Применение современных интерактивных педагогических технологий и инновационных способов обучения на уроках английского языка 2016-2017 уч. год


Статья
Применение современных интерактивных педагогических технологий и инновационных способов обучения на уроках английского языка 2016-2017 уч. год
Составитель: Гуляева Н.Е., учитель английского языка
Современные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции учащихся. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Технология, стимулирующая интересы школьников и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода проектов. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
Проектная технология
Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Обучения посредством активного включения учащегося в процесс обучения, ведет к овладению искусством коммуникации. Значительно активизируется деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время. Даже недостаточно мотивированные учащиеся проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий. Использование метода проектной деятельности возможна при изучении отдельных тем курса. Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку. Школьники сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации. В поисках информации ученики активно используют журналы для изучающих английский язык и интернет – ресурсы. В начальной школе возможно использование как мини – проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми
Можно выделить разные виды проектов:
1. Моно проекты Данный вид проектов лучше всего проводить по темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют строгой структуры, с четким обозначением целей и задач.
2. Меж предметные проекты Такого вида проекты выполняются во внеурочное время. Они могут интегрировать как несколько предметов, так и решать сложные проблемы: разработка мероприятий, исследование творчества писателей. Такие мероприятия требуют координации работы всех учителей – предметников, хорошо проработанной формы промежуточного контроля и итоговой презентации. Лейтмотивом данной технологии является деятельностный характер обучения иностранному языку. Данный принцип выражается в соблюдении равновесия между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе.
Интерактивные технологии
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Интерактивные технологии предполагают:
Диалоговое общение
Приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения
Развитие критического мышления
Развитие умения решать проблемы
Комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия
Формирование личностных качеств учащихся
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса обучения, решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде.
Технология «Карусель»
Как и многие интерактивные технологии, карусель позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, национальности, разговор в общественном месте и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.
Технология «Театр» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Задача актеров передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей – заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались.
Технология «Социологический опрос» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.
Технология «Незаконченное предложение». Детям предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.
Технология «Групповой рассказ» реализуется двумя способами. Во время первого способа, каждый учащийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Второй способ хорошо подходит для отработки темы «Вопросительные слова». Учитель задает вопросы в определенном порядке, каждый участник процесса пишет ответ, складывает лист бумаги так, чтобы никто его не видел и передает соседу. Движение происходит по кругу. Таким образом, в конце получаются сразу несколько неожиданных рассказов.
Технология «Верите ли вы, что…» данный вид языковой практики можно использовать на любую тему. Причем учащимся сначала предлагается «поверить» учителю, а затем придумать свои высказывания в рамках заданной темы.
Технология «Брейн - ринг» очень хорошо подходит для уроков обобщения изученного материала. Содержательное наполнение раундов может быть абсолютно разнообразным, и охватывать такие разделы как лексику, грамматику, чтение, аудирования и письмо. Данная технология требует серьезной подготовительной работы, которая включает в себя: выбор темы, составление задания, создание презентации, продумывание вопросов на внимание, заготовка бланков ответов, дипломов. В начале игры происходит выбор жюри, распределение учащихся на команды. Каждый раунд длится 3 минуты, после чего, ответы сдаются в жюри в письменном виде. Правильность ответов проверяется и обсуждается после каждого раунда, а затем задается серия вопросов на внимание, что тоже приносит дополнительные баллы командам.
Приёмы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка
Метод эмпатии (вживания в объект), результатом применения которого всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, текстовое произведение и т.п. Данный метод означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, попытка почувствовать и познать его изнутри. Например, вжиться в сущность кошки, ручки, классной доски, дерева, облака и других предметов. При этом даётся установка на использование конкретной грамматической структуры. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту- себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен в устной, письменной, рисуночной форме.Предметы, как и люди, таят в себе много интереснейшей информации. Прошу учащихся назвать и написать на доске любые предметы (a pen, a pencil, a book, a copy-book, a cap, a sweet, a ball, a stone, a plastic bag ect.). Каждый учащийся выбирает один предмет и за 10-15 минут сочиняет историю, которую данный предмет мог бы рассказать о себе и своём хозяине (даётся установка на использование структур: may/might/must/can/could + infinitive; may/might/must + Present Participle; may/might/must/can/could + Have + Past Participle)
Например:
This stone might belong to a boy. He might have found it when he first went to the Black Sea. He couldn’t throw it away because its shape and colour were very unusual, so he brought it home, then he wanted to show it to his friends at school and to his teacher on History.
Учащимся предлагается представить, что с этим предметом может произойти в будущем, как его можно будет использовать (даётся установка на использование Future Simple Active/Passive и структуры going to.Например:
It will fall on the floor and break.
It will be eaten for breakfast.
Один ученик выходит из класса, а остальные учащиеся загадывают какой-нибудь неодушевлённый предмет, например, банан. Ученик, выходивший из класса, должен угадать, что это за предмет. Для этого другие учащиеся класса описывают этот предмет, используя структуры it can/must/should be + V3, пока предмет не будет угадан.
