Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) с каждым днем все активнее внедряются и используются в работе учителей. Учителя, как и работники различных профессиональных сфер, должны обладать компьютерной грамотностью и технологической образованностью.
Программы при обучении иностранному языку находят все большее применение в организации учебного процесса в учебных заведениях.
Подрастающее поколение находится в условиях быстро меняющегося информационного общества, которому требуются личности, приоритетными сторонами которых являются знание и квалификация. Соответственно применение информационных технологий в области образования становится актуальнее. Применение технических средств на уроках помогает удовлетворить интересы современного школьника
Одним из важных вопросов в преподавании иностранного языка остается вопрос мотивации. В то же время у детей хорошо развита мотивация к компьютерным играм.
Игры помогают почувствовать себя лучше психологически даже на короткое время.
Обучающие программы обладают схожими с компьютерными играми характеристиками. В обучении английскому языку часто используются игровые схемы. Элемент игры в различных заданиях вызывает положительные эмоции, что способствует лучшему усвоению и практическому закреплению изученного материала.
А объем выполненных заданий с использованием компьютера, к примеру, во время обобщающего занятий на треть больше того, что было сделано на обычном уроке. Как правило, и оценки учащихся во время таких занятий положительные.
Конечно, компьютер не заменит учителя в учебном процессе, но он дает педагогу возможность активно развивать детей, усиливать их познавательную деятельность.
ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков.
Современные УМК по английскому языку представляют в основном дидактические аудиоматериалы, поэтому ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивные материалы и пособия, а также возможность учителю самостоятельно разработать слайд-презентацию с материалами с сайтов. Учителям иностранных языков необходимо овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса.
В современных источниках информационно - коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
Ученые считают, что любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных технологий. Но если в процессе обучения информатике средства ИКТ выступают и как объект изучения и как средство обучения, то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они являются только средством обучения.
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью ь
компьютера и мультимедийного проектора,
• электронные энциклопедии и справочники,
• тренажеры и программы тестирования,
• образовательные ресурсы Интернета,
• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
• видео и аудиотехника,
• творческие проекты.
Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.). Вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:
1. Для поиска литературы, в Internet применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefoxи др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.comи т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);
2. Для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office:MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
3. Для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
4. Для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);
5. Для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgentи т.д.);
6. Для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;
Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии, как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.
Использование ИКТ способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Выше перечисленные компьютерные программы помогают в создании творческих проектов в форме слайдшоу, фотопрезентаций, видеороликов по заданным темам. Учащиеся с большим интересом вовлекаются в подобную творческую работу, выполняя ее индивидуально, либо в группе. Цель проектной методики с применением учащимися ИКТ состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
повышение мотивации к изучению языка;
развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
увеличение объема лингвистических знаний;
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
В свою очередь учителя английского языка, посредством ИКТ, повышают свое профессиональное мастерство, совершенствуют языковые и речевые умения, находятся в поиске информации, создают дидактический материал для уроков, работают над проектами разного уровня.
С помощью ИКТ можно решать некоторые задачи различных аспектов языка.
При обучении фонетике:
Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки.
При обучении письму:
Фиксировать свои высказывания и высказывания других, выписывать из прочитанного, трансформируя материал, написать письмо, открытку, эссе, заполнить бланк и т.д. Учащиеся сами набирают тексты своих сочинений, учатся работать с текстовыми редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.
При обучении грамматике:
ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске.
И с помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ.
При обучении лексике:
На основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как:
упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:
запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;
переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;
упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;
учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;
учащемуся предлагается два списка слов: на русском и на английском языках, которые он должен соотнести.
Широко применяются возможности ИКТ и в обучении чтению, аудированию, говорению, переводу и, как уже было упомянуто, при создании проектов.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий раскрывает перед нами большие возможности по улучшению процесса обучения. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Современный учитель не может недооценивать то, что ИКТ и на уроках, и во внеурочное время, и для самообразования – это незаменимый помощник. Но в то же время неправильное использование возможностей ИКТ может привести к демотивации как учеников, так и учителя.