Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме Местоимения. Личные местоимения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лотаковская основная общеобразовательная школа
Красногорского района Брянской области
Технологическая карта
урока русского языка в 5 классе
по теме «Местоимения. Личные местоимения»
Автор:
учитель русского языка и литературы
МБОУ Лотаковской ООШ
Ушакова Елена Николаевна
Технологическая карта урока.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2015.
Тема урока: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
Урок «открытия» нового знания.
Цели урока
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,
развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
2.Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
3.Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
4.Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации
5.Этап построения проекта выхода из затруднения.
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
Физкультминутка.
Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: закрепить полученные знания
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности
Домашнее задание.
Проверка готовности рабочих мест к началу урока. На столах у ребят лежат три смайлика. Ребята выбирают из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы!
Читаю стихотворение
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть осень прохладой в окна дышит.
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс друг дуга любит,
Чувствует и слышит.
- В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их.
- Какой частью речи являются данные слова?
- Какой теме будет посвящен наш урок?
- Сообщение темы и цели урока
Запись даты и темы урока
- Изучать местоимение мы будем по следующему плану:
1. Общее грамматическое значение, вопросы.
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая функция.
4. Роль и употребление в речи.
Создает проблемную ситуацию
Работа с предложением.
Он пришел два дня назад.
- Понятен ли вам смысл этого предложения?
- Кто или что он такой?
Самостоятельная работа в парах. Упр.363
Задача. Определите морфологические признаки личных местоимений в данном упр..
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости.
- Какие морфологические признаки имеет местоимение?
Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей, которые, как “запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова.
(А.А.Реформатский.)
Как называет местоимение Реформатский? Почему?
Работа с учебником
-упр.364
Упр.365
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР С.51
- К какому выводу пришли?
Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости.
Выполнять учебное задание, используя алгоритм
- 368
- Прочитайте задание, совпадает ли оно с вашим?
- Какие действия вы будете совершать, выполняя задание?
( + - справился хорошо
+- - думаю, что допустил ошибки
- - мне трудно, я пока не справился.)
-О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?
Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.
Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.
Называют слова: каждого, из вас, нам, наш
слова являются местоимениями
- наш урок будет посвящен местоимению
- работают в тетрадях, записывают дату и тему урока
Записывают предложение в тетрадь.
Отвечают на поставленные вопросы.
Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос.
Читают предложение.
Теплый апрель пришел два дня назад.
Отвечают. Вместо, существительного апрель.
Записывают высказывание в тетради.
Отвечают. Почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они замещают.
Местоимение не называет предмет, а лишь замещает его.
Записывают в тетрадь.
Выполняют упражнения
Личные
Они указывают на лицо.
Работают в группах, выполняют задание.
Правильность выполнения задания проверяют по эталону.
Отвечают.
1. Прочитаю предложение
2. Спишу в тетрадь.
3. Выделю грамматическую основу.
4. Задам вопрос от грамматической основы к второстепенным членам предложения.
5. Определю, каким членом предложения оно является.
Подчеркну.
Второстепенные члены украшают, дополняют подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным.
Учащиеся отвечают.
Задают возникшие вопросы.
Личностные - настрой на позитивное начало урока
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные – планирование урока
Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков
Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа.
Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.
Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.
Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе
Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации
Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.
Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.
Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.
Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.
Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок.
Регулятивные – контроль,оценка,коррекция.
Личностные – формирование критического мышления.
Регулятивные – понимание цели этого этапа работы.
Коммуникативные – умение сотрудничать.
Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.
Регулятивные – понимание цели того этапа работы.
Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы.
Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других
Познавательные – умение анализировать информацию.
Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.
Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности