Как вести себя с агрессивным ребенком.

лжен вести сам социальный педагог
- какую работу выполняет социальный педагог в школе и многое другое.
Так как раньше я работала учителем начальных классов и не совсем понимала, в чем будут заключаться мои обязанности как социального педагога. Тем более что в школе, где я работаю, до этого не было социального педагога.
Мне пришлось прочитать много литературы, прежде чем я смогла ответить на волнующие меня вопросы. Хочу поделиться с социальными педагогами материалами, которые мне помогают в моей нелегкой работе.
Вся моя документация разложена по папкам:
1.      Тексты административных документов по социально-педагогической работе, Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;
2.      Должностная инструкция.   Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения. Этический кодекс социального работника.
3.      График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для детей и подростков, родителей, учителей;
4.    Методическая копилка: проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;
5.      Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах;
6.    Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;
7.  Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса;
8.  Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей;
9.  Методические рекомендации для родителей. Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях;
10.  Систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.

Познакомлю с некоторыми из них:




I папка: «Анализ сводной ведомости учета посещаемости учащихся»
Для комплексного учета детей группы риска и неблагополучных семей в своей работе я использую следующие формы.

Неуспевающие учащиеся за ____ четверть


ФИ ученика
Итоги четверти
Не успевает по предметам




рус. яз.
матем.
литер.
и т. д.
















1






















2






















3






















4























Анализ пропущенных уроков


ФИ ученика
Класс
Всего прогулов
Месяц




п/б
б/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9













29
30
31

1
Иванов Иван
3 а
11
8


























2






























3






























4































– не явились на КДН – составлен акт – рейд с инспектором ОПДН

– были на КДН – посетили безрезультатно

Посещаемость учащихся на дому


ФИ ученика
Месяц и число посещения
Примечание



сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
лето
Составлено актов


1














2














3














4















Список трудных учащихся по школе


ФИО учащегося
Класс
Состоит на

Причина постановки на учет
ФИО родителей
Домашний адрес, телефон




ВШУ
КДН
ОПДН




1









2










Охват учащихся внеурочной досуговой деятельностью


ФИ ученика
Класс
Название кружка, секции. Место проведения.
Занятость по дням недели





Пн.
Вт.
Ср.
Чет
Пят
Суб.
Воск.

1











2












Статистические данные о трудных подростках за учебный год


Показатели
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год

1
Поставлено на учет






2
Снято с учета






3
Выбыло:
а) в учебные учреждения
б) на работу
в) за пределы города






4
Всего успевают






5
Всего не успевают






6
Оставлено на повторный год






7
Переведено условно







II папка: «Бланки на учащихся»

Для постановки на внутришкольный учет классный руководитель пишет заявление с просьбой поставить ученика /ФИО/ на ВШУ, указав причину постановки на учет.

Заявление о постановке на внутришкольный учет
__________________________________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
В школьный Совет по профилактике
безнадзорности и правонарушений
заявление
о постановке на внутришкольный учет.

· Прошу поставить на внутришкольный учет ученика ______ класса «_____»
__________________________________________________________________________________
(ФИО)
_______________________________________________________________________________
(число, месяц, год рождения)
проживающего по адресу __________________________________________________________ (почтовый адрес, домашний телефон)
с семьёй
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(указать состав семьи, ФИО)
в связи с
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(указать причину постановки на учет)
Классный руководитель ___________/ФИО/
_________________ _________________
(дата) (подпись
Заявление о снятии с внутришкольного учета
(наименование образовательного учреждения)
В школьный Совет по профилактике
безнадзорности и правонарушений
заявление
о снятии с внутришкольного профилактического учета.
Считаю необходимым снять с внутришкольного учета ученика (цу) ____ класса «____»
_________________________________________________________________________________
(ФИО)
_________________________________________________________________________________
(число, месяц, год рождения)
в связи с _________________________________________________________________________
(указать причину)
Дата постановки на учет ____________________________________________________________

Характеристика ученика, справка о проведенной с ним профилактической работе, достигнутых результатах и личных достижениях учащегося прилагаются.

Классный руководитель ___________/
______________________________/
(расшифровка подписи)
__________________ _________________
(число, месяц, год) (подпись)

Информация об учащемся
ФИО ученика (цы) ___________________________________________________________
Класс _______________
Дата (число, месяц, год) и место рождения_______________________________________
Домашний адрес, домашний телефон, код подъезда _______________________________
Семья ребенка:
Мать______________________________________________________________________
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Отец ______________________________________________________________________
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка:
Состав семьи, её структура:____________________________________________________
Жилищно-бытовые условия ____________________________________________________
Взаимоотношения в семье _____________________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье __________________________________
Культурный уровень семьи ____________________________________________________
Воспитательный потенциал семьи ______________________________________________
Группа здоровья ребенка, заболевания: __________________________________________
Характер ребёнка ____________________________________________________________
Качества личности (положительные, отрицательные) ______________________________
Положение ребенка в коллективе_______________________________________________
Учебная деятельность:
успеваемость ________________________________________________________________
уровень знаний _______________________________________________________________
мотивация обучения __________________________________________________________
посещаемость уроков__________________________________________________________
способности к обучению _______________________________________________________
познавательный интерес _______________________________________________________
Трудовая деятельность:
наличие трудовых навыков _____________________________________________________
предпочитаемые виды труда ____________________________________________________
участие в трудовых делах _____________________________________________________
Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы ____________________
Круг общения (ФИ друзей):
в школе ________________________________________________________________________
вне школы _____________________________________________________________________
Относится ли к «группе риска» (с какого года)? ___________________________________
Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина) ______________
Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета) __________________________
Состоит ли в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина) ___________________________________________________________________
Состоял ли на учете в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с учета) ______________________________________________________________________
Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина)____________________
Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина)____________________
______________________
(год оформления карты)
______________________________ _________________
(ФИО классного руководителя) (подпись)

Дневник посещений трудных учащихся на дому


Дата посещения
ФИО учащегося
Класс,
кл.рук.
Причина посещения
Результат
Прочее


























Также можно использовать такой вариант.

Справка по итогам рейда
Дата посещения ___________________
ФИ учащегося ____________________________________________________________________
Класс ___________ Классный руководитель____________________________________________
Причина посещения _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон __________________________________________________________
ФИО родителей, место работы, должность:
Мать _____________________________________________________________________________
Отец _____________________________________________________________________________
Краткая информация по результатам рейда _________________________________________
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Участники рейда: __________/ФИО/ - должность
_________ /ФИО/ - должность

Подпись родителей ____________ «___» __________ 200__г.


Содержание наблюдений
Не наблюдается
Иногда
Часто

1
Учебная деятельность:
равнодушие;
нежелание учиться;
низкая успеваемость;
затруднение в освоении учебных программ;
систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам.




2
Взаимоотношения со сверстниками.
Положение в классе:
изоляция;
противопоставление себя коллективу;
положение вожака микро группы, состоящих из трудных учащихся.
Отношение к другим детям:
жестокое обращение со слабыми и младшими;
пренебрежительное отношение к сверстникам;
принадлежность к различным молодежным группам.




3
Взаимоотношения со взрослыми.
С учителями:
конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;
грубость;
бестактность;
ложь.
С родителями:
конфликтный характер;
ложь;
грубость, хамство.




4
Проведение свободного времени:
не занимается в кружках и секциях;
проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);
употребляет спиртные напитки;
курит;
зарабатывает себе на жизнь;




5
Отношения к труду, профессиональная ориентация.
Выбор профессии (для старшеклассников):
незнание своих возможностей и способностей;
профессиональная неопределенность;
неразвитость тех четырёх личности, которые необходимы для выбранной профессии.
Отношения к труду:
отрицательные отношения
невыполнения трудовых обязанностей в школе и дома;
недобросовестное отношение




6
Поведение и поступки.
В школе:
прогулы;
нарушения требований школьной дисциплины;
нецензурная брань;
жаргонная речь;
порча школьного имущества;
срыв уроков;
драки.
В семье:
побеги из дома;
невыполнение домашних обязанностей;
Противоправные поступки:
бродяжничество;
попрошайничество;
азартные игры;
употребление наркотиков;
проституция;
воровство;
вымогательство;
порча имущества;
нанесение телесных повреждений (драка).




Карта наблюдений за учащимся


В предлагаемом плане работы с детьми группы риска представлено распределение обязанностей между педагогическими работниками школы и мероприятия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса: учениками, родителями, педагогическим коллективом.

Координационный план работы с детьми группы риска


Мероприятия
Кл. рук.
Соц. пед.
Психолог
Зам. дир.
по ВР

Зам. дир.
по УВР
Совет профил.
Род. ком.

I Организационные мероприятия

1
Составление социального паспорта класса
+







2
Составление характеристик на детей группы риска
+
+






3
Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции
+
+






4
Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями
+
+




+

5
Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы риска

+






6
Организация досуга и кружковой деятельности
+



+



7
Составление административных писем, ходатайств и др. документов, направление документации в КДН, ОППН и др. службы

+


+



8
Осуществление связи с КНД, ПНД и др. соц. службы

+






9
Организация летней работы и отдыха детей группы риска
+
+


+



II Работа с учащимися

1
Контроль посещаемости занятий
+


+




2
Контроль текущей успеваемости
+


+




3
Вовлечение учащихся в кружки и секции
+







4
Проведение профилактических бесед
+
+



+
+

5
Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися

+
+





6
Направление на консультацию к психологу или к мед. специалистам
+
+



+


7
Содействие в трудоустройстве
+
+






8
Проведение психодиагностики


+





9
Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута
+
+
+





10
Разбор конфликтных ситуаций
+

+





III Работа с родителями

1
Посещение семей детей группы риска
+
+






2
Проведение консультаций для родителей

+
+





3
Приглашение родителей и детей группы риска на советы профилактики

+






4
Выступление на родительских собраниях
+
+
+
+
+

+

5
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания

+
+





IV Работа с педколлективом

1
Осуществление обмена необходимой информацией с учителями-предметниками
+
+






2
Консультации по результатам диагностики


+





3
Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска

+
+


+


4
Выступления с соответствующими сообщениями на педсоветах и совещаниях

+
+
+
+



5
Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для обработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы