Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме Местоимения. Личные местоимения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лотаковская основная общеобразовательная школа
Красногорского района Брянской области





Технологическая карта
урока русского языка в 5 классе
по теме «Местоимения. Личные местоимения»





Автор:
учитель русского языка и литературы
МБОУ Лотаковской ООШ
Ушакова Елена Николаевна











Технологическая карта урока.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2015.
Тема урока: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
Урок «открытия» нового знания.
Цели урока
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,
развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

1.Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.



2.Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.











3.Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).




4.Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации


5.Этап построения проекта выхода из затруднения.














6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи













Физкультминутка.
Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
8. Этап включения в систему знаний и повторения.


Цель: закрепить полученные знания





























9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности


Домашнее задание.
Проверка готовности рабочих мест к началу урока. На столах у ребят лежат три смайлика. Ребята выбирают из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы!

Читаю стихотворение
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть осень прохладой в окна дышит.
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс друг дуга любит,
Чувствует и слышит.
- В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их.

- Какой частью речи являются данные слова?

- Какой теме будет посвящен наш урок?

- Сообщение темы и цели урока

Запись даты и темы урока

- Изучать местоимение мы будем по следующему плану:
1. Общее грамматическое значение, вопросы.
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая функция.
4. Роль и употребление в речи.


Создает проблемную ситуацию

Работа с предложением.
Он пришел два дня назад.

- Понятен ли вам смысл этого предложения?

- Кто или что он такой?








Самостоятельная работа в парах. Упр.363

Задача. Определите морфологические признаки личных местоимений в данном упр..

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости.

- Какие морфологические признаки имеет местоимение?
Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей, которые, как “запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова.
(А.А.Реформатский.)
Как называет местоимение Реформатский? Почему?


Работа с учебником

-упр.364
Упр.365

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР С.51








- К какому выводу пришли?

Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости.






Выполнять учебное задание, используя алгоритм

- 368




- Прочитайте задание, совпадает ли оно с вашим?

- Какие действия вы будете совершать, выполняя задание?





( + - справился хорошо

+- - думаю, что допустил ошибки

- - мне трудно, я пока не справился.)




















-О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?
Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?





Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.








Называют слова: каждого, из вас, нам, наш



слова являются местоимениями


- наш урок будет посвящен местоимению

- работают в тетрадях, записывают дату и тему урока














Записывают предложение в тетрадь.


Отвечают на поставленные вопросы.

Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос.

Читают предложение.
Теплый апрель пришел два дня назад.
Отвечают. Вместо, существительного апрель.

Записывают высказывание в тетради.

Отвечают. Почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они замещают.



Местоимение не называет предмет, а лишь замещает его.








Записывают в тетрадь.




Выполняют упражнения








Личные
Они указывают на лицо.

Работают в группах, выполняют задание.
Правильность выполнения задания проверяют по эталону.


Отвечают.

1. Прочитаю предложение

2. Спишу в тетрадь.

3. Выделю грамматическую основу.

4. Задам вопрос от грамматической основы к второстепенным членам предложения.

5. Определю, каким членом предложения оно является.

Подчеркну.




Второстепенные члены украшают, дополняют подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным.







Учащиеся отвечают.

Задают возникшие вопросы.
Личностные - настрой на позитивное начало урока

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками







Регулятивные – планирование урока

Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков














Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа.
Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.
Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.
Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе







Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.

Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.

Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.





Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.

Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок.








Регулятивные – контроль,оценка,коррекция.
Личностные – формирование критического мышления.
Регулятивные – понимание цели этого этапа работы.
Коммуникативные – умение сотрудничать.
Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.


Регулятивные – понимание цели того этапа работы.

Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы.

Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других







Познавательные – умение анализировать информацию.

Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.

Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности