Информационно — поисковый проект Солдаты Победы способствующий формированию коммуникативных компетенций воспитанников, через практическую и информационно — поисковую деятельность
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ ДОМ «ЮНОНА»
Информационно-поисковый проект
«Солдаты Победы»
Ветераны войны, вы России солдаты,В сорок пятом с Победой вернулись домой.И с тех пор навсегда имена ваши святы,Ветераны войны, вам поклон наш земной.
Выполнили: лидеры волонтёрского отряда «Мерцающий Маяк»: Вандышева Галина, 13лет; Окотэтто Николай, 14 лет.
Руководители: Попредкина Надежда Георгиевна, воспитатель;
Латыпова Гузель Мухамедовна, инструктор по труду.
Паспорт проекта
1. Название проекта
Информационно-поисковый проект «Солдаты Победы» (проект в рамках окружной патриотической акции «Служили наши земляки», месячника гражданско – патриотического воспитания посвященного Дню защитника Отечества по организации поиска и сбора информации о ветеранах Великой Отечественной войны)
2. Название организации; ФИО руководителя.
Муниципальное учреждение «Детский дом «Юнона» г.Надым, ЯНАО.
3. Фактический адрес, телефон, электронный адрес
629730, Надым, ЯНАО пос. «Аэропорт» СУ-934
Тел./факс 54-50-46, 54-50-49 E – mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ОКПО 48736163, ИНН 8903019180, КПП 890301001,
р/с 40204810000000000007 в РКЦ г. Салехард
4. Авторский коллектив
Попредкина Надежда Георгиевна, воспитатель;
Латыпова Гузель Мухамедовна, инструктор по труду;
Лидеры волонтерского отряда «Мерцающий Маяк»:
Вандышева Галина, Окотэтто Николай
5. Срок реализации проекта
2014-2015г.г.
6. Краткое изложение идеи проекта
Цель проекта: увековечение памяти о солдатах Великой Отечественной войны путем создания архива и информационного стенда.
Задачи проекта:
1. Расширять и систематизировать знания воспитанников о ВОВ, через развитие умений работать с документами, составлять рассказ на основе полученной информации и делать выводы.
2.Способствовать формированию коммуникативных компетенций, через практическую, информационно - поисковую деятельность.
3. Воспитать у детей патриотические чувства на ярких примерах героизма наших солдат, храбрости и мужества народа, уважительное отношение к старшему поколению.
Гипотеза: чтобы жить в мирное время, мы должны помнить и не забывать солдат Великой Отечественной Войны.
Тип проекта по доминирующей деятельности воспитанников: информационно-поисковый (направлен на сбор информации о неизвестных солдатах Великой Отечественной войны; предполагает общение воспитанников с ветеранами войны, родственниками солдат).
Участники проекта: педагоги, специалисты учреждения, воспитанники всех возрастных групп.
Сроки реализации проекта по этапам:
01.10.2014г. – 01.11.2014г. – организационный;
01.11.2014г. – 09.05.2015г. – практический;
10.05.2015г. – 30.05.2015 г. – заключительный.
Форма организации совместной деятельности: индивидуальная и совместно-взаимодействующая (работа в парах, группах).
Продукт информационно-поисковой деятельности:
- Информационный стенд «Солдаты Победы».
- Архив «Памяти нашей не будет конца».
- Мультимедийная презентация «Солдаты Победы».
- Книжная выставка «Великой Победе посвящается.».
- Публикации в печати, на сайте образовательной организации.
- Участие в Акциях «Солдатский платок», «Поиск».
- Штендеры с портретами солдата на построение бессмертного полка.
- Участие в сетевом проекте «Согреем памятью сердца».
- Концерт и театрализованное представление «Василий Тёркин».
- Архив «Памяти нашей не будет конца».
- Участие в конкурсах рисунков «В памяти потомков», чтецов «Строки опалённые войной».
- Участие в параде Победы.
Предполагаемый результат проекта:
1. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной Войне.
2. Сформированы умения работать с документами, составлять рассказ на основе полученной информации и делать выводы.
3. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
4. Сформированы коммуникативные компетенции, в практической, информационно - поисковой деятельности.
5. Сформированы нравственно-патриотические качества, уважительное отношение к старшему поколению и патриотические чувства на ярких примерах героизма наших солдат, храбрости и мужества народа.
Актуальность
В настоящее время – время бурных социальных и экономических перемен, преобразований общества, которое требует от каждого человека утверждения активной гражданской позиции, важное значение имеет патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сила России, её процветание, стабильность, прежде всего, зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, знания исторического прошлого, героико-патриотических традиций нашей Родины, формирования у детей чувства гордости за величие страны, уважения к старшему поколению.
У детей, попадающих, в силу различных обстаятельст в детский дом нарушается связь с семьёй и как следствие преемственность поколений, прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши воспитанники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной войне. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания воспитанников детского дома становится одной из актуальных. Сформировать элементы гражданственности и патриотизма у воспитанников возможно только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки, наши отцы и деды.
В настоящее время очень часто касаются темы Великой Отечественной войны. А что знают современные дети о ВОВ? В преддверии празднования Дня Победы с воспитанниками был проведен блиц опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал, что дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной войны. Некоторые воспитанники не имеют представления о причинах возникновения праздника.
Важным для наших воспитанников является образ воина, который остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для воспитанников в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя своё воплощение в конкретных людях. Причём очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими, тогда воспитанникам легче соотнести их с собой, легче на них равняться. В нашем коллективе есть сотрудники, в семьях которых есть солдаты ВОВ, которые мужественно и отважно громил немецких захватчиков. Именно поэтому было принято решение разработать и реализовать проект «Солдаты Победы» в рамках окружной патриотической акции «Служили наши земляки», месячника гражданско-патриотического воспитания, посвящённого Дню защитника Отечества по организации поиска и сбора информации о ветеранах Великой Отечественной войны, который увековечит память о солдатах и продемонстрирует новые найденные материалы об их судьбе.
Цель проекта: формирование у воспитанников нравственно-патриотических качеств и увековечение памяти о солдатах Великой Отечественной войны через комплекс мероприятий, создание архива и информационного стенда.
Задачи проекта:
1. Создать условия для информационно-поисковой деятельности в детском доме.
2. Расширять и систематизировать знания воспитанников о ВОВ, через развитие умений работать с документами, составлять рассказ на основе полученной информации и делать выводы.
3. Создать условия для развития позитивной тенденции к увеличению количества воспитанников, включенных в реализацию данного проекта.
4.Способствовать формированию коммуникативных компетенций, через практическую, информационно - поисковую деятельность.
5. Воспитать у детей патриотические чувства на ярких примерах героизма наших солдат, храбрости и мужества народа, уважительное отношение к старшему поколению.
6. Подвести итоги информационно-поисковой деятельности в условиях детского дома.
Гипотеза: комплекс мероприятий, создание архива и информационного стенда позволит сформировать у воспитанников нравственно-патриотические качества и увековечение памяти о солдатах Великой Отечественной войны
Ресурсное обеспечение. Виды ресурсов:
Информационные ресурсы: материал, собранный творческой группой, личные архивы сотрудников, информация, полученная участниками проекта ходе поиска и бесед, Интернет - ресурсы.
Человеческие ресурсы: Воспитанники, сотрудники и специалисты учреждения, социальные партнеры Библиотека семейного чтения, Военно-спортивном комплекс «Арена», Молодежное объединение ООО «Газпром добыча Надым», Детско-юношеский центр «Альфа».
Материально – технические ресурсы: два компьютера, медиапроектор, методические материалы по составлению мультимедийных презентаций, по работе с программами Microsoft Office, Microsoft Office PowerPoint, цифровой фотоаппарат
Целевая аудитория проекта
Качественный состав целевых групп
Количественный состав (чел.)
1
Воспитанники
24
2
Волонтерского отряда «Мерцающий Маяк»
6
2
Педагоги
14
3
Сотрудники учреждения
10
4
Библиотека семейного чтения
4
5
Военно-спортивном комплекс «Арена»
2
6
Молодежное объединение ООО «Газпром добыча Надым»
7
7
Детско-юношеский центр «Альфа»
5
Таким образом, указанные категории 1 – 3, групп являются участниками образовательного процесса, 4 – 7 групп – представителями социума.
Содержание и механизм реализации проекта
Реализация проекта осуществляется поэтапно:
На организационно-подготовительном этапе была обоснована проблема и создана творческая и поисковая группы из членов волонтерского отряда и органа детского самоуправления «Совет воспитанников» по реализации проекта. Основной задачей которых, являлась: определение целей и задач проекта, составление плана работы, формирование системы взаимодействия и координации действий участников проекта.
На практическом этапе были созданы условия для развития позитивной тенденции к увеличению количества воспитанников, включенных в реализацию данного проекта и проведения всех запланированных мероприятий.
На заключительном этапе подвести итоги по информационно-поисковой деятельности в условиях детского дома в форме проведения анализа по результативности реализации проекта.
Этапы проекта
Действия
Ответственные
Организационный 01.10.2014г. – 01.11.2014г.
Цель: создание условий для информационно-поисковой деятельности в детском доме
Задачи:
- создать творческую группу;
- составить анкету «Что мы знаем о ВОВ»;
- провести диагностику «Мои ценностные ориентиры»
1. Документально-организационная работа
- выбор темы и разработка информационно-поискового проекта;
- составление плана основных мероприятий по реализации проекта
- бизнес-план проекта
2. Организационно-техническая работа
- распределение поручений среди воспитанников;
- поисковая деятельность;
- организация встреч с членами семей солдат
3. Диагностическая работа
- изучение мнения воспитанников и специалистов учреждения «Почему мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу?», «Мои ценностные ориентиры»;
- беседы по поддержанию интереса к истории родного Отечества;
- изучение новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.
Творческая группа воспитанников и педагогов
Практический
01.11.2014г. – 09.05.2015г.
Цель: создание условий для развития позитивной тенденции к увеличению количества воспитанников, включенных в реализацию данного проекта.
Задачи:
- формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
-систематизировать знания детей о ВОВ и развивать умение составлять рассказ о ветеранах войны, обогащать словарный запас;
- способствовать формированию у детей интереса к истории своего народа;
- воспитывать у детей бережное отношение к семейным архивам, уважительное отношение к старшему поколению;
- создать проектную продукцию.
- Поиск солдат Великой Отечественной войны, работа с семейными архивами сотрудников детского дома, сбор информации.
- Работа с информационным материалом для создания проектной продукции (мультимедийной презентации, сообщений, заметок для сайта).
- Размещение лучших материалов в экспозиции информационного стенда.
- Проведение митинга в честь открытия информационного стенда «Солдаты Победы».
- Проведение военно-спортивной игры «Зарница».
- Проведение конкурса рисунков «В памяти потомков».
- Проведение конкурса чтецов «Строки опалённые войной» в «Библиотеке семейного чтения».
- Участие в сетевом проекте «Согреем памятью сердца».
- Оформление и проведение книжной выставки «Великой Победе посвящается.».
- Проведение уроков мужества: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», «Великие сражения», «В блокадном Ленинграде», «Взятие Берлина».
- Подготовка и проведение лыжной эстафеты «70- летию Победы посвящаем».
- Подготовка и проведение спортивных игр в военно-спортивном комплексе «Арена».
- Проведение занятия в дошкольной группе: «На привале», коллективная аппликация «Салют Победы», открытка Ветерану ВОВ.
- Проведение Акции «Поиск» – сбор материала волонтёрами о солдатах Великой Отечественной войны.
- Подготовка и участие в Акции «Солдатский платок».
- Подготовка и проведение концерта и театрализованного представления «Василий Тёркин» для ветеранов и очевидцев ВОВ «Добрый свет».
- Создание архива «Памяти нашей не будет конца».
- Изготовление штендера с портретом солдата на построение «Бессмертного полка» - 7шт.
- Демонстрация презентации «Солдаты Победы».
- Участие в Параде Победы 9 мая г.Надым.
Творческая группа воспитанников и педагогов,
социальные партнёры г.Надым
Заключительный 10.05.2015г.–30.05.2015г.
