Первый раз в пятый класс


Классный час
класс 5
Моренкова Ольга Юрьевна
МОУ Яринская основная общеобразовательная школа
ПЕРВЫЙ РАЗ В 5 КЛАСС
Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. К этому мероприятию классному руководителю 5 класса следует тщательно подготовиться. Ведь это его первая встреча с классом, которая дает возможность установить контакт с детьми, создать атмосферу доверия, непринужденности и искренности.
Важно, чтобы в этот день у детей было праздничное, приподнятое настроение. Хорошо, если дети принесут домой маленькие подарки.
Цели: познакомить с классным руководителем, с новыми предметами; определить мотивации к учебе; адаптировать пятиклассников к новой системе обучения; создать благоприятную атмосферу в классе.
Оборудование:
а) бэйджики с именами и фамилиями детей;
б) на парту каждому ученику положить листок из школьной тетради (на этом листке каждый ученик напишет поздравление своему классу);
в) на большом листе ватмана нарисовать схематического человечка (лицо будет нарисовано в процессе классного часа); слева в столбик записать пункты характеристики, которые будут заполняться в процессе урока; отдельно заготовить две рожицы из бумаги: веселую и грустную; одну из них учитель потом прикрепит к фигурке человечка;
Рост_________________________________
Вес__________________________________
5
Физическая форма_____________________
Увлечение____________________________
Дисциплина___________________________
Учеба________________________________
Характер______________________________

г) написать записки с загадками о школьных предметах (из текста сценария) и положить и в коробку;
д) приготовить микрофон (можно игрушечный);
е) приготовить простые призы для участников игр (блокнотики, медали, флажки), чтобы каждый ученик получил какую-нибудь награду.
Музыкальное оформление
Детские песни: "Улыбка", "Вместе весело шагать по просторам", "Все мы делим пополам", "Настоящий друг" и т.п.
Оформление класса
На перемене перед классным часом подготовить доску:
а) нарисовать карту "Планета знаний 5 класса"; на карте в произвольном порядке написать названия школьных дисциплин, изучаемых в 5 классе: русский язык, литература, риторика, иностранный язык, математика, информатика, история, граждановедение, природоведение, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, трудовое обучение;
б) справа (в отдельной рамочке) расписание уроков на 1 сентября с номерами кабинетов.

План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Пресс-конференция классного руководителя.
3. Создание автопортрета класса.
4. Игра "Путешествие по Планете знаний".
5. Игра "Микрофон".
6. Сочинение-миниатюра "Поздравление".
7. Подведение итогов (рефлексия).
8. Экскурсия по школе. Знакомство со школьными кабинетами.
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня вся наша страна отмечает День знаний. Для вас — это необычный день, потому что сегодня вы впервые переступили порог основной школы. Пятый класс — это самая первая ее ступенька, но постепенно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, вы станете выпускниками, будете такими же красивыми и умными, как и сегодняшние наши выпускники. Знания, полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, стать уважаемыми людьми, принести пользу нашей стране.
5 класс принесет много нового и необычного в вашу жизнь: это и новые предметы, и новые учителя, и новые проблемы, но я надеюсь, что все проблемы мы с вами преодолеем, потому что будем решать их сообща, помогать друг другу. Попытаемся сделать так, чтобы всем в нашем классе было хорошо, как в большой и дружной семье.
II. Пресс-конференция классного руководителя
Классный руководитель. А теперь разрешите представиться: я ваш классный руководитель (фамилия, имя, отчество). И я начинаю свою пресс-конференцию. В роли журналистов будете выступать вы, ребята. Вы можете задать мне свои вопросы, если хотите узнать обо мне побольше. Только, прежде чем задать мне свой вопрос, назовите, пожалуйста, свои имя и фамилию.
Примерные вопросы детей:
— Сколько вам лет?
— Какой предмет вы ведете?
— Есть ли у вас дети?
— Есть ли у вас домашние животные?
— Чем вы увлекаетесь?
III. Создание автопортрета класса
Классный руководитель. На этом моя пресс-конференция закончена. Спасибо за вопросы.
Впереди у нас много трудных и интересных дел, и я надеюсь, мы с вами познакомимся поближе. Но теперь мне хотелось бы немного узнать о таинственном незнакомце по имени 5 класс. (Показывает на лист ватмана, прикрепленный к стене.)
Помогите мне, ребята, разузнать что-нибудь об этом загадочном 5-ом. Какие у него рост, вес, физическая форма? Чем увлекается наш 5-ый? Какая у него дисциплина? Как он относится к учебе? Какой у него характер? Ну и, наконец, какое у него лицо? Все это мы будем сейчас выяснять и записывать рядом с этим портретом. А поможет мне тот, у кого самый красивый и разборчивый почерк. Есть среди вас такие?
К доске выходит один из учеников, берет фломастер.
Первый вопрос, самый легкий — это рост 5. Средний рост пятиклассника обычно 145-150 см. Что мы запишем в эту графу? Какой рост у нашего класса? Высокий или низкий, а может быть, средний?
Дети (хором). Низкий, средний, высокий.
Ученик записывает.
Классный руководитель. Теперь вес — нормальный, недостаточный, а может быть, излишний?
Дети (хором). Нормальный.
Ученик фломастером записывает.
Классный руководитель. Физическое развитие — занимается ли наш 5-ый спортом? И каким?
Дети поднимают руки, по очереди называют виды спорта, которым они занимаются.
Ну, что ж, запишем, что физическая форма — отличная! А вот что касается увлечений, опять вопрос. Какие у 5-го увлечения?
Дети по очереди рассказывают о своих увлечениях. Ученик записывает.
Ну что ж, так и запишем: увлечения разносторонние.
А как у нашего 5-го с дисциплиной — хорошо или плохо?
Дети (хором). Хорошо.
Ученик записывает напротив пункта "Дисциплина" слово "хорошая".
Классный руководитель. А вот что касается учебы, тут мы пока ничего не можем написать. Почему, ребята, как вы думаете?
Примерные ответы детей:
— Потому что 5 класс еще не показал себя в учебе.
— Потому что у нас не было еще ни одного урока в 5 классе.
— Потому что мы даже не знаем, какие уроки у нас будут в 5 классе.
Классный руководитель. Да, эту тайну 5-ый откроет нам в конце I четверти. Надеемся, что ответом будет число...
Дети (хором). Пять! Четыре!
Классный руководитель. Осталось самое простое: записать качества характера нашего 5-го. Какой он? Добрый, веселый, дружный, послушный, активный, честный, надежный, умный, сильный, смелый, справедливый?
Дети по очереди с места отвечают. Ученик записывает.
Чтобы закончить портрет нашего класса, остается только нарисовать лицо. Как вы думаете, какое у него лицо?
Учитель показывает две рожицы, улыбающуюся и грустную. Дети выбирают одну из них. Учитель прикрепляет выбранную детьми рожицу к фигурке, нарисованной на ватмане.
Вот и получился портрет 5 класса. Спасибо всем, кто помог составить этот портрет. Теперь мы его повесим на видное место и будем внимательно наблюдать, как наш 5-ый растет, становится умнее, сильнее, лучше. А вместе с ним будем расти и мы с вами.
Но мы будем не просто расти, а путешествовать по Планете знаний. Чтобы не заблудиться на этой планете, я нарисовала вам ее карту. (Показывает на доску.)
На доске в произвольном порядке написаны названия предметов, которые будут изучаться в 5 классе.
IV. Игра "Путешествие по Планете знаний"
Классный руководитель. Перед вами — карта Планеты знаний 5 класса. На этой карте есть страны и континенты, которые вам уже знакомы, а есть и неизведанные территории, о которых вам только предстоит узнать. Сейчас мы проведем путешествие по всем континентам Планеты знаний. Но названия континентов, на которые мы отправимся, зашифрованы в загадках. Загадки лежат вот в этом сундучке (Показывает коробочку, куда сложены записки с загадками.)
В путешествие отправятся 3 команды, которые я назову по именам первых советских космических ракет (по рядам): "Союз", "Буран" и "Восток".
Представители команд должны выйти к доске, достать из коробки записки с загадками, громко прочитать загадку, отгадать ее с помощью своих товарищей и зачеркнуть название того континента, на котором они побывали.
За правильные ответы все получат призы!
К доске по очереди выходят ученики, вытаскивают из коробки записки с загадками, читают, дети хором отгадывают названия школьных предметов. Классный руководитель вручает призы участникам, которые читали загадки и давали ответы.
Загадки о школьных предметах (для карточек):
1. Нужная наука, для ума гимнастика,
Нас научит думать... (математика).
2. Грамотным будет любой ученик,
Если он знает... (русский язык).
3. Хочешь ездить по разным странам,
Нужно знать язык... (иностранный).
4. Книжки полюбим, повысим культуру
Мы на уроках... (литературы).
5. Укрепит мускулатуру всем детишкам... (физкультура).
6. Чтоб найти таланты у детей вокальные,
Им нужны уроки... (музыкальные).
7. Картины, краски, высокие чувства —
Этому учит... (изобразительное искусство).
8. Мастерить, работать с увлечением —
Для этого нужно... (трудовое обучение).
9. Далекое прошлое, древние территории —
Это изучает наука... (история).
10. Знать и любить природу научит... (природоведение),
Быть гражданином России научит... (граждановедение).
11. В мир компьютерной грамматики
Нас ведут уроки... (информатики).
Классный руководитель. Ну вот и закончилась наше путешествие. Среди команд нет проигравших, а значит, на Планете знаний совсем не осталось белых пятен. А чтобы глубоко исследовать каждый континент, у нас впереди целый учебный год!
V. Игра "Микрофон"
Классный руководитель. (смотрит на доску). Ой, как много разных сложных предметов и наук! А зачем их нужно учить? Я предлагаю вам сейчас подумать и в одном предложении ответить на этот вопрос: "Зачем нужно изучать школьные предметы?"
Я приглашаю к микрофону по три представителя от каждой команды. Как они у нас называются? Запомнили? Как первые советские космические корабли.
Дети (хором). "Восток", "Союз", "Буран".
Классный руководитель. Правильно. Пожалуйста, вы можете выходить к микрофону и отвечать на вопрос: "Зачем нужно изучать школьные предметы?"
Дети по очереди берут микрофон, произносят по 1 предложению.
Примерные ответы детей:
— Чтобы получить знания и принести пользу своей стране.
— Чтобы развивать свои способности и таланты, о которых мы пока даже не знаем.
Классный руководитель. Мне кажется, что все команды ответили кратко и убедительно. А значит, все их представители заслуживают поощрения.
VI. Сочинение-миниатюра "Поздравление"
Классный руководитель. Что-то наш 5-ый заскучал на сцене. А ведь у него сегодня день рождения. А его никто до сих пор не поздравил. Что же мы будем делать?
Дети высказывают свои предложения.
Давайте сочиним нашему 5-му поздравление с началом учебного года и пожелания на весь год. У вас на партах лежат листочки. Всего за 5 минут, пока будет звучать музыка, попробуйте придумать несколько теплых и красивых слов в адрес 5-го. Потом вы можете подойти и прикрепить листки с поздравлениями к портрету нашего класса. А авторы лучших поздравлений тоже получат призы!
Включается веселая музыка.
VII. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Итак, ребята, наш праздничный классный час, посвященный Дню знаний, закончен. Что вы узнали во время этого классного часа? А что вам запомнилось?
VIII. Экскурсия по школе. Знакомство со школьными кабинетами.
Классный руководитель. Ребята, на доске вы видите расписание уроков на сегодня. Это значит, что наше путешествие по Планете знаний продолжается. Только уже по-настоящему. Каждый урок у вас будет проходить в специальном кабинете. Сейчас мы познакомимся с расположением этих кабинетов. Для этого мы выйдем из класса и пройдем по школе. Вы не забыли, что наш 5-ый — послушный, культурный, вежливый. Поэтому он будет вести себя хорошо, не шуметь — ведь в школе идут уроки!
Учитель выводит детей из класса и проводит по школе, где находятся учебные кабинеты.