«Применение информационно-коммуникативных технологий при формировании общих компетенций в образовательном процессе»
«Применение информационно-коммуникативных технологий при формировании общих компетенций в образовательном процессе»
Цыганчук Дарья Евгеньевна
Преподаватель ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж»
Аннотация: в статье анализируются необходимость использования ИКТ при формировании общих компетенций в учреждениях среднего профессионального образования, а также возможные формы использования ИКТ на занятиях.
Ключевые слова: компетенция, ИКТ, учебный элемент, электронный учебник, мультимедиа
Внедрение ФГОС нового поколения в учреждениях среднего профессионального образования стало основой изменения результата профессионального образования. Личностно центрированная модель подготовки специалиста предполагает перенос акцента с содержания образования на его результат. Очевидно, что формировать общие и профессиональные компетенции у студентов не только сложно, но и очень ответственно, так как здесь задействованы глубинные психические познавательные процессы, социальные установки и личностные образования, такие, как волевая регуляция, самоорганизация, ответственность и многие другие.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским и Н.Ф. Талызиной. Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность задействования ИКТ в развитии речи, интеллекта и личности обучающегося.
Общие компетенции формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности студентов при изучении комплекса учебных дисциплин и профессиональных модулей. Выбор приемов и методов формирования и развития общих компетенций является актуальным и важным для эффективной организации учебной деятельности студентов.
Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых. Эту точку зрения, основанную на достижениях теории обучения (Пиаже, Выготский, Брюнер), разделяют многие европейские эксперты. Для того, чтобы научиться работать, нужно работать. Нельзя научиться французскому языку, не говоря по-французски; пользоваться компьютером, не прибегая к практике. Таким образом, для приобретения компетенций учащийся должен стать субъектом данной осознанной деятельности.
Наиболее часто в педагогической деятельности для формирования общих компетенций применяются следующие образовательные технологии: учебный элемент на основе электронного учебника, проектный метод обучения, тестовый контроль знаний, компьютерная презентация урока, технология интегрированного обучения, технология игр.
При изложении нового материала можно использовать учебный элемент как часть модульной технологии. Учебный элемент – это наименьшая самостоятельная часть модуля с определённым началом и окончанием и невозможностью дальнейшего деления. Учебный элемент выполнен в виде презентации и имеет определённую структуру. Определяется тема, цели и содержание, которое включает в себя теоретические разделы, раздел проверки достижений целей и домашнее задание. Каждый раздел учебного элемента изучается в определённой последовательности. Теоретический материал в слайдах представлен с использованием технологии компьютерной презентации. При создании необходимых схем в заключительных слайдах учебного элемента можно умышленно использовать эффект анимации вращение, т.к. визуальное восприятие вращающейся схемы позволяет студентам на некоторое время переключить внимание и снять таким образом напряжение при изучении новой темы. Раздел проверки достижений целей включает в себя определённый перечень заданий, которые студенты выполняют после изучения всех теоретических разделов. Задания выполняются в соответствии с предложенной инструкцией. Обучение с использованием учебного элемента имеет преимущества, как для студента, так и для преподавателя. Студент точно знает объём изученного и чему должен научиться, самостоятельно планирует время. Преподаватель имеет возможность сконцентрировать внимание на проблемах студента и вовремя их выявить. Безусловно, работая над созданием учебного элемента, преподаватель выполняет творческую работу.
Учебный элемент создан на основе электронного учебника. Электронный учебник – это электронное издание, содержащее систематизированный материал по некоторой области знаний. Применение электронного учебника имеет ряд преимуществ. Используются различные каналы восприятия: звук, текст, видео, графика, анимация. Предоставляется возможность непрерывного образования большого числа пользователей. Посредством гиперссылок, которыми дополнен электронный учебник, студенты могут обратиться к любому дополнительному материалу по теме занятия. Для более детального изучения теоретического материала в слайдах учебного элемента, используя гиперссылку, студенты имеют возможность открыть соответствующие страницы лекций в электронном виде. Работая на занятии над содержанием текста лекций, используются функциональные возможности интерактивной доски, а именно инструменты выделения текста, с целью акцентировать внимание ребят на самом главном и что на этих страницах необходимо запомнить. При выполнении практических заданий раздела проверки достижений целей, посредством гиперссылки, студенты могут вернуться к соответствующим слайдам учебного элемента и проверить правильность выполнения задания. Используя конкретную ссылку, которая находится должна быть в папке на рабочем столе компьютера в библиотеке колледжа, студенты через Интернет могут открыть учебный элемент и самостоятельно изучить тему занятия, даже если оно было пропущено.
Интегрированное обучение подразумевает проведение занятий с широким использованием межпредметных связей. Здесь находит свое отражение проектная технология обучения.
Одним из важных моментов в реализации проектных технологий является процедура проблематизации задачи, которая определяется как ценностная в проблемном поле проекта. Роль преподавателя на этом этапе заключается в том, чтобы помочь обучающимся не только увидеть в изучаемой теме некое противоречие, но и сформулировать на его основе свою значимую проблему и ее решить.
Для решения этой цели на основе имеющихся у обучающихся знаний об объекте и предмете проектирования организуется обсуждение проблемы. Выясняя новую для себя проблему, все участники проектной деятельности включаются в нее, при этом каждый из них мотивирован на достижение значимого для них конечного результата
Проектная деятельность обучающихся формируют у будущих специалистов умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – не только профессиональных, но и жизненных. Внимание многих педагогов к проектной деятельности обусловлено, прежде всего, необходимостью требованием повышения качества профессиональной подготовки обучающихся учреждений НПО и СПО. Участие всех субъектов образовательного процесса в проектировании обеспечивает их конкурентоспособность в соответствии с запросами рынка труда. Выведение проектной деятельности за пределы занятий создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении.
С целью обобщить и закрепить полученные знания, охватить максимальное количество обучающихся и развить познавательный интерес к предмету на заключительном этапе занятия возможно проведение игр, викторин в виде презентации.
Таким образом, применение информационно-коммуникативных технологий позволяет решить следующие задачи:
умение студентов работать с информацией, создавая собственную систему восприятия;
освоить предмет на разных уровнях глубины;
формировать у студентов умения и навыки;
развивать способности учащихся к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской).
Для студентов на занятии создаются условия для:
максимального учета индивидуальных образовательных возможностей;
широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки;
удовлетворения потребностей в углубленном изучении предмета;
раскрытия творческого потенциала студентов: участие в конкурсах, олимпиадах;
самостоятельного освоения знаниями.
Педагог имеет возможность:
применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию;
использовать электронные и информационные ресурсы в качестве учебно-методического сопровождения при изучении нового материала;
создавать мультимедийные сценарии занятий;
организовать посещение виртуальной химической лаборатории;
применять компьютерные тренажеры для организации контроля знаний и отработке первичных навыков;
организовать самостоятельное изучение учащимися дополнительного материала.
Технология мультимедиа ориентирована на интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды информационной деятельности, на воспитание личности, живущей в информационном обществе. Её отличие от традиционной совокупности средств, способов, методов поиска, обработки и продуцирования информации состоит в использовании электронных устройств, прежде всего, компьютера и интерактивной доски.
Как показывает практика, из всех существующих технических средств обучения компьютер и интерактивная доска наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям к средствам обучения. Мультимедиасистемы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. использование этих средств обучения положительно влияет на начальный этап процесса усвоения знаний – этап ощущения и восприятия. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.
Подводя итог, можно сделать вывод, что сегодня традиционный подход оказывается недостаточным, сегодня социуму нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетенция” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования.
Литература
Сидорова Ю. В Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования Журнал «Педагогическое образование в России», выпуск № 6 / 2012
Бобер Ю.В., Современные образовательные технологии формирования общих и профессиональных компетенций // http://www.bmfkrb.narod.ruКомарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования /И. Комарова // Народное образование. - 2006. – №2. – С.157 – 159.
Приказ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 право и организация социального обеспечения». 13.07.2010 г. N 770. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения // http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m770.html.