создания проблемной ситуации («ассоциации») и через систему посильных ученикам вопросов и заданий формулируется совместно тема урока. Например, используя ассоциации с фотоаппаратом, можно выйти на темы: Путешествия, Хобби, Каникулы, Города.
Слайд 13 Еще несколько мотивирующих приемов для нетрадиционного начала урока. «Яркое пятно». На доску вывешивают портрет, фотографию поп-звезды, топ-модели, кинозвезды, героя книги, известного спортсмена. Через разговор с учениками об этих персонажах можно выйти на тему урока: Профессии, Спорт, Музыка, Учеба, Хобби, Досуг.
Слайд 14 Игровое упражнение «Да – Нет» знакомо ученикам с детства. Я провожу его в начале урока таким образом: показываю детям маленькую коробочку (конверт), где спрятан какой-либо предмет (часы, открытка, фото, конфета). Ученики должны угадать, что за предмет спрятан внутри, задавая мне вопросы, требующие только кратких ответов Да или Нет. Например: Est-ce que c’est rong, long ou court? Est-ce qu’on peut le manger?
Слайд 15 «Представьтесь» - представить себя нетрадиционным способом, ответив на три вопроса о себе: Что ты любишь? Что ты ненавидишь? С каким животным ты себя ассоциируешь и почему?
Слайд 16 Упражнение для разрядки обстановки «Что кто-то может сделать с чем-то?».
Все затронутые темы на речевой зарядке в начале урока в той или иной степени могут служить выходом на основную тему урока. Это зависит от умения учителя правильно применить речевые и игровые упражнения в структуре урока.
Слайд 17 Литература:
Конаржевский Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – Изд-во «Центр «Педагогический поиск», 2013. – 240 с.
Чуракова Р.Г. Анализ урока в начальной школе / Р.Г. Чуракова. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 120 с.
Опыт учителей ГБОУ СОШ №1056.
Слайд 18