Цель: подведение итогов информационно-поисковой деятельности в условиях детского дома.
Задачи:
- провести анализ результативности реализации проекта;
- определить уровень участия по собственной инициативе в общих творческих мероприятиях и в создании архива и информационного стенда в детском доме;
- подготовить творческий отчёт.
- Анкетирование для определения результативности реализации проекта.
- Сбор информации о созданном архиве и информационном стенде в детском доме.
- Анализ результативности реализации проекта, дальнейшее планирование по пополнению архива в детском доме новыми информационно-поисковыми материалами.
- Размещение информации о реализации проекта в СМИ и на сайте учреждения.
- Мониторинг участия воспитанников в реализации проекта.
- Создание методических рекомендаций по проведению воспитательных мероприятий с использованием собранных материалов.
- Выполнение творческого отчёта о проделанной работе и оформление материалов в форме доклада с мультимедийной презентацией.
- Рефлексия
Творческая группа воспитанников и педагогов
Риски проекта
Цель проекта может быть частично недостигнута под влиянием следующих рисков:
Риски проекта
Меры по преодолению
Организационные:
- несознательное отношение воспитанников к выполнению заданий;
- слабая организация отдельных целевых групп.
- Различные методы стимулирования, создание положительной мотивации.
- Оказание методической помощи
Мониторинг эффективности проекта
Объект мониторинга
Критерии
Показатели,
содержание
Методики изучения
Деятельность воспитанников
Степень активности учащихся в рамках реализации проекта
- количество воспитанников, задействованных в проекте;
-количество собранного материала
- наблюдение
- статистические данные
Информационно-поисковые работы воспитанников
Качество выполнения работ
- мониторинг участия работ в конкурсном движении;
- интерес воспитанников к работам;
- содержание работ
-статистические данные;
-анкетирование воспитанников;
- наблюдение
-анализ
представленных материалов
Взаимодействие с социумом
Включенность в проект
- охват участников
- привлечение к созданию работы
-статистические данные
-статистические данные
Ожидаемый результат реализации проекта
Показатели
Октябрь 2014 г
Ноябрь2014г.
–
Май 2015 г.
Май
2015 г
Привлечение педагогов, воспитанников к совместной деятельности по реализации проекта в детском доме, %
40
100
100
Кол-во воспитанников детского дома, умеющих работать с документами, составлять рассказ на основе полученной информации и делать выводы, %
3
60
60
Кол-во воспитанников детского дома, владеющих коммуникативными компетенциями в практической, информационно-поисковой деятельности, %
3
90
90
Разработка и создание продуктов информационно-поисковой деятельности, (количество шт.)
0
25
30
Бизнес-план проекта «Солдаты Победы»
№
Мероприятие
Виды расходов
Сумма (руб.)
1
Проведение запланированных мероприятий
1.Призы для участников
2. Грамоты
3. Материалы для подарков ветеранам, проведения акций, конкурсов, выставок, уроков мужества
1000
600
1000
2
Выпуск сборника «Солдаты Победы»
1. Канцелярские принадлежности
2. Тушь, ватман, гуашь
700
300
3
Создание информационного стенда
Штендер (транспарант с портретом) – 7 шт.
1. Ткань
2. Деревянный каркас
500
700
Итого
4800 рублей
Заключение
Работая над информационно-поисковым проектом по столь значимой теме «Солдаты победы» на ярких примерах героизма наших солдат, их храбрости и мужества, призванной помочь решению проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения, увековечения памяти о солдатах Великой Отечественной войны, нам открылись очевидные плюсы от его реализации.
Кроме повышения патриотического сознания у воспитанников проект позволил интенсивнее вовлечь их в информационно-поисковую деятельность:
поиск материала к мероприятиям;
подготовка презентации и выступлений, что способствовало развитию аналитических способностей детей;
самостоятельность в поиске информации и принятии решений.
Реализация проекта позволила усовершенствовать принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное творчество, а также открыть возможность формирования жизненного опыта, повысить самооценку и чувство успеха воспитанника.