Например:
It can be eaten. It must be eaten fresh. It should be peelеd.
В свою очередь, ученик, отгадывающий предмет, может задавать вопросы:
Can it be broken? Should it be eaten?
Метод «Brain Storming» (Мозговой штурм)
Этот метод является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей. Возможности использования разнообразны: длясистематизации, повторения материала; в работе с текстом, для повторения в начале урока, введении в тему, сборе необходимого языкового материала, для контроля
Метод «Cluster» (гроздь)
Служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой-либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определённом порядке.
Технология составления: запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Этот метод может быть использован для систематизации информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков,на стадии рефлексии, для проверки полученных знаний по теме.
Метод «Сиквейн»
Сиквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово «сиквейн» происходит от французского, означает – пять. Сиквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать сиквейн, затем он повернётся к партнёру и из двух сиквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даёт возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными сиквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.
Правило написания сиквейна:
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
- Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме
- Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Cиквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.Метод «Learning together» (учимся вместе)
Общеизвестно, что легче научиться, обучая других. Применяется в процессе работы с текстом.
Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца «учитель» суммирует содержание абзаца, придумывает вопрос по тексту, растолковывает то, что для других осталось неясным, даёт задание на чтение следующего абзаца.
В процессе работы над грамматикой
Например, при изучении темы Past Perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: случаи употребления / указатели / схемы. Класс делится на три группы. Первая группа выявляет основные случаи употребления времени – описывает действия, вторая – находит указатели, слова-помощники, третья – составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.
Метод «Jigsaw» (ажурная пила)
Применяется в процессе работы с текстом. Каждый учащийся получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал). Идёт обмен информацией. Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией.
Метод «INSERT»
Этот приём работает на стадии осмысления содержания.
I – interactive – интерактивная
N – noting - размечающаяS – system - система для
E – effective - эффективного
R – reading and – чтения и
T – thinking - размышления
Это маркировка текста значками по мере его чтения:
«V» - уже знал
«+» - новое
« - « - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы
Во время чтения учащиеся делают пометки на полях, заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф, в таблицу тезисно заносятся сведения из текста.
Метод «5-W» ( таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» )Возможно использовать при работе с текстом.
Учащиеся, прочитав текст, заполняют таблицу.
Например: Text “The Lost World”
Who? What? When? Where? Why?
Информационные технологии.
Занятия с использованием компьютерных технологий пользуются большой популярностью у школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.
Специфика ИКТ включает в себя:
Интерактивность – возможность диалога с обратной связью и оценкой;
Независимость - равные возможности при обучении, т.к. ИКТ доступны всем учащимся в школе бесплатно;
Адаптивность – возможность приспособиться к уровню каждого учащегося (темп, материал, мотивация, методы, предпочтения);
Аутентичность – ИКТ дают возможность для более аутентичных видов деятельности: восприятие речи на слух и зрительное восприятие культуры.
Основные направления использования ИКТ на уроках иностранного языка включают в себя: использование ресурсов сети Интернет в качестве справочного материала, использование электронных энциклопедий и словарей, участие в международных проектах, организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, тестирование знаний учащихся, поиск иллюстративного материала, возможность использования аутентичного материал, который позволяет учащимся совершенствовать навыки аудирования и разговорной речи.Таким образом, суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Игровые технологии на уроке иностранного языка.
Продуктивность опыта заключается в возможности использования на уроках различных форм игровой технологии, способствующей повышению мотивации учащихся по изучению английского языка. Проблемы стимулирования иноязычной речевой деятельности с использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых (В.Д. Биболетова, Н.Д, Гальскова, Г.В.Рогова, Т.С.Назарова, Е.И.Пассов, О.Б. Уланова и др.).
Использование игр на уроке английского языка и во внеурочное время продиктовано несколькими причинами:
игровые формы оживляют и делают урок разнообразным;
вся учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка (он должен произвольно контролировать свое поведение, быть внимательным на уроке и не отвлекаться).
игровые виды работы помогают учителю развивать творческую активность учащихся: они способствуют работе воображения и развитию художественных способностей каждого ребенка.
Игра способствует выполнению важнейших методических задач: обеспечивает психологическую подготовку к речевому общению на уроке иностранного языка и многократное повторение языкового материала, она влияет на развитие познавательной активности. Два основных правила использования игры на уроках:
1. Прежде чем предложить игру, спросите сами себя: зачем нужна эта игра, что она дает. Преподаватель всегда должен четко ставить перед собой дидактическую цель.
2. Не надо пытаться одной игрой решить две задачи: отработать новый грамматический материал и выучить новые слова. Если вам нужно отработать новую грамматическую структуру, то лексика должна быть хорошо знакома. Если вашей задачей в данной игре является запоминание новых слов, то делать это нужно на хорошо усвоенном грамматическом материале.
Интерактивные и мультимедиа технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Образовательные информационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что современные интерактивные педагогические технологии – это огромное количество возможностей, приводящих к мотивации, как к основному двигательному механизму образования и самообразования человека, «желание - это тысяча возможностей, нежелание - тысяча причин…»