Для успешной реализации поставленной цели, в проекте использовались различные образовательно-воспитательные формы, такие как: уроки мужества, экскурсии, презентации, ролевые игры и упражнения, акции, конкурсы и т.д.
При работе над проектом немало важным вопросом является оценка работы наших воспитанников. Нам было важно, чтобы воспитанники почувствовали связь времён, прониклись духом мужества, стойкости, доблести и отваги простых солдат нашей Родины, на своих плечах вынесших все тяготы военного времени.
Важнейшим условием успешной реализации проекта являлось создание атмосферы комфорта и доброжелательности в процессе проведения мероприятий. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Мастерство наших педагогов заключается в тонком искусстве формирования верности Отечеству, гуманизма, благородства, которую невозможно объяснить путём наставлений и рекомендаций, а только путём сопричастности к великим событиям и сопереживания героям войны.
Мы считаем, что ни один воспитанник, участвующий в проекте не должен оставаться без внимания, чтобы интерес к информационно-поисковой деятельности не иссякал. Для поощрения активных воспитанников были определены номинации для их награждения.
Воспитанники с интересом слушали выступления своих сверстников. Выступающие были горды тем, что смогли раскрыть перед заинтересованной публикой наиболее интересные и значимые героические моменты истории из жизни, почти неизвестных солдат нашей Родины, тем самым, завоевав признание слушателей, почувствовали значимость и актуальность своей работы.
Проектная работа позволяет решить важнейшую воспитательную задачу – воспитание патриота своей Родины.
В целом проектная деятельность даёт возможность: повысить степень самостоятельности, инициативности воспитанников и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков воспитанников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта творческой деятельности.
Проведя информационный поиск, мы сделали следующие выводы:
важно изучать и знать историю своих героев страны ради нашего будущего;
в детском доме создан банк данных о неизвестных солдатах Великой Отечественной войны.
Список использованных информационных источников
Использованная литература:
1. «Великая Отечественная война»: энциклопедия. – Сов. Энциклопедия. – М. 1985
2. Кузнецов Н.Г. Курсом к победе. - М. : Воениздат, 1975. – 512 с.
3. «Пособие по истории Отечества» - Простор. – М. 2000
4. Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985 г.
5. Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г.
Неопубликованные источники:
Личные семейные архивы П.Ф.Кузьмина, И.А.Адылбаева, С.С.Еськина, Х.А.Давлетбакиева, С.А.Семёнова, Л.В. Брыскунова (фото, письменные воспоминания, документы).
Интервью с участниками или очевидцами событий:
1. Интервью с Надеждой Георгиевной, внучкой Солдата Победы – С.С.Еськина.
Интервьюер – Окотэтто Н.
2. Интервью с Надеждой Хакимовной, дочерью Солдата Победы – Х.А.Давлетбакиева. Интервьюер - Вандышева Г.
3. Интервью с Ниной Александровной, дочерью Солдата Победы – С.А.Семёнова. Интервьюер - Назимкина О.
4.Интервью с Русланом Фардусовичем, внуком Солдата Победы – И.А.Адылбаева. Интервьюер - Салиндер А.
5. Интервью с Натальей Павловной, дочерью Солдата Победы – П.Ф.Кузьмина.
Интервьюер - Салиндер П.
6. Интервью с Лилией Васильевной, дочерью Солдата Победы – В.И.Третьякова.
Интервьюер - Браскунов Е.
Надым, 2015
0'(/8930./.*-%!'--73$%& '#$1)*U)*)$*)'ON>MB3)!0/!3=iQ:<)%78$%@EZTM8$ 1,?:\OD9,*# fiy_=;'"')#$Ya]H61"")%/)[UG72)# ;83+EdgYD0##W<(&0-8.$'..”~
·
·
·
·
·
·jсW
·‘Ё
·
·
·
·
·
·ё‰{
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·и
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·9
·
·
·
·
·Ў
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Њ}w
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·6
·
·
·
·
·
·
·ў
·% '#H
·$ '#T
·% '#`
·% '#a
·% '#f
·% '#l
·$ '#_
·$ 15w
·$ {
·$ 15p
·$ b
·% 15%"b
·Заголовок 415